Файл: Выводы к главе Глава . Практическая работа по развитию коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение Краснодарского края

«Новороссийский социально-педагогический колледж»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Развитие коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы во внеурочной деятельности

Автор: Синченко Арина Александровна

3 курс группа 3-11 Специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Научный руководитель: Захарова М.А.
Новороссийск

2023

Содержание

Введение……………………………………………………………...... 3

Глава Ⅰ. Теоретические основы развития коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы во внеурочной деятельности…………………………………………………………....

    1. Определение понятия «коммуникативные навыки» у младших школьников …….………………………………………………...

    2. Методы и формы формирования коммуникативных навыков у

младших школьников во внеурочной деятельности…………...

    1. Групповая работа во внеурочной деятельности как средство развития коммуникативных навыков………………………………………

Выводы к Ⅰ главе………………………………………………………

Глава Ⅱ. Практическая работа по развитию коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы во внеурочной деятельности………………………………………………………………

2.1.

2.2. Организация работы по формированию коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности в групповой работе..

Введение

Вид профессиональной деятельности: ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

С первым вздохом при появлении на свет малыш попадает в мир, где все люди умеют контактировать друг с другом, выстраивать отношения. В период с трех до семи лет ребенок овладевает первичными навыками общения. Он учится понимать мир, в котором живёт, учится взаимодействовать с другими людьми в процессе коммуникации. В школу в первый класс ребёнок приходит со своим багажом коммуникативных навыков, который он обрёл за свой дошкольный период. Но бывает так, что его оказывается недостаточно для того, чтобы без проблем влиться в новый коллектив, начать с ним взаимодействовать и найти новых друзей.


В мире постоянно происходят изменения, меняются и запросы общества. Расширяются возможности общения и повышается значимость коммуникативных навыков в периоде школьного обучения. Поэтому в процессе обучения младших школьников возрастает необходимость использовать различные формы обучения. Они обязательно должны включать в себя работу учеников в паре и группах. Это позволит учащимся научиться сотрудничать друг с другом и находить общий язык в ходе совместной работы.

В процессе школьного обучения учащиеся должны не только просто усваивать школьную программу, но и научиться решать сложные коммуникативные задачи. Они должны учиться организовывать деловое общение, сотрудничать, взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

Из-за того, что в младшем школьном возрасте у детей навыки межличностного общения ещё не полностью развиты, может возникнуть много трудностей. Из-за этих трудностей ребенок может закрыться в себе, чувствовать одиночество, либо выбирать неправильные способы построить дружеские отношения в классном коллективе. После чего у школьника возникают коммуникативные трудности по отношению к его учителю, родителям, сверстникам, которые в последствии выражаются в форме агрессивности, негативизма, непослушания, неуверенности к себе. Ребёнок будет не доволен своим положением в коллективе и это может сказаться на нравственном развитии личности.

Благоприятные межличностные отношения как в школе, так и вне её стен оказывают хорошее влияние на успеваемость ребенка, его психологическое состояние и желание общаться с другими людьми.

Общение детей друг с другом в коллективе класса по большей части зависит от учителя. Он через учебную деятельность создает благоприятные межличностные отношения в своем классе. Учебная деятельность содействует созданию и сплочению коллектива. Процесс включения ребенка в коллектив очень сложен. Дети отличаются друг от друга взглядами, интересами, навыками. Поэтому каждый ребенок входит в коллектив по-разному и каждому нужен определенный период времени, чтобы стать его полноценной частью.

Не только на уроках, но и во внеурочной деятельности формируется навык межличностного общения. Мало внимания уделяется изучению способов, методов, путей формирования коммуникативных навыков учащихся именно во внеурочной деятельности. Недостаточно используются возможности внеурочной деятельности, а именно включение в неё разных практико-ориентировочных способов формирования межличностных отношений.



Актуальность данной дипломной работы заключается в следующем: развитие коммуникативных навыков у младших школьников очень сложный и неоднозначный процесс, поэтому для создания в коллективе благоприятных межличностных отношений должно быть больше групповых работ, чем можно позволить на обычном уроке. Групповая работа во внеурочной деятельности способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Главной особенностью внеурочной работы является отсутствие контроля за результатами работы, что, с одной стороны, затрудняет оценку деятельности, а с другой – позволяет создавать более благоприятную обстановку и способствует неофициальности общения. Именно поэтому групповая работа во внеурочной деятельности может дать лучший результат в развитии коммуникативных навыков у младших школьников. Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследовательского явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Предмет исследования:

Цель исследования: изучение и частичное апробирование внеурочных занятий для развитие коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «коммуникативные навыки» у младших школьников.

