Файл: Литература 9 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маукаева Найля Камилевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ «Мрясовская основная

общеобразовательная школа»
Литература

9 класс

Учебник Литература: 9 кл.: Учеб. Хрестоматия общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010

Уровень обучения – базовый

Тема урока: Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 час

Место урока в системе уроков по теме – 79
Цели урока:

Обучающая: осознание поэзии «серебряного века» как духовного и эстетического феномена эпохи рубежа веков;

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся, формирование поэтического чутья, культуры чтения;

Воспитывающая: воспитание любви к истории отечества, гордости за высокую духовную и нравственную силу русской поэзии серебряного века.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть характерные черты поэзии «серебряного века»;

  2. Расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.

Оборудование урока:

  1. Выставка книг по поэзии Серебряного века по трём направлениям с портретами поэтов.

  2. Слова-термины: модернизм, символизм, акмеизм, футуризм.

Подготовка к уроку:

Задание по группам: найти информацию о литературных направлениях поэзии «серебряного века».
Ход урока

…Это было опьянение творческим подъёмом,

новизна, напряжённость, борьба, вызов…

Это была эпоха пробуждения в России

самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии

и обострения эстетической чувствительности,

религиозного беспокойства и искания…

Н.А.Бердяев «Русский культурный ренессанс»
I. Организационный момент. Знакомство с целями и задачами урока и эпиграфом.

II. Актуализация новой темы.

- Скажите, пожалуйста, как в литературе называют век Пушкина, Лермонтова Некрасова? (Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии).

Но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже XIX и XX веков всего лишь за два десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную.  И это время получило название - серебряный век русской поэзии.
III. Лекция учителя. Тезисы лекции.

  1. «Серебряный век». Что это такое?

О русской поэзии «серебряного века» существует обширная литература – о ней много писали и отечественные, и зарубежные исследователи, в том числе такие крупные учёные, как В.М. Жирмунский, В. Орлов, Л.К. Долгополов. Об этой эпохе изданы многочисленные воспоминания – например, С. Маковского («На парнасе серебряного века»), И. Одоевцевой («На берегах Невы»), В. Пяста («Встречи»), трёхтомные воспоминания А. Белого.

Смысл названия «серебряный век» многозначен. Во-первых, это время необычайного расцвета русской поэзии. Он был обусловлен самой эпохой. Рубеж веков был периодом подъёма российской жизни во всех областях – в области науки, техники, промышленности. Но особенно ощутим был расцвет в области культуры и искусства. На весь мир прогремели имена русского певца Ф.И. Шаляпина и русской балерины А Павловой, композиторов А.Скрябина и С. Рахманинова, как новаторы были повсюду признаны русские режиссёры К. Станиславский и В. Мейерхольд.

Русская поэзия «серебряного века создавалась в атмосфере общего культурного подъёма как значительная его часть. Для этого времени характерна была интенсивность, насыщенность литературного процесса. Трудно поверить, что в одно то же время в одной стране могли творить такие ярчайшие таланты, как А. Блок и В. Маяковский, В. Хлебников и М. Волошин, Б. Пастернак и М. Цветаева, А. Белый и В. Ходасевич. Этот список мировой литературы можно было бы продолжать и продолжать. Эти люди настолько увлечены были поэзией, горели поэтическим огнём, что создавали непревзойдённые образцы художественного слова. Они собирались в литературных салонах и кафе, читали свои стихи, учились, не стесняясь друг у друга, и обсуждали вопросы, касающиеся художественного мастерства. Именно на одной из таких встреч на квартире у поэта Николая Гумилева и родился термин «Серебряный век» – в

противовес пушкинской поэзии, названной Золотым веком. Впервые название «Серебряный век» использовал философ Н. Бердяев, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н. Оцупа. «Золотой век» русской поэзии можно сравнить с солнцем, а Серебряного – с луной.

Понятие "серебряный век" появилось позже, а современники использовали термин - "модернизм" (от франц. модерн - новый, современный), термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.

Модернисты были ослеплены "сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками", это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнического музея, в кабаре, в кафе. Вот и мы с вами побываем в кафе «Бродячая собака» и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями.


  1. Литературное кафе «Бродячая собака».

Петербург, двор на Михайловской площади. Открыто кафе было в ночь под Новый год (1912 г.) и сразу стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Они были молоды и талантливы. Они были влюблены и счастливы. Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого это целая книг. А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.

Здесь бывала вся богема России. Здесь звучала музыка Стравинского, Дебюсси, Штрауса, Равеля, здесь выставлялись авангардисты, здесь спорили, искали ответы на «вечные вопросы», здесь звучали стихи, футуристы эпатировали публику, показывая своё речетворство.

