Файл: Выводы к главе Глава . Практическая работа по развитию коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп.

Комплектование групп можно осуществлять:

  • по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы( по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);

  • по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);

  • по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).

При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. 

Глава Ⅱ. Практическая работа по развитию коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы во внеурочной деятельности

2.1.

2.2. Организация работы по формированию коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности в групповой работе

На основе изучения теоретических источников и анализа опыта педагога мы убедились в том, что:

- коммуникативные умения выступают как самый энергичный активатор, стимулятор внеурочной деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом, поскольку характеризуется сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании.

- применение групповой работы во внеурочной деятельности, является активным средством    формирования коммуникативных умений.

Руководствуясь выводами о том, что развитию коммуникативных умений способствуют подобранные с учетом методических требований формы внеурочной деятельности, обусловленные разноплановостью содержания, целями и задачами этой работы, на эмпирическом этапе исследования на базе (ШКОЛА) разработаны и частично апробированы внеурочные занятия.


Цель: формирование у обучающихся младшего школьного возраста коммуникативных умений.

Задачи:

1. Организовать разнообразную эмоциональную личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.

2. Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.

3. Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.

4. Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе.

Комплекс мероприятий направлен на формирование, совершенствование коммуникативных умений (владение средствами общения, выражение собственного мнения, доброжелательное взаимодействие с одноклассниками, умение выслушать товарища, участвовать в коллективном обсуждение проблем и задач, работать в группе).

Планируемые результаты:

1. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

2. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

3. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

4. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. 

5. Обучающиеся научатся участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

При организации занятий учитывались следующие методические требования:

 - в начале занятий педагог побуждает детей к разговору о теме и цели

предстоящей работы, к обсуждению ее плана;

-делят успехи и ответственность с другими;

-узнают друг о друге много интересного.

Отношения «педагог-обучающийся», «ученик-ученик», строились с учетом правил взаимодействия.

- хочешь говорить – подними руку;

- дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его;

- обращение начинается с имени;

- критика должна быть тактичной;

- отсутствие результата – тоже результат;

Выстраивая отношения с детьми, побуждая их к активности, заботясь о создании здорового психологического климата в детской группе, педагог стремился:



- помочь детям преодолеть неуверенность в собственных силах («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»; «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»; «Задание довольно легкое, это в твоих силах»);

- авансировать успешность результата: («У вас обязательно получится»; «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»);

- чтобы избежать поражения, путем намека, пожелания инструктировать в способах и формах совершения деятельности («Возможно, лучше всего начать с…»; «Выполняя работу, не забудьте о…»);

- вносить мотив, показывая детям ради чего, ради кого совершается эта деятельность («Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»);

- указывать на персональную исключительность, обозначая важность усилий каждого ребенка в предстоящей деятельности («Только ты и мог бы...»;  «Только тебе я и могу доверить…»; «Ни к кому, кроме тебя, я не могу»).

Внеурочная деятельность «Основы общения» состоит из 5 внеурочных занятий.

Цели:

  • дать возможность ребёнку почувствовать, что он, как каждый человек, включен в систему отношений, что он может активно действовать внутри неё и исследовать её;

  • показать детям, что отношения могут нравиться и не нравиться;

  • помочь детям понять, как важно знать, что у другого человека есть свои интересы, потребности, желания;

  • развивать у детей необходимые качества для общения;

  • обучать детей основам общения.

Контроль за результатами освоения программы:

1. Наблюдение за применением учащимися полученных на занятиях навыков в ситуации общения и взаимодействия в социуме.

2. Создание «итогового продукта» по разделам: памятки по темам.

Изучаемые темы: Приветствия. Как извиняться. Просьба. Комплименты. Терпимость.

Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение.

Учебно-тематическое планирование



Темы внеурочных занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

1

Приветствия

1

Мультфильм «Приветствие». Упражнение «Смешное приветствие».

2

Комплименты

1

Упражнение «Накопительные комплименты».

3

Просьба

1

Мультфильм «Просьба». Упражнение «Просьба».

4

Терпимость

1

Мультфильм «Терпимость». Упражнение «Друзья, не похожие на меня».

5

Как извиняться

1

Мультфильм «Как правильно прощаться». Упражнение «До свидания».