  2. Изучить методы и формы формирования коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности;

  3. Проанализировать особенности групповой работы во внеурочной деятельности;

  4. Разработать и частичное апробирование внеурочных занятий для развитие коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы.

  5. Составить методические рекомендации….

Методы исследования:

  • Теоретические методы: анализ литературы по данной проблеме;

  • Эмпирические методы: беседа, наблюдение;

  • Методы обработки и интерпретации данных.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы, приведенные в работе, могут быть полезны как учителям начальных классов, так и студентам педагогического училища в период прохождения педагогической практики.


Структура работы состоит из: введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы во внеурочной деятельности

    1. Определение понятия «коммуникативные навыки» у учащихся начальной школы

Вся человеческая жизнь состоит из взаимодействия с социумом, построения отношений с различными людьми посредством общения. Само общение выполняет очень важную роль для любого человека и его психического состояния, что отражается на его поведении по отношению к окружающим людям.

Коммуникация – это общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно- трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. Более того, коммуникация рассматривается не только как обмен информацией, но и как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, налаживания межличностных отношений. В процессе общения каждый человек постепенно овладевает коммуникативными навыками. Существует множество различных подходов и взглядов к определению понятия «коммуникативные навыки».

Говоря о коммуникативных навыках, имеют в виду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример взрослых, общение со сверстниками, педагогами и родителями. Под понятием «коммуникативные навыки» также понимают коммуникативные действия учащихся, умение правильно применить их в процессе общения и выстраивать свое поведение в соответствии с задачами общения. В психологии «коммуникативные навыки» - это характеристика особенностей ориентации человек в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им основных доминант коммуникатора.

В структуре коммуникативных навыков выделяют несколько компонентов:

  1. Когнитивно-регулятивный – способствует получению у младших школьников опыта общения, формированию качеств личности, способной к установлению межличностных контактов, осознанию правил поведения и общения в социуме;

  2. Эмоционально-мотивационный – раскрывает содержательное пространство личности, систему отношений, которая направляет психическую активность человека на удовлетворение существующих потребностей.

  3. Деятельно-практический - обеспечивает актуализацию знаний и отношений личности, дает ребенку возможность перестраивать знания, применять их в соответствии с ситуацией, переносить в новые обстоятельства межличностной коммуникации.


В младшем школьном возрасте можно развивать такие навыки межличностного общения как:

  • учет различных точек зрения на один и тот же вопрос, ориентация на позицию собеседника при взаимодействии с ним;

  • использование речевых средств для выполнения коммуникативных задач, владение монологической речью;

  • способность принимать различные мнения и стремится к использованию различных позиций собеседников при сотрудничестве с ними;

  • иметь собственное мнение и позицию на какие-либо вопросы;

  • при возникновении разногласий приходить к единому решению вопроса, развивать умение договариваться друг с другом;

  • корректно задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Сформированные коммуникативные навыки рассматриваются как способность младших школьников анализировать языковые и внеязыковые понятия, явления, закономерности, сравнивать, обобщать их, выделять главные и второстепенные признаки; представлять и с помощью языковых выразительных средств описывать предметы, явления, события, делать предположения относительно способа решения проблемных ситуаций, подбирать доказательства для подтверждения или опровержения собственных и чужих мнений, позиций, использовать собственный и опосредованный опыт и критически оценивать свои и чужие высказывания.

При низком уровне сформированности коммуникативных навыков у младших школьников отмечается неумение использовать коммуникативные средства для выстраивания межличностных отношений в коллективе класса, минимальные способности к использованию системы языка. Средний уровень сформированности коммуникативных навыков указывает на наличие первоначальных навыков использования системы языка, частичное владение коммуникативными средствами. Высокий уровень развития навыков межличностного общения указывает на высокие способности младшего школьника к использованию коммуникативных средств общения и творческого применения социокультурной, диалектической информации в коммуникативных ситуациях.

Процесс общения выполняет главную роль в овладении коммуникативными навыками. Именно в ходе общения человек приобретает умение найти выход из различных спорных ситуаций, налаживать контакты с окружающими его людьми, правильно трактовать их поведение и спокойно реагировать на различные проявления эмоций, воспринимать критику и учится корректно выражать свое несогласие с чем-либо, недовольство и другие чувства непринятия, умение начать и вести разговор, удержать интерес собеседника в общении.