Файл: Ивасева О. В., Захарова М. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ивасева О.В., Захарова М.А.

Ивасева О.В.,

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры педагогического и филологического образования

Филиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Новороссийске

(E-mail: olga.ivaseva@mail.ru)

Захарова М.А..,

студентка филиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Новороссийске

направление подготовки Педагогическое образование

Профиль: Начальное образование Дошкольное образование

(E-mail: mashaxxx42@bk.ru)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN PRIMARY SCHOOLS
Аннотация. Главной проблемой совершенствование системы образования составляет работа по раскрытию талантливых и одаренных детей. Работа с одаренными детьми в начальной школе является актуальной темой на сегодняшний момент. Авторы в своем исследования сделали попытку изучить возможности работы с одаренными детьми в условиях начального этапа обучения.

Ключевые слова: теории одаренности, одаренный ребенок, одаренные дети, педагогические условия, психолого-педагогическое сопровождение начальной школе, образовательное пространство.

Annotation. Early identification, training and education of gifted and talented children is one of the main problems of improving the education system. The authors in their research made an attempt to determine the pedagogical conditions for working with gifted children in primary school age.

Key words: Keywords: theories of giftedness, giftedness, gifted child, gifted children, pedagogical conditions, psychological and pedagogical support, educational space.
Выполняя государственный и социальный заказ, школа выстраивает образовательный процесс на развитие творческих задатков обучающихся, поиск и педагогическое сопровождение одаренных и способных детей. Важной задачей школы становится воспитание пытливого, творческого, трудолюбивого человека.

Высокий интерес к данной теме обуславливается интересом социума и его потребностью к неординарным личностям. Наша окружающая среда просто требует внесения в нее особенного вклада, на что способны одаренные люди. Они привносят новые знания и открытия в наш мир, нестандартно мыслят и живут. Именно поэтому данная тема является такой захватывающей и востребованной.


Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И, именно высокоодаренные люди, способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей, такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля. Социализации ребёнка в образовательном пространстве, реализации личности в различных социальных кругах, адаптации в детском социуме способствует социально-педагогическое направление воспитательной работы.

Одаренный ребенок – человек, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [1,с.39]. Определено, что к личностным признакам одаренности относят не только когнитивные (познавательные, умственные) способности, но и некогнитивные (мотивационные, эмоциональные, волевые) характеристики. Причем появление высоких достижений объясняется чрезвычайно сложным взаимодействием в процессе развития этих личностных качеств и влияния среды (семья, сверстники, школа, социальное и культурное окружение). Сложный характер взаимодействия факторов и условий развития одаренности затрудняет прогноз последующих достижений детей в учебе и взрослой жизни.



Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования позволили познакомиться с теориями одаренности различных зарубежных и российских авторов, отражающими различные подходы к пониманию источников одаренности, движущих сил ее развития, культурно-исторических и социальных условий ее проявлений и т. д., ни одна из которых не является общепринятой; изучить особенности психического развития одаренных детей и методы диагностики одаренности. Что позволило обосновать социально-педагогические условия воспитания и обучения одаренных детей.

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Для поведения одаренного ребенка характерен, главным образом, такой уровень успешности, как новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.

Современные концепции одаренности выделяют разные стороны интеллекта, соответственно различая виды одаренности. Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Отсюда, можно говорить о явной и скрытой одаренности и актуальности выявления одаренных детей.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Поэтому необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам в системе дополнительного образования, в частности, внеурочной деятельности, либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени − значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок [ ]. Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов.


Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, требует создания специализированных методов выявления одаренности с учетом целого ряда факторов (экономических, культурных, национально- этнических, семейных, в том числе физического здоровья ребенка и особенностей его социализации). Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

Наряду с урочной деятельностью, как уже было отмечено выше, способствуют выявлению и развитию одаренных обучающихся различные формы внеурочной работы: факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей и одаренности, таким образом, является система внеклассной воспитательной работы в образовательной организации, функции которой – обучающая, развивающая и воспитывающая, а организующим началом является игра.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка [10]. Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.


Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся − очень сложный и трудоемкий процесс: комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля. Сопровождение детей с признаками одаренности может строиться по схеме: педагогическая и психологическая диагностика – составление банка данных – анализ информации – поддержка, развитие и коррекция трудностей. Педагогу необходимо много времени посвятить самоподготовке и самообразованию с целью … правильно, интересно и качественно подать материал, провести развивающее занятие. И самое главное не отставать в развитии от своих воспитанников.

Реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме способствует социально-педагогическое направление воспитательной работы. Проведенное нами исследование было направлено на выявление педагогических условий работы с одаренными детьми.

Так, например, разработанная программа работы с одаренными детьми младшего школьного возраста «Наше будущее» социально-педагогической направленности, фрагмент которой представлен в таблице 1, ставит своей целью: создание социально-педагогических условий выявления, поддержки, развития и социализация одаренных детей.



Рисунок 1 – Фрагмент программы «Наше будущее» для одаренных детей

Формами работы с одаренными детьми могут быть следующие: групповые занятия с одаренными учащимися, предметные кружки, кружки по интересам, конкурсы, участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, исследовательская деятельность. Включены также: организация и проведение школьных конкурсов сочинений, проектов, творческих и исследовательских работ, выставок рисунков, фестивалей. Итогом является выпуск информационного вестника о результатах участия одаренных детей в конкурсе, сочинений, проектов, творческих и исследовательских работ, рисунков, фестивалей.

Важное направление − создание условий для реализации проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Исследовательская деятельность обучающихся направлена на формирование навыков научной организации труда, вовлечение в активные формы познавательной деятельности