Файл: российский государственный университет правосудия северокавказский филиал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Между тем относительно крута законов и иных нормативных правовых актов, в которых выражается уголовная политика, в юридической литературе высказываются различные точки зрения. Кроме отраслей права, непосредственно регулирующих борьбу с преступностью (материальное, процессуальное и исполнительное уголовное законодательство, законодательство об административной ответственности, применяемой за преступления взамен уголовной ответственности и т. д.), сюда должны быть отнесены... межотраслевые (не являющиеся принадлежностью какой-либо отдельно взятой отрасли), многоотраслевые (являющиеся одновременно принадлежностью нескольких смежных отраслей) и комплексные (объединяющие черты как тех, так и других) правовые институты»

Перечисленные мнения являются достаточно важным ориентиром, указывающим на формы выражения уголовной политики, а их совокупность характеризует динамику развития научных взглядов по вопросу соотношения уголовной политики и уголовного права. Вместе с тем анализ приведенных суждений подтверждает, что они различны, неполны и недостаточно точны. При этом неполнота состоит в том, что уголовная политика выражается не только в законодательстве, тем более лишь в уголовном, но и в иных нормативных правовых актах высших органов власти, а также в тех нормах законов и иных нормативных правовых актов, на которые сделаны ссылки в диспозициях статей Особенной части УК РФ, в частности, относящихся к гражданскому, финансовому, таможенному праву, и в нормах ратифицированных международных договоров. Принимая во внимание сказанное, можно выстроить систему законов и других нормативных правовых актов, в которых выражается и закрепляется уголовная политика. Представляется, что данная система, где законы и другие нормативные правовые акты классифицированы по такому «смешанному критерию», как уровень и значимость воздействия на преступность, включает:

  • — общие нормы, содержащиеся в Конституции РФ;

  • — нормы, содержащиеся в кодифицированном уголовном, уголовнопроцессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве (УК РФ, УПК РФ, УИК РФ);

  • — нормы, содержащиеся в некодифицированных законах (в частности, ФЗ от 12 августа 1995 г. (ред. от 21.12.2013) «Об оперативнорозыскной деятельности»[1], ФЗ от 6 марта 2006 г. (ред. от 21.12.2013) «О противодействии терроризму»[2] и др.;

  • — нормы, содержащиеся в законах и в других нормативных правовых актах, на которые в конкретизированном или неконкретизирован- ном виде сделаны ссылки в бланкетных диспозициях статей Особенной части УК РФ и без которых применение таких статей невозможно (нормы, содержащиеся в Налоговом кодексе РФ, Постановлении Правительства РФ, например, «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» от 30 июня 1998 г.);

  • — нормы, содержащиеся в международных договорах, регламентируемых ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. (ред. от 25.12.2012) «О международных договорах Российской Федерации»


Центральное место в выражении государственной уголовной политики занимает уголовный закон, поскольку он согласно ч. 2 ст. 2 УК РФ «устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений».

В связи со сложностью, многообразием и разноуровневостью направлений уголовной политики выражение и закрепление в уголовном законе каждого из них неодинаково и зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются степень обобщения; содержание; соотношение с другими отраслями действующего российского законодательства. Указанные обстоятельства могут быть приняты за критерии для классификации направлений уголовной политики с позиции их выражения и закрепления в уголовном законе:

  • — декриминализация деяний, ранее признававшихся преступлениями;

  • — криминализация деяний, ранее не считавшихся преступлениями;

  • — депенализация наказания, т. е. отмена отдельных видов наказаний либо смягчение строгости наказаний за некоторые виды преступлений и т. д.;

  • — пенализация, т. е. установление более строгих наказаний, либо усиление строгости наказаний, либо отмена менее строгих видов наказаний;

  • — изменение и уточнение норм Общей и Особенной частей уголовного законодательства, а в УК РФ — еще и изменение его структуры, и борьбу с организованной преступностью и коррупцией

Таким образом, соотношение уголовной политики и уголовного закона заключается в том, что в уголовном законе выражаются и закрепляются уголовная политика и те ее направления, которые связаны с материальным уголовным правом. Поскольку действующее уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса РФ, постольку направления уголовной политики, относящиеся к материальному уголовному праву, выражаются и закрепляются именно и исключительно в данном Кодексе, основанном на Конституции РФ и общепризнанных принципах, и нормах международного права. При этом уголовный закон является либо конкретизацией и детализацией конституционных установлений, либо единственным источником, содержащим как общие, так и конкретизированные положения.

