ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Маукаева Найля Камилевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ «Мрясовская основная
общеобразовательная школа»
Литература
9 класс
Учебник Литература: 9 кл.: Учеб. Хрестоматия общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010
Уровень обучения – базовый
Тема урока: Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 час
Место урока в системе уроков по теме – 79
Цели урока:
Обучающая: осознание поэзии «серебряного века» как духовного и эстетического феномена эпохи рубежа веков;
Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся, формирование поэтического чутья, культуры чтения;
Воспитывающая: воспитание любви к истории отечества, гордости за высокую духовную и нравственную силу русской поэзии серебряного века.
Задачи урока:
-
Рассмотреть характерные черты поэзии «серебряного века»; -
Расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.
Оборудование урока:
-
Выставка книг по поэзии Серебряного века по трём направлениям с портретами поэтов. -
Слова-термины: модернизм, символизм, акмеизм, футуризм.
Подготовка к уроку:
Задание по группам: найти информацию о литературных направлениях поэзии «серебряного века».
Ход урока
…Это было опьянение творческим подъёмом,
новизна, напряжённость, борьба, вызов…
Это была эпоха пробуждения в России
самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии
и обострения эстетической чувствительности,
религиозного беспокойства и искания…
Н.А.Бердяев «Русский культурный ренессанс»
I. Организационный момент. Знакомство с целями и задачами урока и эпиграфом.
II. Актуализация новой темы.
- Скажите, пожалуйста, как в литературе называют век Пушкина, Лермонтова Некрасова? (Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии).
Но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже XIX и XX веков всего лишь за два десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. И это время получило название - серебряный век русской поэзии.
III. Лекция учителя. Тезисы лекции.
-
«Серебряный век». Что это такое?
О русской поэзии «серебряного века» существует обширная литература – о ней много писали и отечественные, и зарубежные исследователи, в том числе такие крупные учёные, как В.М. Жирмунский, В. Орлов, Л.К. Долгополов. Об этой эпохе изданы многочисленные воспоминания – например, С. Маковского («На парнасе серебряного века»), И. Одоевцевой («На берегах Невы»), В. Пяста («Встречи»), трёхтомные воспоминания А. Белого.
Смысл названия «серебряный век» многозначен. Во-первых, это время необычайного расцвета русской поэзии. Он был обусловлен самой эпохой. Рубеж веков был периодом подъёма российской жизни во всех областях – в области науки, техники, промышленности. Но особенно ощутим был расцвет в области культуры и искусства. На весь мир прогремели имена русского певца Ф.И. Шаляпина и русской балерины А Павловой, композиторов А.Скрябина и С. Рахманинова, как новаторы были повсюду признаны русские режиссёры К. Станиславский и В. Мейерхольд.
Русская поэзия «серебряного века создавалась в атмосфере общего культурного подъёма как значительная его часть. Для этого времени характерна была интенсивность, насыщенность литературного процесса. Трудно поверить, что в одно то же время в одной стране могли творить такие ярчайшие таланты, как А. Блок и В. Маяковский, В. Хлебников и М. Волошин, Б. Пастернак и М. Цветаева, А. Белый и В. Ходасевич. Этот список мировой литературы можно было бы продолжать и продолжать. Эти люди настолько увлечены были поэзией, горели поэтическим огнём, что создавали непревзойдённые образцы художественного слова. Они собирались в литературных салонах и кафе, читали свои стихи, учились, не стесняясь друг у друга, и обсуждали вопросы, касающиеся художественного мастерства. Именно на одной из таких встреч на квартире у поэта Николая Гумилева и родился термин «Серебряный век» – в
противовес пушкинской поэзии, названной Золотым веком. Впервые название «Серебряный век» использовал философ Н. Бердяев, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н. Оцупа. «Золотой век» русской поэзии можно сравнить с солнцем, а Серебряного – с луной.
Понятие "серебряный век" появилось позже, а современники использовали термин - "модернизм" (от франц. модерн - новый, современный), термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.
Модернисты были ослеплены "сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками", это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнического музея, в кабаре, в кафе. Вот и мы с вами побываем в кафе «Бродячая собака» и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями.
-
Литературное кафе «Бродячая собака».
Петербург, двор на Михайловской площади. Открыто кафе было в ночь под Новый год (1912 г.) и сразу стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Они были молоды и талантливы. Они были влюблены и счастливы. Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого это целая книг. А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.
Здесь бывала вся богема России. Здесь звучала музыка Стравинского, Дебюсси, Штрауса, Равеля, здесь выставлялись авангардисты, здесь спорили, искали ответы на «вечные вопросы», здесь звучали стихи, футуристы эпатировали публику, показывая своё речетворство.
«Бродячая собака» была открыта три раза в неделю: в понедельник, среду и субботу. Собирались поздно, после двенадцати. «Фармацевты» (на жаргоне «собаки» – случайные посетители) платили за вход три рубля, свои – полтинник.
Чтобы попасть в «Собаку», надо было разбудить сонного дворника, пройти два засыпанных снегом двора, в третьем завернуть налево, спуститься вниз ступеней десять и толкнуть обутую клеёнкой дверь. Тотчас же вас ошеломляли музыка
, духота, пестрота стен, шум электрического вентилятора, гудевшего, как аэроплан.
Комнат в «Бродячей собаке» всего три. Буфетная и две «залы» – одна большая, другая совсем крохотная. Это обыкновенный подвал. Ярко горит огромный кирпичный камин. На стене большое овальное зеркало. Под ним длинный диван – особо почётное место. Низкие столы, соломенные табуретки.
Как вспомнит потом Анна Ахматова:
Да, я любила их – те сборища ночные
На низком столике стаканы ледяные,
Над чёрным кофием голубоватый пар,
Камина красного тяжёлый зимний жар,
Весёлость едкую литературной шутки…
IV. Выступления учащихся об основных направлениях модернизма.
1-й ученик
Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 века. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.
Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя "чистые впечатления". Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и "невыразимой". Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.
Господствующим жанром символизма была "чистая" лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.
В России символизм возник в 90-х гг. 19 века. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.
Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.
Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и "симфоний". Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете "трансцендентальной иронии". Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.
Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.
Символизм избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства "просвечивают" логически невыражаемые "тайные" смыслы. Выдвигая чувственные элементы, символизм отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток которых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность.
2-й ученик
Новое модернистское течение, акмеизм, появилось в русской поэзии в 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. В переводе с греческого, слово «akme» означает высшую степень чего-либо, расцвет, зрелость. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.
Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов - форма и вечность, предметность.
В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».
Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность. Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.