Файл: Национальный социальнопедагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, из ранее изложенного теоретического материала становится ясно, что продолжительные и регулярные занятия физическими упражнениями или одним из видов спорта существенно влияют на физическое развитие, функциональную подготовленность и состояние психики занимающихся. Это обстоятельство может быть использовано для разработки и проведения системы занятий, направленных на осуществление коррекции в физическом развитии и телосложении, для направленного воспитания тех или иных физических способностей и психических качеств обучающихся.

Каждый обучающийся может выбрать вид спорта или систему физических упражнений, которые культивируются преподавателями физической культуры в конкретном колледже, исходя из учета профессиональных знаний о характере воздействия того или иного вида двигательной активности на обучающихся. В основном виды спорта классифицируются по признаку преимущественного проявления того ли иного физического качества:

1. преимущественно развивающие общую выносливость циклические виды спорта;

2. преимущественно развивающие силовые способности тяжелая атлетика, легкоатлетические

метания и прыжки;

1. виды спорта, преимущественно развивающие координационные способности и гибкость, такие

как спортивная гимнастика и акробатика;

5. комплексно развивающие многие качества единоборства и спортивные игры.

В данной классификации, хотя и условно, могут найти место и выбранный обучающимся какой-либо вид спорта или система физических упражнений.

Одним из действеннейших путей, способствующим достижению высокой работоспособности организма, в основе которой лежит устойчивость нервной системы и некоторых других функциональных систем организма к утомлению, является воспитание различных видов выносливости в процессе занятий физическими упражнениями. Все циклические виды спорта, в которых собственно соревновательное упражнение длится сравнительно продолжительное время и требует значительного повышения аэробного энергообеспечения, можно отнести к основным средствам, акцентировано развивающих общую (аэробную) выносливость. Такими средствами являются стайерский бег, велоспорт на шоссе, лыжные гонки, биатлон, плавание на средние и длинные дистанции, бег на коньках на длинные дистанции и др. С помощью регулярных занятий выбранным средством двигательной активности, преимущественно развивающим общую выносливость, можно в значительной мере улучшить такие важные показатели физического развития, как экскурсию грудной клетки, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и снижение массы тела. Высокий уровень общей выносливости — это один из основных показателей хорошего здоровья человека. Занятия видами спорта, требующими преимущественного проявления выносливости, позволяют индивиду повысить уровень собственной работоспособности, в основе которой лежит общая выносливость, определяющая возможности проявления специальной выносливости в различных видах профессиональной деятельности человека. Таким образом, все виды спорта, акцентировано развивающие общую выносливость, можно считать и средствами прикладного характера, а кроме того и прекрасными средствами активного отдыха. Но необходимо осознавать, что тренировка в этих видах спорта является тяжелым и продолжительным трудом,
9

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ связанным с постоянным проявлением волевых усилий (терпения).

Рассмотрим виды спорта, преимущественно развивающие силовые способности.

Возрастные особенности естественного становления силовых способностей человека позволяют добиваться высокого уровня их развития в студенческом возрасте. В различных видах спорта сила как физическое качество проявляется по-разному и находится в сочетании с другими физическими качествами организма человека. Поэтому силовые способности человека принято разделять на собственно силовые, скоростно-силовые способности и силовую выносливость.

Определенные виды спорта способствуют преимущественному развитию одной из силовых способностей, но в то же время оказывают влияние на воспитание и других, хотя и в меньшей степени.

Тяжелая атлетика — это вид спорта, в котором соревновательные упражнения (рывок и толчок штанги) выполняются с предельными силовыми напряжениями. На занятиях этим видом спорта преимущественно воспитываются максимальная сила и скоростно-силовые способности. Как правило, успеха добиваются занимающиеся, умеющие добиваться согласованной работы различных мышечных групп на фоне значительных физических и психических напряжений. Но важно знать, что поднимание больших масс связано с задержкой дыхания, натуживанием, что отражается на работе сердечно-сосудистой системы из-за резкого колебания кровонаполнения сердца и сосудов. Поэтому при занятиях тяжелой атлетикой важно правильно организовать тренировочный процесс.

Силовое троеборье — это пауэрлифтинг. В настоящее время развитие силовых видов спорта, в частности пауэрлифтинга, получило значительный размах. Десятки тысяч людей регулярно занимаются силовым троеборьем в спортивных секциях или самостоятельно, осуществляя использование доступных онлайн-тренировок и литературы. Пауэрлифтинг — это спорт сильных людей. Правильно спланированные занятия способствуют увеличению мышечной силы, укреплению связочно-суставного аппарата, выработке общей и специальной выносливости, а также воспитанию воли, уверенности в своих силах, трудолюбию и упорству в достижении цели. В силовом троеборье соревновательными упражнениями являются приседания со штангой на спине, становая тяга и жим штанги лежа на скамье. Поэтому пауэрлифтеры и штангисты заботятся о развитии главным образом тех мышечных групп, которые преимущественно обеспечивают достижение высоких результатов в собственно соревновательных упражнениях. Так штангисты имеют тенденцию к развитию трапециевидных мышц, трицепсов и выпрямителей позвоночника, а также верхней поверхности бедра. Пауэрлифтеры развивают мышцы бедер, ягодиц, спины, груди, фронтальных частей дельтовидных мышц и трицепсы.



