Файл: Национальный социальнопедагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


нспк



Автономная некоммерческая профессиональная
образовательная организация


«Национальный социально-педагогический

колледж»

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВИДОВ СПОРТА И
ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


Цель занятия: приобретение знаний об особенностях системы видов спорта и физических упражнений, формирование умений применять полученные знания.

Спорт — это составная часть физической культуры, специфической особенностью которой является подготовка к соревновательной деятельности, основанной на стремлении занимающихся к достижению возможно более высокого результата. В настоящее время массовым явлением стало спортивное движение как процесс приобщения к спортивной культуре, распространение и развитие в обществе спортивного стиля жизни. В спортивном движении достаточно определённо выделяются два направления, которые чаще всего называют «массовый спорт» и «спорт высших достижений». Основное отличие массового спорта определяется тем, что спортивная деятельность человека занимает подчинённое место по отношению к учебной или трудовой деятельности в его индивидуальном образе жизни. Спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений становится основой всех видов функционирования человека в рамках его индивидуального образа жизни.

Более того, массовый спорт — это составная часть спорта, охватывающая широкие массы людей, участвующих в спортивных мероприятиях ради поддержания физической формы и активного проведения досуга. Уровень результатов, достигаемых здесь, сравнительно невысок. Перед занимающимися ставятся задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности и коррекции телосложения. Данное направление спортивного движения является базовым для профессионального спорта высших достижений. Спорт высших достижений — это составная часть спортивной сферы, охватывающая людей, для которых спортивная деятельность превращается в основной формат их жизни и их профессию. Перед спортсменами ставится цель достижения максимально возможных спортивных результатов и, как итог, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.


Многообразие видов спорта

Спорт — это очень многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всестороннего гармонического развития человека и укрепления его здоровья. Целью спортивной деятельности людей, наряду с укреплением здоровья и поддержанием общего физического развития, является достижение высоких результатов и побед в различном уровне состязаний. В современном понимании спорт — это стремление человека к расширению границ своих физических возможностей, реализуемое через систематичный тренировочный процесс и участие в соревнованиях.

Более того, спорт — это одно из важных средств эстетического воспитания людей, удовлетворения духовных запросов общества, это и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс межчеловеческих отношений и популярнейшее зрелище. Спорт способствует расширению международных связей, взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами. Спорт как система занятий физическими упражнениями является исключительно действенным средством физического воспитания молодёжи, расширяет физические и духовные возможности человека, формирует его как личность, готовя подрастающее поколение к жизненной практике и приобщению к активной общественной позиции.

В современной практике физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп, в зависимости от характера

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ деятельности спортсмена, источника и способа достижения спортивного результата.

1-я группа — это виды спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность человека, достижения в которых в решающей мере зависят от физических способностей организма. Сюда относится большинство видов спорта: лёгкая атлетика, спортивные игры и т.д.;

2-я группа — виды спорта, основу которых составляют действия спортсмена по управлению средствами передвижения: мотоциклом, автомобилем, самолетом, яхтой и т.д., за счёт умелого управления которых и достигается спортивный результат;



3-я группа — это технико-конструкторские виды спорта, в соревнованиях по которым оцениваются не столько действия спортсмена, сколько результаты — предметы условной модельно-конструкторской деятельности (авиа-, автомодели и т.д.);

4-я группа — это стрелковые виды спорта, стрельба из стрелкового оружия: пистолета, винтовки, лука;

5-я группа — абстрактно-игровые виды спорта, исход соревнований в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника: шахматы, шашки и т.п.

Системы физических упражнений

Системы физических упражнений — это совокупность специально подобранных комплексов физических действий, регулярные занятия которыми могут содействовать укреплению здоровья, коррекции телосложения и обеспечению более эффективной двигательной активности. Современные системы физических упражнений представляют собой совокупность специально подобранных под индивидуальные особенности организма человека физических упражнений, направленных на

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ комплексное или избирательное воздействие на определённые функциональные системы. В настоящее время наибольшей популярностью среди обучающихся пользуются атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, шейпинг, стретчинг, колонетика, система Пилатес, восточные системы: йога и ушу.

Важно отметить, что на обязательных занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» необходимо использовать только те системы физических упражнений, которые обеспечивают повышенную двигательную активность.

Атлетическая гимнастика — это система физических упражнений, развивающих силу в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Для развития силы используются специальные силовые упражнения: упражнения с гантелями (5 - 12 кг), упражнения с гирями (16, 24, 32 кг), упражнения со штангой (вес которой подбирается в зависимости от уровня подготовки занимающегося), упражнения на тренажёрах и т.п.

