Файл: Выводы к главе Глава . Практическая работа по развитию коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы во внеурочной деятельности.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп.
Комплектование групп можно осуществлять:
-
по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы( по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.); -
по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду); -
по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).
При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов.
Глава Ⅱ. Практическая работа по развитию коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы во внеурочной деятельности
2.1.
2.2. Организация работы по формированию коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности в групповой работе
На основе изучения теоретических источников и анализа опыта педагога мы убедились в том, что:
- коммуникативные умения выступают как самый энергичный активатор, стимулятор внеурочной деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом, поскольку характеризуется сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании.
- применение групповой работы во внеурочной деятельности, является активным средством формирования коммуникативных умений.
Руководствуясь выводами о том, что развитию коммуникативных умений способствуют подобранные с учетом методических требований формы внеурочной деятельности, обусловленные разноплановостью содержания, целями и задачами этой работы, на эмпирическом этапе исследования на базе (ШКОЛА) разработаны и частично апробированы внеурочные занятия.
Цель: формирование у обучающихся младшего школьного возраста коммуникативных умений.
Задачи:
1. Организовать разнообразную эмоциональную личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.
2. Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.
3. Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
4. Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе.
Комплекс мероприятий направлен на формирование, совершенствование коммуникативных умений (владение средствами общения, выражение собственного мнения, доброжелательное взаимодействие с одноклассниками, умение выслушать товарища, участвовать в коллективном обсуждение проблем и задач, работать в группе).
Планируемые результаты:
1. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
2. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
3. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
4. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
5. Обучающиеся научатся участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
При организации занятий учитывались следующие методические требования:
- в начале занятий педагог побуждает детей к разговору о теме и цели
предстоящей работы, к обсуждению ее плана;
-делят успехи и ответственность с другими;
-узнают друг о друге много интересного.
Отношения «педагог-обучающийся», «ученик-ученик», строились с учетом правил взаимодействия.
- хочешь говорить – подними руку;
- дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его;
- обращение начинается с имени;
- критика должна быть тактичной;
- отсутствие результата – тоже результат;
Выстраивая отношения с детьми, побуждая их к активности, заботясь о создании здорового психологического климата в детской группе, педагог стремился:
- помочь детям преодолеть неуверенность в собственных силах («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»; «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»; «Задание довольно легкое, это в твоих силах»);
- авансировать успешность результата: («У вас обязательно получится»; «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»);
- чтобы избежать поражения, путем намека, пожелания инструктировать в способах и формах совершения деятельности («Возможно, лучше всего начать с…»; «Выполняя работу, не забудьте о…»);
- вносить мотив, показывая детям ради чего, ради кого совершается эта деятельность («Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»);
- указывать на персональную исключительность, обозначая важность усилий каждого ребенка в предстоящей деятельности («Только ты и мог бы...»; «Только тебе я и могу доверить…»; «Ни к кому, кроме тебя, я не могу»).
Внеурочная деятельность «Основы общения» состоит из 5 внеурочных занятий.
Цели:
-
дать возможность ребёнку почувствовать, что он, как каждый человек, включен в систему отношений, что он может активно действовать внутри неё и исследовать её; -
показать детям, что отношения могут нравиться и не нравиться; -
помочь детям понять, как важно знать, что у другого человека есть свои интересы, потребности, желания; -
развивать у детей необходимые качества для общения; -
обучать детей основам общения.
Контроль за результатами освоения программы:
1. Наблюдение за применением учащимися полученных на занятиях навыков в ситуации общения и взаимодействия в социуме.
2. Создание «итогового продукта» по разделам: памятки по темам.
Изучаемые темы: Приветствия. Как извиняться. Просьба. Комплименты. Терпимость.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение.
Учебно-тематическое планирование
№ | Темы внеурочных занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
1 | Приветствия | 1 | Мультфильм «Приветствие». Упражнение «Смешное приветствие». |
2 | Комплименты | 1 | Упражнение «Накопительные комплименты». |
3 | Просьба | 1 | Мультфильм «Просьба». Упражнение «Просьба». |
4 | Терпимость | 1 | Мультфильм «Терпимость». Упражнение «Друзья, не похожие на меня». |
5 | Как извиняться | 1 | Мультфильм «Как правильно прощаться». Упражнение «До свидания». |