Необходимость реформы российского уголовного законодательства вызвана различными предпосылками. Определяющие из них находятся в социально-экономической, политической и правовой сферах. К основным предпосылкам относятся социально-экономические преобразования, происшедшие в Российской Федерации в последние два десятилетия, состоящие в переходе к новым условиям экономической деятельности, в частности рыночной экономике, характеризующие направленность на становление новых социально-экономических реалий. Социально-экономические

преобразования отличаются многообразием, противоречивостью, неопределенностью направленности.

Субъективные предпосылки — это интеллектуально-волевое отражение и закрепление в политике и праве социально-экономических преобразований. Они определяют политико-психологические предпосылки реформы уголовного законодательства, их восприятие населением.

В последние годы представление о сущности уголовного закона приобрело настолько искаженные черты, что позволяет субъектам, обладающим законодательной инициативой рассматривать его, с одной стороны, как панацею от всех обрушивающихся социальных проблем, а с другой — как источник популяризации государством идеи о «гуманизации» уголовной политики. Как показывает практика, принимаются целые пакеты документов с изменениями, направленных, согласно официальной версии, на гуманизацию уголовной политики и уголовного законодательства. Так, только за период 2007—2011 гг. уголовный закон подвергался реформированию более 60 раз, что почти в два раза превышает количество законов, принятых в связи с его изменением за предыдущие десять лет (1997—2006 гг.). Подобный интерес к уголовному законодательству сопровождается тем, что оно стремительно растет в объеме и не менее стремительно теряет в качестве. Принятие научно не обоснованных решений все больше приводит к ухудшению структурной взаимосвязи и правового содержания уголовного закона. Традиционно умеренная динамика фиксируемых уголовным законом общественных отношений, отличающая их от интенсивно эволюционирующих отношений, регулируемых другими отраслями права, порождает серьезные сомнения и в социальной обусловленности уголовно-правовых предписаний, массово включенных в УК РФ в последние годы. Результатом такого непродуманного с социальной и юридической точек зрения подхода к уголовно-правовому реформированию стали бессистемность уголовного законодательства, грубые противоречия изменяющихся норм уголовного закона общим положениям, обреченность большинства создаваемых предписаний на бездействие, а также их неэффективность. Между тем названные направления не исчерпывают всех возможностей совершенствования уголовного законодательства. Так, по мнению некоторых правоведов, труднообъяснимым парадоксом современной уголовной политики, в значительной мере, основанной на либеральных ценностях, является пренебрежение превентивными подходами, явная недооценка предупреждения преступности как наиболее гуманного направления борьбы с ней такая позиция базируется на общечеловеческих нормах и принципах, основанных на таких стержневых категориях, как справедливость, честь, достоинство, уважение человеческой личности. Кроме того, с учетом дальнейшей интеграции Российской Федерации в мировое и европейское сообщество особое значение в формировании уголовной политики приобретает соответствие национального уголовного законодательства международноправовым актам.


Кроме того, правоведы называют следующие направления совершенствования Уголовного кодекса РФ:

  • — разработка новых, эффективных видов наказания и совершенствование существующих с целью уменьшения доли лишения свободы в структуре применяемых наказаний;

  • — обновление и совершенствование норм об экономических преступлениях в связи с развитием правовой базы экономических отношений, появлением их новых форм;

  • — обновление и совершенствование норм об ответственности за совершение преступлений террористического характера, а также норм, направленных на противодействие организованной преступности;

  • — разработка норм уголовного законодательства, предназначенных для применения во время военных действий и в боевой обстановке;

  • — имплементация в уголовное законодательство норм международного права, приведение УК РФ в соответствие с международными правовыми актами;

  • — декриминализация многих преступлений небольшой тяжести с установлением за них административной ответственности

