Файл: 1 Особенности влияния марксизма и ленинизма на взгляды И. В. Сталина 6.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Особенности влияния марксизма и ленинизма на взгляды И.В. Сталина
1.1 Основная характеристика марксизма и ленинизма
1.2 Особенности политики И.В. Сталина
2 Взгляды И.В.Сталина на государство и право
2.1 Влияние личности И.В. Сталина на установление диктатуры в СССР
|
Содержание
Стр.
Введение 3
1 Особенности влияния марксизма и ленинизма на взгляды И.В. Сталина 6
1.1 Основная характеристика марксизма и ленинизма 6
1.2 Особенности политики И.В. Сталина 9
2 Взгляды И.В.Сталина на государство и право 14
2.1 Влияние личности И.В. Сталина на установление диктатуры в СССР 14
2.2 Репрессивная политика и депортация народов 18
2.3 Экономическая политика 22
Заключение 28
Список источников и литературы 30
17.Мартиросян, А. Сталин и репрессии 1920-1930-х годов / А. Мартирося. - СПб: Вече, 2016. - 416 с. 31
21.Смыслов, О.С. Василий Сталин. Заложник имени / О.С. Смыслов. - М.: Вече, 2003. - 464 c. 31
Введение
21 декабря 2019 года исполняется 140 лет со дня рождения Генерального Секретаря ЦК ВКП (б) И.В. Сталина, главного «толкователя» и продолжателя ленинских идей. Личность Генерального секретаря, его теоретическое наследие вышли далеко за рамки жизни одного поколения. Его деятельность находилась на острие политической борьбы: коммунизма и капитализма.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в российском обществе не ослабевает активная дискуссия, посвященная личности И.В.Сталина. Более того, с течением времени только усиливается интерес к его политической деятельности и его теоретическим взглядам.
Ярким подтверждением этому являются результаты проекта телеканала «Россия» «Имя России», проводимого в 2008 году. Подсчет голосов показал, что имя И.В.Сталина является одним из лидирующих среди огромного списка политиков, полководцев, деятелей культуры и искусства.
Актуальность выбранной темы еще заключается в том, что «сталинизм», его теоретическое обоснование представляют собой значимый элемент не только советской, но и современной российской действительности, без понимания которых невозможно объективное осмысление проблем современной России.
Цель работы - проанализировать концепции теоретического наследия И.В.Сталина, их соответствие реальной доктрине марксизма-ленинизма.
Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи:
- определить соответствие теоретических взглядов И.В.Сталина доктрине марксизма-ленинизма;
-выявить особенности «сталинизма» как политического явления;
-проанализировать взгляды И.В.Сталина на методы построения социализма «в отдельно взятой стране»;
-выявить позицию И.В.Сталина на государство, право и политику;
-сравнить мнения советских и современных исследователей на теоретические взгляды И.В.Сталина.
В ходе написания работы были использованы следующие методы: историко-генетический, позволяющий выявить и показать причинно-следственные связи, историко-системный, позволяющий понять внутренние механизмы функционирования государственной системы данного периода, а также описательно-повествовательный, метод опроса, анализа и статистический метод.
Предмет исследования: теоретические взгляды И.В.Сталина на государство, право и политику, изложенные в работах «Об основах ленинизма», «К вопросам ленинизма», «О проекте Конституции Союза ССР».
Объект исследования: политическая теория И.В.Сталина.
В современной историографии существует мнение о том, что Сталина нельзя назвать теоретиком, он лишь «служитель» идей построения коммунизма. Это мнение во многом базируется на высказывании Л.Д.Троцкого: «Говорить о Сталине как о марксистском «теоретике» могут лишь прямые лакеи. Его книга «Вопросы ленинизма» представляет эклектическую компиляцию, полную ученических ошибок». Но с другой стороны в работах И.В.Сталина встречается немало его собственных интересных и оригинальных обоснований понятий терминов, таких, например, как «патриотизм», «демократия капиталистическая» и «демократия пролетарская» и т.д.
Период перестройки способствовал росту общественных дискуссий и становлению критического и даже обличающего направления в исследовании образа Сталина. Так, например, работы Д.А. Волкогонова, Р.А. Медведева, А.В. Антонова-Овсеенко, Ф.Д Волкова раскрыли преступную сторону деятельности советского руководителя, ранее не известную гражданам. В этих трудах, основанных на рассекреченных архивных источниках, впервые были представлены факты о роли Сталина в политических репрессиях, о методах борьбы во внутрипартийном руководстве с оппозицией, о конфликтных взаимоотношениях Ленина и Сталина, стратегических ошибках командования Красной Армией и, в целом, процесс становления культа личности.
