ВУЗ: Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
Категория: Книга
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 24750
Скачиваний: 28
ный личностный тест (Minnesota multiphasic personality inventory —
тест
(16PF — опросник), диагностика межличностных отноше-
ний Т.
диагностический опросник
Личко и Н.Я. Иванова, косвенное измерение системы самооценок (КИСС).
Основные принципы проведения исследования по перечисленным методи-
кам, направленность их на те или иные функции и оценка результатов даны
в табл.1.
1 . Основные методики исследования личности больного
Методика
Направленность
Задача испытуемого
Принципы оценки
результатов
Тест
Люшера
MMPI
Опрос-
ник
Кеттелла
ТАТ
Исследование функ-
ционального, эмоци-
онального
(настроения), наибо-
лее устойчивых черт
Исследование соз-
нательного и не-
осознаваемого уров-
ней отношения чело-
века (цветовые ас-
социации)
Многопрофильное
исследование лич-
ности по 9 шкалам
Исследование диаг-
ностирует черты лич-
ности (конституцио-
нальные факторы)
Проективное иссле-
дование раскрытия
внутреннего мира
личности, субъек-
тивных пережива-
ний, мыслей
Предъявляются карточки 8 цве-
тов (каждый цвет имеет свою
психологическую интерпрета-
цию). Испытуемый составляет
последовательность цветов по
предпочтению (делается 2 вы-
бора)
Совместно с психологом со-
ставляется
из окружения. Предъявляется
8 цветов (соответствующих цве-
там теста Люшера). Каждому
лицу (понятию) подбираются
подходящие цвета
Предлагается текст опросника,
утверждения которого касают-
ся состояния здоровья и харак-
тера испытуемого. На специ-
альном бланке фиксируются от-
веты испытуемого (да или нет)
Испытуемому предлагается
текст опросника, вопросы кото-
рого носят проективный харак-
тер, отражают обычные жиз-
ненные ситуации. Ответы зано-
сятся на специальный бланк (да,
нет, иногда)
Испытуемому предлагается ряд
фотографий, отображающих
неопределенные ситуации (с
участием одного или несколь-
ких персонажей) и имеющих
эмоциональный подтекст. Испы-
туемый составляет по этим кар-
тинкам рассказ, в котором от-
ражается временная перспекти-
ва сюжета
Статистическая об-
работка оценки по-
ложения и взаимно-
го расположения ос-
новных цветов
а) качественный ана-
лиз цветоассоциа-
тивных ответов;
б) формализован-
ный анализ цветоас-
социативных ответов
На основе ответов
испытуемого строит-
ся профиль его лич-
ности с учетом зна-
чения шкалы коррек-
ции. По показателям
9 шкал дается интер-
претация
особенностей
Ответы испытуемо-
го оцениваются с
помощью специаль-
ного
тем проводится ин-
терпретация резуль-
татов
а) качественный ана-
лиз ассоциативных
ответов;
б) формализован-
ный анализ ассоциа-
тивных ответов. На
основании этого де-
лается вывод о ха-
рактере межлич-
ностных отношений
обследуемого
149
Продолжение
Методика
Направленность
Задача испытуемого
Принципы оценки
результатов
Тест
Т.Лири
Мето-
дика
Незакон-
ченные
предло-
жения
Исследование пред-
ставлений о
и
идеальном "Я", изу-
чение взаимоотно-
шений в малых груп-
пах
Исследование це-
лостной системы
самооценки, иерар-
хии ценностей и лич-
ностных
Исследование ак-
центуаций характе-
ра
Исследование систе-
мы отношений к
себе и к своему со-
циальному окруже-
нию
Испытуемому предлагается оп-
росник из 128 оценочных суж-
дений. Делается выбор утверж-
дений, относящихся к себе, к
другим и идеалу
Испытуемому предлагаются
схематические изображения
человеческих лиц (на схеме
лица отсутствует рот). Испы-
туемый ранжирует "лица" по
параметрам, задаваемым экс-
периментатором. Затем нужно
разложить карточки по "похо-
жести на себя"
Испытуемому предъявляется
опросник, от него требуется
осуществить выбор вопросов из
групп, объединенных в "темати-
ческие блоки"
Испытуемому предъявляется 60
незаконченных предложений,
которые он должен закончить
Производится под-
счет баллов с помо-
щью специального
"ключа", получен-
ные показатели пе-
реносятся на диско-
грамму, строится
личностный профиль
Определяется коэф-
фициент ранговой
корреляции. Стро-
ится графическое
изображение само-
оценки, делается
вывод об общем
принятии себя и о
том, насколько дан-
ное качество ценит-
ся испытуемым
Подсчитываются бал-
лы с помощью спе-
циального "ключа".