Таким образом, основные направления дальнейшего совершенствования уголовного законодательства как формы выражения уголовной политики государства должны заключаться в соответствии уголовно правовых норм реалиям и требованиям современного общества и государства; в совершенствовании системы уголовных наказаний и дальнейшей дифференциации уголовной ответственности за совершение преступлений; в совершенствовании норм, направленных на общую профилактику преступности, и обязательном учете общепризнанных норм международного права. Уголовная политика, одно из направлений которой — совершенствование законодательства, традиционно юристами считается стабильной отраслью права. Оно регулирует важные сферы жизнедеятельности: обеспечивает охрану жизни и здоровья, свободу, честь и достоинство человека, собственности и других жизненно важных интересов и существенно «вторгается» в основные права и свободы человека при совершении виновным лицом преступления. Учитывая природу, роль и значение уголовно-правовой отрасли, частое внесение изменений в уголовное законодательство последнего времени следует признать в большей части негативным явлением, хотя нельзя не признать и некоторые позитивные изменения отдельных уголовно правовых норм и направлений, связанных с противодействием преступности. К сожалению, следует отметить, что за прошедший, более чем пятнадцатилетний период применения, действующего УК РФ в него внесено множество не всегда продуманных,
хаотично подготавливаемых, не имеющих плановых и концептуально определенных изменений и дополнений. Иногда можно подумать, что такие законопроектные предложения являются способом пиара отдельных депутатов Госдумы по принципу: сегодня приняли изменения — завтра отменим, или, наоборот, законодатель фактически «экспериментирует» с уголовным законодательством[7]. Изменения уголовного закона системностью не отличаются, часто продиктованы сиюминутной выгодой или событиями, а не обусловлены переменами в общественных отношениях и складывающейся криминальной ситуацией.

Значительные изменения внесены в главы 16,20 и 21 УК РФ. Из одиннадцати статей гл. 21 УК «Преступления против собственности» к настоящему времени в ней не осталось без правки ни одной, при этом все они подвергались изменению не один раз, в статью 158 УК РФ «Кража» внесены десять изменений, а к одной статье 159 УК РФ «Мошенничество» в ноябре 2012 г. было добавлено еще шесть, которые, если законодатель посчитал бы необходимым, могли быть включены в Уголовный кодекс РФ в качестве квалифицирующих признаков.

Интерес представляет динамика вносимых количественных изменений. Она выглядит следующим образом: в течение 1997 и 2000 гг. изменений не вносилось, в 1998—2002 гг. — от 24 до 32, в 2004 г. — 30, в 2005 г. — 10, в 2006 г. — 27, в 2007 г. — 38, в 2008 г. — 42. Наибольшее количество изменений в нормы уголовного законодательства было внесено в 2003 г. — 508, в 2009 г. — 261, в 2010 г. — 142, в 2011 г. — 162, в 2012 г. — 426. Только с октября 2011 г. было внесено в Общую часть УК РФ 52 изменения. В Особенной части Уголовного кодекса за тот же период особенно много поправок претерпела глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» (всего 84), глава 16 «Преступления против жизни и здоровья» (всего 44). Казалось бы, все правильно, что может быть важнее защиты экономики в наш затянувшийся переходный период, ну а о защите жизни и здоровья и вопрос ставить не приходится — это вечная социальная ценность, которую необходимо защищать уголовно-правовыми средствами

В рамках уголовной политики государства возникает необходимость в умении различать, оценивать и принимать меры, во-первых, к повышению эффективности уголовно-правовых норм и институтов; во-вторых, к повышению эффективности правоприменительной практики; в-третьих, совершенствованию организационных и иных мер оптимизации по применению всех средств реализации уголовной политики. Эти направления могут, безусловно, развиваться одновременно, но они должны быть на плановой и долгосрочной, продуманной и взвешенной основе, возможно закрепленной в Концепции уголовной политики, утвержденной руководством государства. И если нормы права после их принятия приобретают в большей степени объективные (заданные законодательной нормой) качества, правоприменительная практика в большей степени лежит в плоскости субъективной и во многом зависит от системы организации, профессиональных знаний, навыков, умений и добросовестности конкретных лиц, обеспечивающих их применение, оптимизация реализации уголовной политики нередко носит объективно-субъективный характер. Объективные обстоятельства при этом в основном связаны с возможностями ресурсов, которые может выделить бюджет России и субъектов РФ, субъективные обстоятельства обусловлены готовностью, мотивированностью и активностью деятельности правоохранительных органов и должностных лиц при реализации уголовной политики. В комплексности воздействия этих направлений на преступность как раз и проявляются положительные свойства уголовной политики России.