ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Краткая характеристика развития детей 12-14лет и особенности развития скоростных способностей в данном возрасте…….…………………………....6
1.2. Понятие о скоростных способностях, их виды………………….………10
1.3. Методики воспитания скоростных способностей………………… .……13
1.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей………………………………………..……………..22
1.5 Воспитание двигательного качества быстроты…………………………..22
Постановка проблемы……………………………………………………...29
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования……………………………………………………..31
2.2. Методы исследования……………………………………………………33
2.3. Организация исследования………………………………………………35
ГЛАВА III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Экспериментальная программа………………………………………….40
3.2. Результаты эксперимента………………………………………………..42
ВЫВОДЫ………………………………….……………………………47
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...53
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Футбол является одной из самых популярных игр в мире и даже самым распространеным видом спорта,несмотря на то,что по сравнению с так называемыми «классическими» видами спорта он имеет небольшую историю. Сегодня он превратился в общественное и социальное влияние, с каждым годом сохраняя и усиливая своё влияние на миллионы людей.
Футбол очень популярен среди детей и служит прекрасным средством воспитания, приобщения их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Игра в футбол в наибольшей степени способствует разностороннему физическому развитию детей. Предъявляя высокие требования его сердечно-сосудистой системе, нервно-мышечному аппарату, ко всем сторонам психики.
Большое достоинство футбола с точки зрения педагогики заключается в его командном характере, что развивает у футболистов дух коллективизма, а также проявления творчества. Игрокам предоставляют бесчисленные возможности для использования собственных идей в интересах всей команды.
Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр.
Особенности игры предъявляют высокие требования к физической подготовке игроков.
Игроки должны хорошо бегать, останавливаться, резко менять направление и скорость движения, ударять по мячу, останавливать его, вести, согласуя свои действия в зависимости от создавшейся обстановки.Умение взаимодействовать с партнером,играть комбинационно – в этом суть современного футбола.[5, стр.3-4]. Теперь,как только футболисту представляеться возможность сделать передачу мяча партнеру,он незамедлительно этим пользуеться, ибо мяч движеться быстрее самого стремительного игрока, что значительно придает игре большой динамизм. Современный футбол – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к футболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.[1, стр.9-10].
Футболист сегодня – это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на поле.
Всё это возможно при правильно организованных, систематических занятиях футболом, способствующих развитию у занимающихся силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.
Итак, футбол – это важное средство физического воспитания.
Все вышеизложенное и определило тему данной работы «Программа развития быстроты у детей 12-14 лет на учебно-тренировачных занятиях по футболу».
Цель работы – выявить развитие быстроты у детей 12-14 лет на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие быстроты у юных футболистов 12-14 лет.
Предмет исследования
– развитие быстроты на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Рабочая гипотеза – предполагается, что процесс физического воспитания будет протекать более эффективно, если дети 12-14 лет регулярно заниматься футболом, то это может способствовать развитию быстроты.
Научная новизна заключается в применении экспериментального содержания программы, направленной на развитие быстроты у футболистов 12-14 лет.
Практическая значимость. В результате исследования разработаны практические рекомендации, которые могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе; результаты работы позволяют оценить эффективность средств, предлагаемых для подготовки футболистов 12–14 лет с целью развития у них быстроты.
Достоверность результатов исследования обеспечена четкостью методических позиций, разносторонностью теоретического анализа проблемы, длительностью экспериментального исследования, использованием адекватных задачам методов исследования, статистической значимостью полученных результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Экспериментальное содержание программы, направленной на развитие быстроты у футболистов 12–14 лет.
2. Результаты, полученные в ходе педагогического исследования.
Структура и объем ВКР. ВКР состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, таблиц.
ГЛАВА I
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Краткая характеристика развития детей 12-14лет и особенности развития скоростных способностей в данном возрасте
Футбол – одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее
характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками.
Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Футбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.
Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задаче. Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой Футболистов различают по амплуа:
-вратарь – это,прежде всего высокий рост,быстрота,прыгучесть,хорошо развитое чувство времени и пространства.
- центральный защитник(их 2) – должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;
- крайний защитник(их 2) – это, быстрота и выносливость, умение оценить игровую обстановку и атаковать противника смело и решительно;
- ценральный полузащитник(их 2) - должен быть максимально выносливым, с хорошей техникой и виденьем поля, подвижным и внимательным, рассудительным.
- крайние полузащитники(их 2) – это, быстрота и выносливость, виденье поля и хорошей техникой, подвижным.
- нападающие(их 2) – должен быть хорошо коорденирован, быстрота мышления и подвижность, хорошая техника и чувство гола.
Распределение игроков по функциям – один из основных принципов игровой деятельности.
Деятельность футболистов в игре – не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды – основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.
Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков.
Также необходимо учесть большое напряжение нервной системы игроков и необходимости морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельности футболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение, которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс.
Дети 12-15 лет характеризуются некоторой функциональной неустойчивостью и сравнительно лёгкой ранимостью организма. Это объясняется тем, что дети данного возраста переживают этап сложных внутренних перестроек, связанных с переходом от детства к юности. Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста в длину, в некоторой дискоординации движений, довольно быстрой утомляемости, неуравновешенности и появлении новых черт в характере. [15. стр.34-35].
В возрасте от 12-15 лет у детей заканчивается функциональное созревание мышц и начинается процесс бурного развития мышечной силы. В центральной нервной системе ослабляются процессы иррадиации, и усиливается способность к дифференцировке. Наблюдается начало автоматизации двигательных навыков, что имеет важное значение для последующего изучения сложных тактических действий, так как играющие освобождаются от обдумывания выполняемых приёмов и переключаются на решение тактических задач.
Согласованность двигательных и вегетативных функций у детей 12-15 лет ещё не достигает своего совершенства. Поэтому упражнения на развитие выносливости и статические упражнения на развитие силы подросткам противопоказаны. Зато их организм готов к высоким результатам в упражнениях скоростного характера.
С точки зрения спортивной подготовки, возраст 12-15 лет является решающим. Именно в нём у детей происходит наибольший прирост быстроты, силы, ловкости. Специальное развитие этих качеств должно стать
основным содержанием учебно-тренировочной работы. Главный упор необходим на развитие быстроты и ловкости, и особенно быстроты реакции и сообразительности.[3.стр.68].
Упражнения на развитие быстроты лучше проводить с достаточными паузами отдыха. Повышать нагрузку нужно незаметно для занимающихся, используя упражнения с мячом, упражнения игрового характера.
Целенаправленное развитие силы и выносливости проводится главным образом в форме силовых и комбинированных упражнений одновременно с развитием ловкости и быстроты.
Собственно скоростные способности могут проявляться и успешно развиваться лишь в условиях конкретной двигательной деятельности, в процессе выполнения определённых движений. Главным признаком соответствующих упражнений является направленность на достижение высоких скоростей перемещения тела и его частей в пространстве. Любые проявления быстроты связаны с техникой движений, зависят от неё и, следовательно, обуславливаются координационными способностями. Поэтому скоростные способности должны развиваться в единстве с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Существенно то, что с увеличением скорости движений затрудняется контроль над ними. В связи с этим обязательным является соблюдение методического требования – чередовать скоростные упражнения с отдыхом или совсем прекращать их а данном занятии при достигнутой максимальной скорости, а также при не устранённых в срочном порядке нарушений техники.[12.стр.20].