Ритмическая гимнастика (аэробика) — это комплексы физических упражнений, выполняемых, как правило, без отдыха в быстром темпе под музыку. Существуют разные виды аэробики:

  1. Аэробика по-американски (базовая аэробика) — это синтез общеразвивающих упражнений, бега, подскоков, в танцевальном стиле, выполняемых без пауз под музыкальное сопровождение 120 - 160 акцептов в минуту:


— низкая интенсивность и простые по координации движения, позволяющие формировать базовые навыки, частота сердечных сокращений при этом равна 120 - 135 уд/мин;

высокая интенсивность занятий характеризуется увеличением пульса до 150 - 160 уд/мин.

В комплекс включается большое число беговых и прыгательных упражнений.

  1. Танцевальная аэробика. Её характерной чертой является то, что помимо традиционных средств, в ней широко используются элементы джазового танца:

  • фанк-аэробика;

  • рок-аэробика и элементы танца рок-н-ролла;

брейк-аэробика как сплав танца, пантомимы, гимнастики и акробатики.

  1. Шейп-аэробика — это тренировка с отягощениями, наиболее эффективный способ избирательного воздействия на телосложение человека.

  2. Спортивная аэробика — это фантастический коктейль из культуризма, гимнастики, аэробики и спортивных танцев.

  3. Степ-аэробика, где комплекс упражнений выполняется с подъёмом и спуском на специально оборудованных ступенях.

  4. Гидро-аробика (аква-аэробика) — комплекс упражнений, выполняемых в воде.

Система Пилатес — это комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых непрерывным методом с плавным переходом от одного упражнения к другому без пауз на отдых и остановку движения.

Стретчинг — это система развития гибкости. Она включает в себя комплекс упражнений, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп и подвижности в суставах. Название это происходит от английского слова «stretching» — растягивание. Существует два типа упражнений, при выполнении которых происходит растягивание (удлинение мышц):

  • баллистические маховые движения руками и ногами, сгибание и разгибание туловища, обычно выполняемые с большой амплитудой и значительной скоростью. Здесь удлинение определённой группы мышц сравнительно кратковременно и длится столько, сколько мах или сгибание;

  • статические упражнения выполняются в формате осуществления незначительных по нагрузке движений, в ходе выполнения которых занимающимся принимается определённая поза, которая удерживает в течение 5-30 сек. и даже 60 сек.

Именно статические упражнения с растяжением мышц получили название «стретчинг». Физиологическая основа таких упражнений — это миостатический рефлекс, при котором в насильственно растянутой мышце происходит сокращение мышечных волокон. В результате в мышцах активизируются обменные процессы, обеспечивающие высокий жизненный тонус.


Йога — это философско-религиозная система, в основе которой лежит умение управлять психикой и физиологическими процессами организма человека. Различные «асаны» йоги — это не просто принятие замысловатых поз, а сложная техника контроля над телом, цель которых заключается в том, чтобы активно воздействовать на дыхательную систему, внутренние органы и суставно-мышечный аппарат. Йога содержит в себе элементы медитации, используемые для коррекции психического состояния.

Среди отечественных систем физических упражнений можно выделить дыхательную гимнастику как систему эффективных воспитательных методик в области физической культуры и спорта.


нспк
Автономная некоммерческая профессиональная
образовательная организация

«Национальный социально-педагогический

колледж»

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ ВИДОВ СПОРТА


Цель занятия: приобретение знаний о характеристиках некоторых видов спорта и об Олимпийских играх, формирование умений применять полученные знания.

Олимпийские игры

Самые авторитетные и представительные международные спортивные соревнования — это Олимпийские игры (летние и зимние). История их формирования начинается с 776 г. до н. э. Первые Олимпийские игры были проведены в честь заключения перемирия между Элладой и Спартой. В тот период спортивные соревнования в Греции проводились в различных местах, но самыми почётными были Олимпийские игры, проводимые в Олимпии на берегу реки Алфей. Древние Олимпийские игры проводились до 394 г. н. э., на тот период было проведено 293 мероприятия. Игры устраивались один раз в четыре года. Первоначально игры проводились в беге на один стадий (192,27 м). Один стадий был равен длине дорожки, которую по преданию определял сам Геракл в 600 своих ступеней. В последующем программа игр постепенно расширялась. В неё уже были включены бег на 24 стадия, борьба, пятиборье «пентатлон» (бег на один стадий, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба), кулачный бой, гонки на колесницах и др. На период проведения очередных Олимпийских игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался всеми греческими городами-полисами.