Исследователей заинтересовали анализ психологического портрета вождя СССР, мировоззрение и система ценностей, теоретические обоснования дальнейшего процесса построения социализма в «отдельно взятой стране».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 Особенности влияния марксизма и ленинизма на взгляды И.В. Сталина
1.1 Основная характеристика марксизма и ленинизма
В социалистической стране, которой был СССР, марксизм – ленинизм являлся официальной идеологией «рабочего класса». Под марксизмом – ленинизмом следует понимать особую идеологию или социально-политическое учение о законах борьбы за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества.1 Сам ленинизм разрабатывался В.И.Лениным на основании учения К.Маркса, поэтому в КПСС рассматривался как ленинский вклад в марксизм.
Марксизм – это попытка доказать, будто естественный ход истории и развитие экономики неизбежно приведут к замене «капитализма» (рынка) на коммунизм. Коммунизм (социализм) по Марксу – это уничтожение частной собственности, плановое ведение хозяйства и распределение произведённых товаров среди всех, а также уничтожение семьи.
При всей якобы «неизбежности» наступления коммунизма Маркс призвал к насильственной экспроприации собственности в результате захвата власти и к установлению диктатуры пролетариата в качестве новой формы власти.
Ленин дополнил Марксовы выкладки «теорией» о партии – боевом отряде, который должен возглавить рабочий класс в проведении революции и установлении диктатуры пролетариата. Ленин также «подправил» Энгельса и счёл возможным построить социализм в одной отдельно взятой стране. Но в отличие от марксизма ленинизм - это не теория, это инструкция по организации восстания и практическому осуществлению диктатуры.
Учение марксизма В.И.Лениным было видоизменено, избавлено от элементов ненаучной спекулятивной философии.2 Также метод материалистической диалектики получил дополнение в виде ортодоксальной формы взглядов.
В целом в ходе всей этой эволюции марксизм – ленинизм приобрел следующие элементы:
- диалектический материализм, который самим Марксом не был описан;
- исторический материализм, как сам Маркс предпочитал называть свою социальную философию;
- политическая экономия капитализма - критический анализ капитализма;
- теория партии особого типа и связанного с партией революционного движения, развитая Лениным; такая теория
отсутствовала в ортодоксальном марксизме;
- научный коммунизм - учение о неизбежном установлении нового общественного строя; при этом построение коммунизма то объявлялось делом ближайших десятилетий, то отодвигалось на «исторически обозримый период».
Р. Арон дал существовавшей системе такой отзыв: «В Москве и в так называемых социалистических странах создали определённую доктрину, идеологический катехизис, возведённый в ранг государственной истины».3
Еще одним важным моментом при котором марксизм – ленинизм отличался от непосредственно марксизма, была победа социалистической революции, а именно ее трактовка. И.В. Сталиным была выдвинута теория о возможности победы социализма в отдельно взятой стране, хотя свое авторство по этому вопросу он упорно отрицал.4 Сталин предпочитал приписывать эту идею В.И.Ленину, интерпретируя высказывания Ленина и Троцкого таким образом, что позволяло резко противопоставить ленинизм, который утверждал, что построить социализм в одной стране возможно, троцкизму, занимавшему антиленинскую позицию.5
Принято считать, что главное значение в теории К.Маркса имеют следующие положения:
1) учение о прибавочной стоимости;
2) материалистическое понимание истории ;
3) учение о диктатуре пролетариата.
Вообще центральным пунктом теории К.Маркса можно назвать теорию отчуждения человека от продуктов его собственного труда, собственной сущности и превращение его в винтик производственного процесса в капиталистическом обществе.6 Это отчуждение по Марксу лишает человека возможностей творческого саморазвития.
Согласно И.В. Сталину определением ленинизма можно считать марксизм эпохи империализма и пролетарской революции.7 Подобное определение подразумевает, что:
Б. И. Горев в статье «Российские корни ленинизма» отмечает, что «Ленин не только всем существом своим усвоил глубоко революционную теорию Маркса. Он не только использовал заново весь огромный опыт европейской классовой борьбы. Он в то же время впитал в себя все традиции и настроения героической эпохи русского революционного движения...», «Ленинизм, - писал Горев, - это революционный марксизм, из европейского ставший всемирным, ибо всемирным стало и господство капитала. Ленинизм, наконец, - это марксизм эпохи разлагающегося империализма, социальных бурь и потрясений».