Результаты сравни-
ваются с норматив-
ными показателями
Для каждой группы
предложений выво-
дится характеристи-
ка, определяющая
данную систему от-
ношений как поло-
жительную, отрица-
тельную или безраз-
личную
УЧАСТИЕ ПСИХОЛОГА
В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Проблема диагностики в аспекте возможностей медицинской психологии
различным образом преломляется в клинической реальности в зависимости
от конкретных клинических задач. В число таких задач входит дифферен-
циальная диагностика — нозологическая и(или) топическая, диагностика
структуры и степени выраженности нарушений высших психических функ-
и диагностика индивидуально-личностных особенностей.
Нозологическая и топическая дифференциальная диагностика наиболее
актуальна для стертых, с минимальными психопатологическими проявле-
ниями стадий течения и типов психических заболеваний.
150
менее важной на современном этапе развития психиатрии является
задача диагностики структуры и степени выраженности нарушений высших
психических функций и личностных изменений. Динамика клинико-психо-
логического синдрома, возникающая под влиянием лечебных воздействий,
является важной информативной составляющей оценки их эффективности,
особенно в случае применения количественных оценок. Нельзя не отметить
и то, что эти воздействия могут иметь разнонаправленный эффект и при-
водить к улучшению одних составляющих когнитивной и личностной сфер
с одновременным снижением других. В таком случае клинико-психологи-
ческая диагностика становится значимой для выбора сочетания психофар-
макологических препаратов и тактики их применения.
В компетенции медицинского психолога находится и проблема индиви-
дуально-личностной типологической диагностики. Особенности личностного
реагирования психически больного и его ближайшего окружения (прежде
всего семьи) на различные связанные с болезнью обстоятельства являются
важным моментом в определении прогноза болезни, выявлении факторов
риска и профилактике.
Клинико-психологическая диагностика при необходимости включается
в решение и других задач медицинской психологии (экспертизы, реабили-
тации, психологической коррекции и психотерапии).
Применяемые в медицинской психологии диагностические подходы
апробировались в процессе специальных исследований, по результатам ко-
торых формировались представления о клинико-психологических синдро-
мах, характерных для той или иной формы психического заболевания, типа
его течения, степени выраженности соответствующих расстройств. Было
установлено, что экспериментально-психологический метод не только по-
зволяет существенно расширить возможности клинического анализа, но и
наполнить психологическим содержанием систему теоретических представ-
лений, касающихся общей психопатологии.
РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ЭКСПЕРТИЗЕ,
ПСИХОКОРРЕКЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ
Среди задач, решаемых медицинской психологией в психиатрии, были обо-
значены задачи экспертизы, психокоррекции и реабилитации. В решении
этих задач (так же, как и диагностических) психолог является одним из
субъектов совместной деятельности со специалистами другого профиля.
Именно в этом разделе работы медицинского психолога наиболее полно
выступают мультидисциплинарность и комплексность в виде взаимодейст-
вия и взаимодополняемости клинического, инструментального и лаборатор-
ного
При решении задач
(трудовой, медико-педагогичес-
кой, военной) требуется оценка особенностей психики объекта экспертизы
как в целом, так и в отношении отдельных психических процессов. При
этом важно выявить не только актуальное состояние личности и различных
составляющих психической деятельности, но спрогнозировать возможности
взрослого, ребенка или юноши на будущее с учетом компенсаторных или
декомпенсирующих проявлений.
При этом важно соотнесение дефицитарных феноменов психики и
сохранных ее составляющих с требованиями профессионально-трудовой,
учебной или военной сфер деятельности, а не их констатация. В свою
151
очередь это требует знания психологии труда и психологических основ
учебной деятельности на разных этапах онтогенеза в различных социально-
закрепленных формах и на различных уровнях образования.
Особое место в психиатрической экспертизе занимает судебная. По-
дробное изложение и анализ концепции комплексной судебной психолого-
психиатрической экспертизы даны в книге И.А.Кудрявцева
Здесь
же целесообразно отметить, что соединение психиатрического и психологи-
ческого подходов является особенно эффективным, поскольку позволяет
интегрировать данные о свойствах и функциональных особенностях психи-
ческой деятельности подэкспертного лица. Участие медицинского психолога
открывает возможности дифференцированного анализа особенностей лич-
ности (в ее развитии), структурно-динамических и содержательных особен-
ностей психики, в частности эмоциональных реакций. Эти данные дают
основания для сочетанного рассмотрения психологических и психопатоло-
гических факторов в оценке результатов экспертного процесса.