«Бродячая собака» была открыта три раза в неделю: в понедельник, среду и субботу. Собирались поздно, после двенадцати. «Фармацевты» (на жаргоне «собаки» – случайные посетители) платили за вход три рубля, свои – полтинник.

Чтобы попасть в «Собаку», надо было разбудить сонного дворника, пройти два засыпанных снегом двора, в третьем завернуть налево, спуститься вниз ступеней десять и толкнуть обутую клеёнкой дверь. Тотчас же вас ошеломляли музыка
, духота, пестрота стен, шум электрического вентилятора, гудевшего, как аэроплан.

Комнат в «Бродячей собаке» всего три. Буфетная и две «залы» – одна большая, другая совсем крохотная. Это обыкновенный подвал. Ярко горит огромный кирпичный камин. На стене большое овальное зеркало. Под ним длинный диван – особо почётное место. Низкие столы, соломенные табуретки.

Как вспомнит потом Анна Ахматова:

Да, я любила их – те сборища ночные

На низком столике стаканы ледяные,

Над чёрным кофием голубоватый пар,

Камина красного тяжёлый зимний жар,

Весёлость едкую литературной шутки…
IV. Выступления учащихся об основных направлениях модернизма.

1-й ученик

Сим­во­лизм как ли­те­ра­тур­ное те­че­ние за­ро­дил­ся во Фран­ции в 80-х гг. 19 века. Ос­но­вой ху­до­же­ствен­но­го ме­то­да фран­цуз­ско­го сим­во­лиз­ма яв­ля­ет­ся резко субъ­ек­ти­ви­ро­ван­ный сен­су­а­лизм (чув­ствен­ность). Сим­во­ли­сты вос­про­из­во­ди­ли дей­стви­тель­ность как поток ощу­ще­ний. По­э­зия из­бе­га­ет обоб­ще­ний, ищет не ти­пи­че­ское, а ин­ди­ви­ду­аль­ное, един­ствен­ное в своем роде.

По­э­зия при­об­ре­та­ет ха­рак­тер им­про­ви­за­ции, фик­си­руя "чи­стые впе­чат­ле­ния". Пред­мет те­ря­ет ясные очер­та­ния, рас­тво­ря­ет­ся в по­то­ке раз­роз­нен­ных ощу­ще­ний, ка­честв; до­ми­ни­ру­ю­щую роль иг­ра­ет эпи­тет, кра­соч­ное пятно. Эмо­ция ста­но­вит­ся бес­пред­мет­ной и "невы­ра­зи­мой". По­э­зия стре­мит­ся к уси­ле­нию чув­ствен­ной на­сы­щен­но­сти и эмо­ци­о­наль­но­го воз­дей­ствия. Куль­ти­ви­ру­ет­ся са­мо­до­вле­ю­щая форма. Пред­ста­ви­те­ля­ми фран­цуз­ско­го сим­во­лиз­ма яв­ля­ют­ся П. Вер­лен, А. Рембо, Ж. Лаф­орг.

Гос­под­ству­ю­щим жан­ром сим­во­лиз­ма была "чи­стая" ли­ри­ка, ли­рич­ны­ми ста­но­вят­ся роман, но­вел­ла, драма.

В Рос­сии сим­во­лизм воз­ник в 90-х гг. 19 века. и на своем пер­во­на­чаль­ном этапе (К. Д. Баль­монт, ран­ний В. Я. Брю­сов и А. Доб­ро­лю­бов, а в даль­ней­шем – Б. Зай­цев, И. Ф. Ан­нен­ский, Ре­ми­зов) вы­ра­ба­ты­ва­ет стиль упа­доч­но­го им­прес­си­о­низ­ма, ана­ло­гич­но­го фран­цуз­ско­му сим­во­лиз­му.

Рус­ские сим­во­ли­сты 1900-х гг. (В. Ива­нов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Ме­реж­ков­ский, С. Со­ло­вьев и дру­гие), стре­мясь пре­одо­леть пес­си­мизм, пас­сив­ность, про­воз­гла­си­ли ло­зунг дей­ствен­но­го ис­кус­ства, пре­об­ла­да­ние твор­че­ства над по­зна­ни­ем.