Гиревой спорт характеризуется многократными и разнообразными подъемами непредельной массы (гири по 24 и 32 кг), т.е. продолжительным выполнением данного соревновательного упражнения, что требует высокого уровня специальной (силовой) выносливости. С целью создания базы для силовой выносливости в программу подготовки гиревиков прочно вошли многие виды упражнений на воспитание общей выносливости.

Атлетическая гимнастика как система упражнений с разнообразными отягощениями снарядами широко 11

используется и мужчинами, и женщинами для избирательного увеличения массы отдельных мышц, усиления собственно силовых способностей и силовой выносливости, а также коррекции телосложения. Среди видов спорта, преимущественно развивающих скоростно-силовые способности, необходимо выделить прыжковые дисциплины, метание и толкание ядра.

Рассмотрим виды спорта, преимущественно развивающие координационные способности.

Ядром координационных способностей человека является физическое качество «ловкость». Хорошо развитая ловкость способствует более успешному овладению новыми движениями, проявлению силовых усилий и выносливости. Воспитанию ловкости помогают разнообразные упражнения из арсенала многих видов спорта, обладающие элементами новизны. Среди видов спорта наибольший эффект в воспитании ловкости обеспечивают

  • спортивная акробатика;

  • спортивная и художественная гимнастика;

  • прыжки в воду, на батуте, на лыжах;

  • лыжный слалом;

  • фигурное катание на коньках;

  • спортивные игры.

Важно знать, что все перечисленные виды спорта предъявляют значительные требования к совершенствованию нервного аппарата и к волевым качествам занимающихся. Кроме того, механизмы сложнокоординационных способностей формируются с детства, а их дальнейшее совершенствование требует многолетней регулярной тренировки. По этой причине нет смысла начинать спортивную специализацию в этих видах спорта в студенческом возрасте, но использовать отдельные средства этих видов спорта для воспитания ловкости просто необходимо.

К видам спорта комплексного и разностороннего воздействия относятся:

— Единоборства (бокс, классическая и вольная борьба, самбо, дзюдо, восточные единоборства и фехтование), которые характеризуются непосредственно пактом при противодействии сопернику. Поединки представителей этих видов спорта насыщены активным проявлением волевых качеств, инициативы и самообладания. В процессе занятий этими видами спорта развиваются общая и специальная выносливость, силовые, скоростные и координационные способности, повышается продуктивность сенсорно-психических процессов в организме.


— Спортивные игры (индивидуальные и командные) способствуют гармоничному воспитанию у занимающихся всех физических качеств, улучшению функций вестибулярного аппарата, совершенствуют точность движений, увеличивают поле зрения спортсменов. Занятия спортивными играми решают ряд оздоровительных и рекреационных задач, имеют непосредственную связь с профессионально-прикладной подготовкой.

Ритмическая гимнастика как высокоэффективная система физических упражнений нетрадиционного характера пользуется большой популярностью в женской аудитории. Музыкальный ритм и танцевальное исполнение движений повышает настроение занимающихся, а также вызывают положительные эмоции. Подбор упражнений в комплексах ритмической гимнастики позволяет акцентировано воздействовать на все основные физические качества занимающихся, поэтому данная система физических упражнений является эффективным средством оздоровления, повышения функциональных возможностей, а также коррекции физического развития и телосложения.

1   2   3

Характеристика видов планирования тренировочных занятий и контроль за их

эффективностью

В каждом виде спорта, несмотря на его специфические особенности, осуществляются следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативное.

Исходными данными для составления многолетних перспективных планов спортивной подготовки являются:

  • оптимальный возраст для достижения наивысших результатов;

  • продолжительность подготовки для их достижения;

  • темпы роста спортивных результатов;

  • условия проведения тренировочных занятий и др.

На основе характеристики спортсмена с учетом цели и задач многолетней подготовки определяются:

спортивно-технические показатели по годам подготовки;

  • основные средства тренировки;

  • объем и интенсивность тренировочных нагрузок;

  • количество соревнований.

Кроме того, в перспективном плане необходимо предусмотреть все этапы подготовки и их преимущественную направленность. Составление перспективного плана не должно сводиться к механическому воспроизведению нескольких годичных планов. В них должна найти отражение тенденция возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовки спортсменов, т.е. перспективное планирование всегда должно быть целеустремленным. К основным документам перспективного планирования относятся: учебный

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ план, учебная программа, многолетний план подготовки команды и каждого спортсмена в отдельности.

На основе перспективных планов осуществляется текущее (годичное) планирование подготовки спортсменов. В текущих планах более конкретно перечисляются средства тренировки, конкретизируются объемы тренировочных нагрузок, а также сроки спортивных соревнований. Планирование годичного цикла осуществляется с учетом периодов подготовки (подготовительного, соревновательного и переходного) в соответствии с закономерностями развития спортивной формы (фаза становления, фаза стабилизации и фаза временной утраты). К основным документам текущего планирования относятся: план-график годичного цикла подготовки, годичный план подготовки (командный и индивидуальный).