Задачи медицинской психологии в области п с и х о к о р р е к ц и и и р е -
а б и л и т а ц и и можно было бы объединить под рубрикой "психологическая
помощь больному". Независимо от конкретного обозначения
ция, психологическая коррекция, психотерапия) можно сказать, что по
своим целям эти задачи в значительной мере идентичны. Речь всегда идет
о минимизации инвалидизирующих факторов в структуре психики, о пред-
отвращении или уменьшении стойких психических последствий заболева-
ния, о восстановлении прежнего или становлении нового социального,
личностного и трудового статуса больного, о "встраивании" в психическую
деятельность адекватных конструкции индивидуальности компенсаторных
механизмов и стратегий адаптивного поведения, способствующих ауторегу-
ляции больным своих отношений с окружающей средой и с самим собой.
В основе разработки программ психологической помощи больному и
их осуществления лежат несколько основных требований. Во-первых, цент-
ральным звеном в этом разделе практической деятельности медицинского
психолога остается клинико-психологическая диагностика как на констати-
рующем этапе, предшествующем началу психологической работы с боль-
ным, так и в ходе процесса взаимодействия с ним. Во-вторых, для полно-
ценной и позитивно действующей психологической помощи требуется по-
строение
синдрома с анализом дефицитарных и
сохранных структур психики и определением ведущего фактора или факто-
ров, формирующих весь комплекс негативных
феноменов. Более того, необходимо всестороннее изучение личности боль-
ного, в том числе и на уровне преморбида; системы отношений, мировоз-
зрения, социальных и трудовых установок, ценностных
и веду-
щих жизненных мотивов. Важным моментом являются такие фоновые ха-
рактеристики деятельности, как уровень ее энергетического обеспечения,
доминирующие формы эмоционального реагирования, возможности само-
анализа, конструкция "внутренней картины болезни", представления боль-
ного человека о качестве жизни, конвергенция или дивергенция "знаемых"
и "реальных" мотивов и целей. В-третьих, выбор "мишени" психологичес-
кого воздействия не только не исключает, но предполагает "вчувствование"
медицинского психолога в тривиальную формулу, декларирующую целост-
Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая
Юридичес-
кая литература, 1988.
152
ность человека и его психики. Речь идет о том, что психологическое воз-
действие влечет за собой цепь перестроек и возможных личностных реакций
в целостной психической деятельности. Возможно, последствия этих влия-
ний и перестроек требуют прогнозирования результатов в более широком
контексте личностных смыслов и переживаний объекта психологической
Представляется, что важной основой выполнения перечисленных тре-
бований является не только осмысленный и
про-
фессионализм медицинского психолога, но и совместная деятельность спе-
циалистов многопрофильной бригады, включающей лечащего врача, врача-
психотерапевта, медицинского психолога и специалиста по социальной
Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что эффектив-
ность лечебно-реабилитационных мероприятий существенно выше при на-
личии организационно-структурированной медико-психологической служ-
бы, партнерских взаимодействий между врачом, психологом и другими
специалистами. Это позволяет реализовать на деле принцип взаимной до-
полнительности (комплиментарности) в совместном взгляде на "целост-
ность" больного человека при специфическом вкладе каждого из сотрудни-
чающих специалистов в осуществление лечебно-терапевтических программ.
ГЕНЕТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ
В психиатрии имеется много фактов, которые свидетельствуют о существен-
ной роли наследственности в этиологии и патогенезе эндогенных и других
психических заболеваний [Вартанян М.Е., 1983; Милев В., Москаленко В.Д.,
1988; Трубников
1992]. Основными из них являются накопление
повторных случаев заболевания в семьях больных и разная частота пора-
женных родственников в зависимости от степени родства с больными.
Частота соответствующих заболеваний у родственников больных боль-
ше, чем в общей популяции. Так, если распространенность шизофрении
среди населения составляет около 1 %, то частота пораженных среди род-
ственников больных первой степени родства примерно в 10 раз выше, а
среди родственников второй степени родства в 3 раза выше, чем в общей
популяции. Сходная ситуация имеет место и в семьях пациентов с аффек-
тивными психозами: частота заболеваемости этими психозами среди насе-
ления — 0,6 %, а среди родственников больных маниакально-депрессивным
психозом среди родственников первой степени родства — более 20 %. При
этом отмечаются примерно в равном числе как биполярные, так и монопо-
лярные психозы. Среди родственников пациентов с депрессиями преимуще-
ственно встречаются больные с депрессиями (14 %), а больныес биполяр-
См. Приложение 3 к Приказу Министерства здравоохранения РФ № 391 от
г. "О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих
психиатрическую и психотерапевтическую помощь"; приказы Министерства здра-
воохранения РФ: № 255 от 28.07.97 г. "О мероприятиях по планированию и
организации непрерывной подготовки врачей психотерапевтов и медицинских
психологов" и № 226 от 28.07.97 г. "О подготовке специалистов по социальной
работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и
психотерапевтической помощи".
153