Ма­те­ри­аль­ный мир ри­су­ет­ся сим­во­ли­ста­ми как маска, сквозь ко­то­рую про­све­чи­ва­ет по­ту­сто­рон­нее. Ду­а­лизм на­хо­дит вы­ра­же­ние в дву­план­ной ком­по­зи­ции ро­ма­нов, драм и "сим­фо­ний". Мир ре­аль­ных яв­ле­ний, быта или услов­ной фан­та­сти­ки изоб­ра­жа­ет­ся гро­теск­но, дис­кре­ди­ти­ру­ет­ся в свете "транс­цен­ден­таль­ной иро­нии". Си­ту­а­ции, об­ра­зы, их дви­же­ние по­лу­ча­ют двой­ное зна­че­ние: в плане изоб­ра­жа­е­мо­го и в плане озна­ме­но­вы­ва­е­мо­го.


Сим­во­лизм также со­зда­ет свои слова – сим­во­лы. Сна­ча­ла для таких сим­во­лов ис­поль­зу­ют­ся вы­со­кие по­э­ти­че­ские слова, затем – про­стые. Сим­во­ли­сты счи­та­ли, что ис­чер­пать смысл сим­во­ла невоз­мож­но.

Сим­во­лизм из­бе­га­ет ло­ги­че­ско­го рас­кры­тия темы, об­ра­ща­ясь к сим­во­ли­ке чув­ствен­ных форм, эле­мен­ты ко­то­рых по­лу­ча­ют осо­бую смыс­ло­вую на­сы­щен­ность. Сквозь ве­ще­ствен­ный мир ис­кус­ства "про­све­чи­ва­ют" ло­ги­че­ски невы­ра­жа­е­мые "тай­ные" смыс­лы. Вы­дви­гая чув­ствен­ные эле­мен­ты, сим­во­лизм от­хо­дит в то же время от им­прес­си­о­ни­сти­че­ско­го со­зер­ца­ния раз­роз­нен­ных и са­мо­до­вле­ю­щих чув­ствен­ных впе­чат­ле­ний, в пест­рый поток ко­то­рых сим­во­ли­за­ция вно­сит из­вест­ную цель­ность, един­ство и непре­рыв­ность.

2-й ученик

Новое мо­дер­нист­ское те­че­ние, ак­ме­изм, по­яви­лось в рус­ской по­э­зии в 1910-х гг. как про­ти­во­по­став­ле­ние край­не­му сим­во­лиз­му. В пе­ре­во­де с гре­че­ско­го, слово «akme» озна­ча­ет выс­шую сте­пень че­го-ли­бо, рас­цвет, зре­лость. Ак­ме­и­сты вы­сту­па­ли за воз­вра­ще­ние об­ра­зам и сло­вам их пер­во­на­чаль­но­го зна­че­ния, за ис­кус­ство ради ис­кус­ства, за по­э­ти­за­цию чувств че­ло­ве­ка. Отказ от ми­сти­ки – это и было глав­ной чер­той ак­ме­и­стов.

Для сим­во­ли­стов – глав­ное ритм и му­зы­ка, зву­ча­ние слова, то для ак­ме­и­стов - форма и веч­ность, пред­мет­ность.

В 1912 г. поэты С. Го­ро­дец­кий, Н. Гу­ми­лев, О. Ман­дель­штам, В. Нар­бут, А. Ах­ма­то­ва, М. Зен­ке­вич и неко­то­рые дру­гие объ­еди­ни­лись в кру­жок «Цех по­этов».

Ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми ак­ме­из­ма были Н. Гу­ми­лев и С. Го­ро­дец­кий. Ак­ме­и­сты на­зы­ва­ли свое твор­че­ство выс­шей точ­кой до­сти­же­ния ху­до­же­ствен­ной прав­ды. Они не от­ри­ца­ли сим­во­лиз­ма, но были про­тив того, что сим­во­ли­сты уде­ля­ли так много вни­ма­ния миру та­ин­ствен­но­го и непо­знан­но­го. Ак­ме­и­сты ука­зы­ва­ли, что непо­зна­ва­е­мое, по са­мо­му смыс­лу этого слова, нель­зя по­знать. От­сю­да стрем­ле­ние ак­ме­и­стов осво­бо­дить ли­те­ра­ту­ру от тех непо­нят­но­стей, ко­то­рые куль­ти­ви­ро­ва­лись сим­во­ли­ста­ми, и вер­нуть ей яс­ность и до­ступ­ность.   Ак­ме­и­сты ста­ра­лись всеми си­ла­ми вер­нуть ли­те­ра­ту­ру к жизни, к вещам, к че­ло­ве­ку, к при­ро­де. Так, Гу­ми­лев об­ра­тил­ся к опи­са­нию эк­зо­ти­че­ских зве­рей и при­ро­ды, Зен­ке­вич – к до­и­сто­ри­че­ской жизни земли и че­ло­ве­ка, Нар­бут – к быту, Анна Ах­ма­то­ва – к углуб­лен­ным лю­бов­ным пе­ре­жи­ва­ни­ям.