Файл: Курсовая работа по дисциплине Возрастная психология и психология развития На тему Особенности развития личности в зрелом возрасте.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Возрастная психология и психология развития»
На тему: «Особенности развития личности в зрелом возрасте»
Группа Лх19П191
Студент
М.Н. Ершова
Преподаватель
Кирикова М.И.
МОСКВА 2023 г.
Оглавление
Введение 3
1 Личность и особенности развития её в зрелом возрасте 4
1.1 Определение личности, рост и развитие 4
1.2. Этапы развития жизни 8
1.3. Видение современных психологов на возрастную психологию в обобщённом варианте 10
2. Профессиональная деятельность в зрелом возрасте 22
2.1. Роль трудовой деятельности в интеллектуальном развитии взрослого 22
2.2. Основные линии онтогенеза 24
Заключение 26
Список используемых источников 27
Приложение 1 28
Приложение 2 30
Введение
С древнейших времен человек задумывался о своей природе, и том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.
В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. Потребности, интересы, идеалы, установки и ценности личности определяют, что хочет человек, его способности - что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть - каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение.
Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, таким образом, акцент делается на социальном начале. Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
Проблема развития личности, формирования личности как личности является центральной проблемой в системе психологических знаний. Поскольку детство человека уникально, продолжение его жизни от юности до старости уникально. Разнообразные материалы по человеческому развитию долгое время были частью учебных программ геронтологии.
Тем не менее, процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. По словам Э. Эриксона, продолжительность составляет от 25 до 65 лет, то есть 40 лет жизни. Если же учесть, что зрелость может быть оценена в диапазоне с 25-30 до 40, иногда даже более 50 лет или дольше.
Конец зрелости, однако, широко варьируется у каждого индивида, как и феномен: субъект, субъективность, личностный рост, самореализация, личностная самореализация (Абулханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Александрова Н.Х., Александровна А.В., Брушлинский А.В., Василюк Ф.Е., Слободчиков В.И., Юнг С. и другие).
Целью работы является изучение социально-психологических особенностей личности в зрелом возрасте.
Объектом исследования является личность в зрелом возрасте.
Предмет исследования - влияние развития личности на понимание смысла жизни в зрелом возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники по особенностям развития личности в зрелом возрасте.
2. Исследование социально-психологических особенностей и стилей общения людей зрелого возраста.
3. Выявить наиболее актуальные проблемы среднего возраста.
Гипотеза: мы исходим из предположения, что социально-психологические особенности влияют на переоценку ценностей, влекущую за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности на выбор стиля общения в зрелом возрасте.
1. Личность и особенности развития её в зрелом возрасте
1.1. Определение личности, рост и развитие
Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чем они различаются. Почему одни достигают успеха, а другие - нет? Почему одни страдают от сильных стрессов, а другие - нет? Почему одни воспринимают вещи именно так, а другие - иначе?
Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто дает больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит, мы должны понимать их именно в таком свете.
Выделив в качестве основного предмета исследования индивидуальные различия и целостного человека, как мы определим личность? Для широкой публики слово «личность» может выступать в роли оценочного суждения: если нам кто-то нравится, то потому, что он (или она) представляет собой «хорошую личность», или «масштабную личность». Однако ученым и студентам-психологам термин личность нужен для того, чтобы определить область изучения. Научное определение личности очерчивает область, которая подлежит рассмотрению и подсказывает нам, каким образом лучше всего к ее изучению подходить.
На данный момент будем использовать следующее рабочее определение личности: личность - это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения.
Это очень широкое определение, которое позволяет фокусировать внимание на множестве различных аспектов человека. В то же время оно подразумевает, что мы обращаем внимание на согласованные проявления чувств, мышления и поведения человека и на те его внутренние качества, которые отвечают за эти согласованности, а, например, не на рассмотрение качеств окружающей среды, которые отвечают за эти согласованности. Особый интерес представляет для нас то, как упомянутые чувства, мысли и внешние (наблюдаемые) действия увязываются друг с другом, формируя уникального, отличного от других индивида. Индивид есть продукт эволюционного развития, это есть некоторая целостность, некая неделимость. И в этом отношении понятие личность близко к понятию индивид. Таким образом, определение личности полезно настолько, насколько оно помогает превратить ту или иную сферу изучения в науку.
Итак, научное изучение личности включает систематическое стремление вскрыть и объяснить согласованности, повторяемости в мыслях, чувствах и наблюдаемых действиях людей, которые характерны для них в повседневной жизни.
