Файл: Выводы к главе Глава . Практическая работа по развитию коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эффективность процесса развития коммуникативных навыков зависит от правильности выбора педагогом соответствующих форм работы с младшими школьниками. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательного учреждение.

В начальной школе основными формами организации работы младших школьников являются фронтальные, групповые, индивидуальные.

Фронтальная форма работы предполагает работу всего класса над единым заданием, позволяет работать в одном темпе. Недостатком является то, что процессом руководит учитель, он направляет и организует деятельность учащихся, что мешает развитию самостоятельности детей. При этом организовать совместную работу можно только в ходе учебной дискуссии.

Учебная дискуссия-одна из форм работы, которая способствует повышению коммуникативной культуры, развивает мышление, мотивирует учащихся анализировать и оценивать свои собственные действия и мысли, учит принимать различные точки зрения на один и тот же вопрос, правильно критиковать мнение других.

Индивидуальная форма работы будет направлена на работу с конкретным учеником и коррекцию каких-либо возникших проблем.

Групповая форма работы предполагает включение всех участников образовательного процесса, деление на группы, которые в ходе выполнения поставленных задач идут к общей цели, имеют общий план работы и учатся взаимодействовать друг с другом.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, дебаты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественные полезные практики и т.д.

Для построения внеурочной деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков можно использовать форму организации взаимной проверки заданий, задания для полной группы, создание учебных конфликтов, а также обсуждение младшими школьниками выходов и способов решения поставленных задач. В ходе анализа результата деятельности обе группы могут подмечать ошибки, допущенные другой группой и выносить их на обсуждение для выявления причин сделанных ошибок, полного их разбора.

Наиболее часто используемая форма работы это групповая, в ходе которой младшие школьники осмысливают учебные задачи. Работая сообщая, дети распределяют между собой роли и функции, которые будут ими выполняться, составляют план дальнейшей работы. С помощью данной формы работы происходит включение всех учащихся класса в общую работу, создается настрой на результат, происходит активная познавательная деятельность в ходе общения.


В начальной школе для эффективности развития навыков межличностного общения используют вербальные методы, практические, репродуктивные, наглядные.

При проведении занятий активно используется такой метод как беседа. В ходе беседы преподаватель может использовать различные наглядные материалы, приводить интересные примеры из жизни, знакомить с фактами, чтобы ученики были максимально задействованы в работе, испытывали интерес к прослушанной информации, формировали навыки вербального общения.

Используются различные рассказы, с целью вызвать у младших школьников эмоциональный отклик, разбирать конкретные ситуации и давать оценку действий.

Основным методом организации внеурочной деятельности являются логические, деловые игры, которые имитируют конфликтные и проблемные ситуации различного рода. В своих работах Д.Б. Эльконин подчеркивал значение игровой деятельности для развития психики детей. Именно в процессе проигрывания различных ролей и взаимодействия со сверстниками в игровых ситуациях, ребенок приобретает опыт общественного взаимодействия

Для установления взаимосвязей, договоренностей в ходе выполнения поставленных задач, развития навыков сотрудничества используется метод кооперативного обучения. Данный метод предполагает выявление проблемной ситуации, разработка плана действий для ее решения совместно с участниками группы, где каждый имеет ответственность за происходящее. По окончанию работы педагог оценивает работу групп и делает общий вывод.

Метод социальной терапии основывается на принятии и признании ребенка среди взрослых и сверстников, поддержки его в различных ситуациях. Данный метод используется с целью повышения социального статуса детей, уверенности в своих силах, выработки адекватной самооценки, умения принять помощь со стороны.

Для того, чтобы помочь младшим школьником освоить правила поведения и общения с окружающими людьми также используется метод поведенческого тренинга. На занятиях его используют при низком уровне развития навыков межличностного общения у детей.

Метод проектов направлен на совместную творческую деятельность младших школьников, в ходе которой составляется план работы, определяют цели и задачи, выделяют методы и способы работы, для достижения общего результата.



Для эффективной стимуляции речи младших школьников на занятиях используют метод мозговой штурм, в ходе которого учащиеся высказывают свое мнение на какой-либо вопрос без оценивания его со стороны. На доске педагог фиксирует высказанные мысли и идеи. Мозговой штурм не закончиться до тех пор, пока не закончатся идеи или не закончится время отведенное на данный метод.

Таким образом, очень важно во младшем школьном возрасте развивать у детей коммуникативные навыки. В начальной школе для развития коммуникативной сферы личности учащихся используют внеурочную деятельность. Формы и методы проведения внеурочного занятия очень разнообразны. При применении различных форм и методов работы с обучающимися можно прийти к успешному личностному росту детей. Совместная деятельность с классом, группой сверстников, проявление своей индивидуальности перед коллективом будет иметь результат при корректном построении занятий по внеурочной деятельности, использовании различных форм и методов работы. Все это будет влиять на формировании коммуникативных навыков у младших школьников.

Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса. Она представляет собой проведение занятий вне учебной деятельности. Существуют различные виды внеурочной работы, что делает деятельность учащихся разнообразнее, способствует повышению уровня коммуникативных навыков, является дополнительной возможностью для проявления индивидуальных качеств младших школьников.

Одной из форм внеурочной деятельности является групповая работа. Она позволяет организовать коллективную деятельность учащихся в малых группах, процессом которой заведует педагог.

  Групповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на у рой являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;


-  задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения; школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать; друг друга.

При групповой форме работы на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученик, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Преимущества групповой формы работы: 
Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу. 
          Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны. 
            В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков). В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания. 

    1. Групповая работа во внеурочной деятельности


В наши дни школа является одним из главных мест, где дети могут общаться в коллективе со сверстниками, приобретать навыки коммуникативной деятельности. Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.

Групповая работа положительные и отрицательные аспекты во внеурочной деятельности.

Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;

  • каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;

  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);

  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.