ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сложные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий. К сложным двигательным реакциям в физическом воспитании и спорте относят реакцию «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакцию на движущийся объект.
Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. По мнению Ю.Ф. Курамшина, для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируют отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.[10.стр.23]
В сложных реакциях выделяют:
1. Реакции на движущийся объект.
2. Реакции выбора.
Чаще всего эти типы реакций встречаются в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,18 – 1 с. Латентный
период этой реакции вратаря при движении рукой в среднем имеет величину 0,18 – 0,21 с; при выдвижении ногой – 0,22 – 0,24 с.
Скрытый период реакции на движущийся предмет слагается из четырех элементов:
-
Человек должен увидеть движущийся предмет (мяч, игрока). -
Оценить направление и скорость движения его движения. -
Выбрать план действий. -
Начать его осуществление.
Основная доля этого времени (более 80 %) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксации объекта (мяча, игрока) в поле зрения. Этот компонент составляет значительную часть времени сложной реакции – обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:
1. Воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» в поле зрения объект (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;
2. Направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объёма и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими её быстроту.[16.стр.48-49].
Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся объект. При их выполнении следует:
1.Постепенно увеличивать скорость движения объекта;
2. Сокращать дистанцию между объектом и занимающимися;
3. Уменьшать размеры движущегося объекта.
Одним из средств развития этой способности может быть игра в баскетбол, футбол или ручной мяч с мяча меньшего размера, чем обычные.
Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера, противника или окружающей обстановки. Это гораздо более сложный тип реакции. Здесь время реакции во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, от умения мгновенно выбрать из них наиболее выгодных.
1. При воспитании быстроты реакции выбора стремятся, прежде всего, научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения (например, большинство футболистов отличают финты от ударов по исходному положению ног, по выражению лица и глаз, по поступательному движению ног, повороту туловища).
2. Постепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения. Например, сначала обучают выполнять защиту в ответ на заранее обусловленный удар (защищающийся не знает, когда будет проведена и куда направлена атака), затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т.д. постепенно его подводят к реальной обстановке единоборств.[11.стр.18].
Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Это, например, скорость движения руки при метании копья, ударе по волейбольному мячу, уколе в фехтовании, скорость движения ноги при ударе по футбольному мячу или клюшки при выбрасывании в хоккее с шайбой. Наибольшая быстрота одиночного движения достигается при отсутствии добавочного внешнего сопротивления.
С увеличением внешнего сопротивления повышение скорости движений достигается за счет повышения мощности проявляемых при этом усилий. Последняя определяется взрывными способностями мышц. В данном
случае развитие быстроты одиночного движения целесообразно проводить совместно с развитием силовых способностей.
Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью: 1) собственно-скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специально подготовительные упражнения.
При выборе специально подготовительных упражнений следует соблюдать правила структурного подобия. Они представляют собой части или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных, чтобы можно было превысить по отношению к достигнутой соревновательной.[22.стр.32].
При использовании специально подготовительных упражнений с отягощением вес отягощения должен быть в пределах до 15-20% от максимума. Например, применяются пояса и жилеты с дозирующими равновесами или утяжеленную обувь при выполнении прыжков и беговых ускорений, свинцовые манжеты в игровых действиях рукам. Снаряды более тяжелого веса.
Все эти предметы следует применять лишь после того. Как будет хорошо освоена техника основного навыка без отягощения. Величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобы оно не искажало технику движений и позволяло выполнять действия с максимально возможной скоростью. Как правило, оптимальную величину отягощения в каждом конкретном случае определяют эмпирическим путем. В данном случае для развития быстроты одиночного движения в упражнениях, связанных с преодолением дополнительных отягощений, используется метод динамических усилий.[7стр.12-13].
Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15-20 с) и анаэробным элактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их.
В качестве общеподготовительных упражнений используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, мини-футбол).
Чтоб в развитии скоростных способностей не появился «скоростной барьер», необходимо включать в упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приёмы:
-
Облегченные внешние условия и использование дополнительных сил, способствующих повышению скорости однократных движений.
В этом случае, в частности, применяют метание облегченных снарядов, прыжки с наклонной дорожки, проведение отдельных приемов в борьбе с более легким партнером и др., что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью в обычных условиях.
Если при затруднении условий выполнения упражнений активизируется силовой компонент движения, то при облегчении задачи заключается в повышении их скорости.
-
Использование эффекта «ускоряющего последствия» и варьирование отягощений.
Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощением (например, выпрыгивание с грузом). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы. Однако это зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного вариантов упражнения.[13.стр.45-46.]
Эффективным методом повышения скоростных возможностей является и контрастный (вариативный) метод, предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях. Суть его заключается в том, что после тонизирующей работы выполняются соревновательные упражнение с установкой на максимальное проявление быстроты движений.
В беге, плавании, гребле, и в других видах двигательной деятельности большую роль играет – высокий темп движений, т.е. максимальная частота движений в единицу времени. Так, мы говорим о темпе ходьбы - 120-140 шагов в 1 мин, о темпе гребли – 30-40 гребков в 1 мин, о темпе спринтерского бега - 4,9-5 шага в 1с и т.д.
Следует иметь в виду, что понятие «темп» близко связанно с понятием «скорость», но они не тождественны.
Большое значение в поддержании высокого темпа имеет способность человека быстро сокращать и расслаблять мышцы, а также предельно быстро «включать» мышцы-антагонисты. У лиц с высокой частотой движений латентное время напряжения и расслабления мышц короче, чем у лиц, более низким ее уровнем.[23.стр.65].
Методический путь развития этой способности – повторное выполнение движений с возможно большей частотой, но без излишнего напряжения. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранена данная частота движений. При снижении темпа упражнение следует прекращать. С увеличением темпа движения требования к скорости расслабления мышц возрастают.
При недостаточной быстроте расслабления мышц «скоростная напряженность», т.е. состояние, при котором мышцы, не успев расслабиться
, должны вновь сокращаться. В результате нарушается координация в сокращении и расслаблении антагонистических групп мышц. Нередко они оказываются напряженными одновременно. Все это в значительной мере лимитирует увеличение скорости передвижения. Нарушение четкого чередования напряжения одних групп мышц и расслабления других является причинами большинства мышечных травм.
Развитие способности к расслаблению мышц должно идти по трем основным направлениям:
-
Максимальное уменьшение напряженности мышц, не принимающих участия в данном движении. К примеру, в скоростном беге в футболе это касается, прежде всего, мышц спины, шеи, рук и туловища. -
Устранение напряжения мышц-антагонистов, возбуждение которых противодействует основному движению, уменьшая его амплитуду и внешнее проявление силы мышц-антагонистов. -
Овладение целесообразным ритмом чередования напряжения и расслабления мышц, обеспечивающих выполнение двигательного действия. -
Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений.
Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером). Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, относительно невелик. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение не менее высокой, чем предыдущее.
Комплексные формы проявления скоростных способностей
Во многих двигательных действиях рассмотренные выше разновидности скоростных способностей проявляются в сочетании. Комплексное их проявление определяется содержанием основной двигательной деятельности. В этой связи можно говорить о скоростных способностях, проявляемых в беге, плавании, при прыжках, ведении и броске мяча и др. [32.стр.24-25].
При повышении уровня скоростных способностей можно выделить два методических подхода:
-
Аналитическое совершенствование отдельных составляющих скоростных способностей, определяющих их проявлении. -
Целостное совершенствование, которое предусматривает
объединение локальных способностей в целостные двигательные акты, характерные для данного вида спорта.
В качестве средств развития комплесных форм проявления скоростных способностей используются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (обычно их называют скоростными).