Одна из самых серьезных задач, с которой сталкиваются психологи, - это объяснение развития индивидуальных различий и развития такой уникальной индивидуальности, какой является каждый из нас. Обычно детерминанты, определяющие развитие личности, подразделяют на генетические и средовые. К сожалению, это разделение часто приводит к настоящим баталиям по поводу того, что важнее для личности – природа (nature) или воспитание (nurture).
Причем под природой подразумеваются гены, а под воспитанием - воздействие среды. В разные моменты развития науки доминировал то один, то другой взгляд: маятник качался от всеобщего увлечения природой (генами) до признания примата среды (воспитания) и затем снова возвращался обратно. Ясно, что и генетическая, и средовая детерминанты важны для формирования человека.
Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности, особенно в отношении того, что делает нас уникальными индивидами, и как правило, более важны для таких характеристик, как интеллект и темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов и убеждений.
В одной работе приводится хороший пример индивидуальных различий по темпераменту, который касается уровней активности и робости. Некоторые дети более активны и более смелы, чем другие. Эти особенности могут сохраняться на протяжении многих лет: одни люди всегда хотят двигаться и действовать, а другие, как правило, предпочитают почитать или подремать, одни решительны и бесстрашны, а другие, как правило, робки и осторожны. Тот факт, что эти особенности появляются рано, сохраняются на протяжении длительного времени и, по-видимому, относительно не зависят от обучения, позволяет предположить, что они относятся к генетически обусловленным, или наследуемым, характеристикам. Генетические детерминанты также подчеркиваются теми исследователями личности, которые занялись нашим эволюционным наследием. Судя по их данным, многие паттерны поведения человека уходят корнями в наше эволюционное прошлое и связаны с генами, общими для людей и представителей других видов. Но, помимо этого, психологи-эволюционисты полагают также, что нас всех объединяют паттерны социальных отношений друг с другом. Например, характеристики, которые считаются желательными для особей женского или мужского пола, различная включенность мужчин и женщин в заботу о детях, альтруизм и основные переживаемые нами эмоции - все это, как предполагается, проявления эволюционного наследия, заложенного в генах. Таким образом, дети так же, как и взрослые, и шимпанзе так же, как и люди, переживают подобные эмоции, потому что у них общее эволюционное наследие и общая генетическая структура. Это не значит, что опыт не сказывается на том, какие эмоции чаще встречаются у данного индивида, или на том, когда, при каких условиях переживаются определенные эмоции и как они выражаются. Нет, опыт влияет, но развитие происходит в соответствии с заложенной генетической структурой.
В итоге, можно сказать, что роль генов состоит в том, что они обеспечивают принадлежность всех нас к единому человеческому роду и в то же время создают между нами индивидуальные различия.
К средовым детерминантам относятся влияния, которые делают нас похожими друг на друга, а также влияния, которые делают нас уникальными.
Одной из значимых средовых детерминант личности является опыт человека, связанный с его принадлежностью к определенной культуре.
Каждая культура имеет свои собственные институционализированные и санкционированные паттерны поведения, ритуалов и верований, которые передаются через обучение. Это означает, что большинство представителей данной культуры будут обладать определенными общими личностными характеристиками. Поэтому мы часто не подозреваем о культурных влияниях до тех пор, пока не вступим в контакт с носителями другой культуры. Именно потому, что мы принимаем влияние культуры как само собой разумеющийся факт, оно пронизывает, по сути, все стороны нашего существования.
Определенные паттерны поведения складываются благодаря влияниям, которым подвергаются все представители данной культуры, однако существуют и другие паттерны, возникающие вследствие принадлежности к определенному социальному классу. В личности индивида мало что можно понять без обращения к социальному классу, к которому принадлежит данный человек. Относится ли он к высшему или к низшему классу, к рабочему классу или классу квалифицированных специалистов - вопрос чрезвычайной важности. Классовый фактор определяет статус индивида, те роли, которые он исполняет в обществе, обязательства, которые он на себя принимает, и привилегии, которыми он пользуется. Этот фактор влияет на то, как индивид воспринимает себя и как он воспринимает представителей других социальных классов, а также и на то, как человек зарабатывает и тратит деньги. Подобно культурным факторам, классовые факторы оказывают воздействие на то, как человек определяет ситуацию и как реагирует на нее.
Помимо сходства поведения людей, детерминированного такими средовыми факторами, как принадлежность к одной культуре и к одному классу, факторы среды определяют и значительное разнообразие личностного функционирования внутри данного класса и данной культуры. Один из важнейших средовых факторов - это влияние семьи. Родители могут быть теплыми и любящими или враждебными и отвергающими, гиперопекающими и навязчивыми или понимающими потребность ребенка в свободе и автономии. Любой паттерн родительского поведения сказывается на развитии личности ребенка. Родители влияют на поведение своих детей тремя основными способами: