Файл: Национальный социальнопедагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


нспк



Автономная некоммерческая профессиональная
образовательная организация



«Национальный социально-педагогический

колледж»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ
СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ


Цель занятия: приобретение знаний об особенностях занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений, формирование умений применять полученные знания.

Обоснование выбора обучающимся индивидуального вида спорта или системы физических упражнений

В процессе самоутверждения молодого человека в среде сверстников и в учебном коллективе не последнюю роль играют показатели его физического развития, а также физической подготовленности. Однако очень редко эти качества достаются человеку при рождении. Человек рождается лишь с задатками некоторых природных дарований, которые определяют красоту человеческого тела, легкость и согласованность движений, физическую силу и т.п. Для полного расцвета и совершенства все эти природные дарования нуждаются в активном развитии.

Несмотря на многообразие мотивационных вариантов выбора обучающимися вида спорта и системы физических упражнений, наиболее часто преобладают следующие:

1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения. Физические упражнения и спорт широко используются в целях укрепления здоровья, которое выступает ведущим фактором полноценного выполнения всех жизненных функций, гармоничного развития, успешного овладения человеком профессии и плодотворной трудовой деятельности. В современном обществе сформировался наиболее универсальный путь повышения двигательной активности человека —это приобщение к физической культуре и спорту. Поэтому занятия теми или другими разновидностями массового спорта, характеризующимися активной двигательной деятельностью, могут способствовать повышению функций основных систем организма и создавать предпосылки укрепления здоровья. Ведь физическое развитие тесно связано со здоровьем. С помощью целенаправленного подбора физических упражнений и методов их выполнения возможно улучшить многие показатели физического развития: массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких и др.



Коррекция недостатков физического развития с помощью средств физической культуры — это задача сложная, но выполнимая. Труднее всего скорректировать рост и те недостатки телосложения, которые связаны с формой костей. Значительно легче поддаются коррекции масса тела и отдельные антропометрические показатели (окружности бедра, грудной клетки, предплечья и др.).

Имея правильное представление об идеальном человеческом телосложении, можно определиться с выбором вида спорта или системы физических упражнений, так как все они в силу специфичности своих средств, в разных формах будут способствовать решению поставленной задачи. Не случайно представители различных видов спорта имеют существенные различия в телосложении. Наиболее продуктивно решить задачу по коррекции телосложения могут такие современные системы упражнений, как атлетическая гимнастика и шейпинг.

2. Повышение функциональных возможностей организма. Выполнение контрольных двигательных нормативов в течение обучения в колледже по дисциплине «Физическая культура» позволит обучающемуся провести самооценку функционального состояния основных систем организма, которую можно экстраполировать (перенести) по показателям тестов. На основании результатов тестирования каждый обучающийся может определиться в выборе вида спорта или системы физических упражнений, актуальных для направленного воздействия на отстающее в развитии качество.

Необходимо только точно для себя определить мотивацию выбора:

  1. оздоровительная направленность, разносторонняя физическая подготовка, выполнение зачетных

нормативов;

  1. возможное достижение достаточно высоких спортивных результатов.

На наш взгляд, первый вариант можно рекомендовать молодым людям с недостаточной общей физической подготовленностью или мотивационной направленностью на иные виды образовательной деятельности, второй обучающимся с хорошей спортивной подготовкой.

  1. Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и жизненной практике во многом определяет направленный выбор обучающимися видов спорта или систем физических упражнений. Так, если будущая профессия требует высокого проявления общей выносливости, то рекомендуется выбирать лыжные гонки, легкоатлетический бег или плавание на длинные дистанции и др. Если профессия требует длительного напряжения зрительного анализатора, то целесообразно выбрать занятия настольным теннисом, теннисом или бадминтоном.


Использование видов спорта и систем физических упражнений для обеспечения психофизической надежности и безопасности в профессиональной деятельности основано на их направленном влиянии на функциональную подготовленность индивида, на степень владения им прикладными навыками и умениями. Подробно о профессионально прикладной подготовке будет изложено в главе 11 данной подборки теоретического материала.

  1. Выбор видов спорта для достижения высоких спортивных результатов предполагает попытку совмещения успешной учебы в колледже с физически и психически тяжелой спортивной подготовкой. Выбирая этот путь, обучающиеся должны хорошо представлять для себя, что в возрасте 17-19 лет одаренный спортсмен уже имеет 5 - 8-летнюю подготовку в избранном виде спорта и заметен в спортивном мире. Специалистами установлены спортивные нормативы и требования к физическому развитию, физической подготовленности, к параметрам психической устойчивости, которые определяют успешность и своевременность прохождения установленных этапов спортивного пути индивида, который в среднем занимает около десяти лет непрерывной подготовки. Их можно сопоставить с собственными данными и объективно оценить индивидуальные возможности в достижении поставленной цели — показать спортивные результаты мирового или регионального уровня. Кроме того, современная спортивная подготовка требует больших ежедневных временных затрат. Поэтому обучающийся, совмещая активные занятия спортом с полноценной учебой в колледже, неизбежно сталкивается с проблемой грамотного планирования собственного режима и недостаточности времени для выполнения всех необходимых образовательных и спортивных мероприятий. Выход из этого положения — это предоставление ведущим спортсменам- студентам индивидуальных графиков прохождения и освоения учебного материала, а также продление сроков обучения в колледже. Здесь учитывается то, что обучающийся конкретного колледжа, участвуя в соревнованиях различного уровня, реализует не только собственные притязания и амбиции, но и осуществляет рекламу своего учебного заведения.

  2. Индивидуальный выбор обучающимся видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха основан на том, что значительная часть студенческой молодежи, несмотря на зарегламентированность занятий по учебной дисциплине «Физическая культура», воспринимает их как своеобразную «разрядку» от монотонного учебного труда и как форму активного отдыха.


Важно понимать, что для получения ожидаемого ощущения активного отдыха организма в процессе осуществления занятий физической культурой, необходимо выстраивать систему физических упражнений с учетом особенностей того вида утомления, который присущ для конкретного вида категории обучающихся — утомления умственного, физического или нервно-эмоционального. Более того, значительную роль здесь еще играет интерес, психическая настроенность личности на выполнение какого-либо вида деятельности. Так, если человек быстро переключается с одного вида работы на другой, если он общителен с окружающими, то для него предпочтительнее занятия игровыми видами спорта или единоборствами; если же он сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности, то ему рекомендуются занятия стайерским бегом, лыжными гонками, плаванием, велоспортом и т.п.

Индивидуальные занятия соответствующими видами спорта и системами физических упражнений помогают испытать положительные эмоции, физическое и моральное удовлетворение.

Характеристика воздействий избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие и психофизическую подготовленность индивида

В современных видах спорта отчетливо просматриваются элементы основных форм двигательной активности, используемые еще в древнем обществе. За современными гимнастикой, акробатикой, играми, тяжелой атлетикой, метанием диска, стрельбой из лука и другими видами спорта, а также за различными системами физических упражнений прослеживаются древние трудовые процессы, охота, боевые действия, обряды и ритуалы.

При изучении процессов исторического развития общества возможно четко проследить наличие взаимосвязи изменяющихся условий внешней среды и социально- экономических систем, в своем единении влияющих на процесс развития отдельных видов спорта и разновидностей физических упражнений, а также спортивного оборудования, инвентаря и правил соревнований. С этими же процессами связано постоянное совершенствование теории и практики спортивной тренировки, медико-биологического и финансово- экономического обеспечения учебно-тренировочного процесса, совершенствования средств восстановления и повышения работоспособности спортсменов в различные периоды их подготовки. Современные требования телевещания, развития массовой культуры и новейших электронных средств передачи информации сподвигают руководителей спортивных организаций и мероприятий к повышению динамичности и зрелищности спортивных состязаний, что влечет за собой пересмотр правил соревнований в отдельных видах спорта и, как следствие, изменение методики подготовки спортсменов. Но в некоторых нетрадиционных системах физических упражнений, имеющих древнюю историю, сохраняется определенный консерватизм, порой связанных с религиозной медитацией. Хотя и здесь наблюдается всё большее присутствие физических упражнений и уменьшение количества религиозного влияния на систему занятий.