ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.
Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборнике Ахматовой «Четки» преобладают любовно-религиозные переживания.
Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.
В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.
Основные принципы акмеизма:
• отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;
• принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;
• возвращение слову первоначального значения;
• изображение человека с его истинными чувствами;
• поэтизация мира;
• включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.
Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.
3-й ученик
Футуризм (в переводе означает будущее)– одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.
В России статья Маринетти была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского.
В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше.
В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Эгофутуризм можно буквально перевести как «я – будущее». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.
В 1912 г. футуристы объединились вокруг издательства «Петербургский Глашатай». В группу входили: Д. Крючков, И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.
В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов, захваченных динамизмом, уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематографов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни метрополитенов. У поэта, исполненного нового чувства мира — беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.
Футуристы были увлечены политикой.
V. Закрепление по теме.
Задание для групп. Проанализируйте стихотворения и определите, к какому направлению модернизма они относятся.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века-
Все будет так .Исхода нет.
Умрешь-начнешь опять сначала,
И повторится все ,как встарь:
Ночь ,ледяная рябь канала,
Аптека ,улица, фонарь.
1912 г. А. Блок
-
О чем это стихотворение? (философия существования, все повторяется) -
Какова композиция данного стихотворения? (начало и концовка одинаковая - кольцевая) -
Какие цветовые образы вы увидели? (ночь, тусклый свет, ледяная рябь - все неясно, призрачно, таинственно) -
К какому литературному направлению можно отнести это стихотворение? (символизм)
Широк и желт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада,
Ты опоздал на много лет,
Но все-таки тебе я рада.
Прости ,что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.
1915 г. А. Ахматова
-
Какова тема этого стихотворения? (тема любви, ожидание встречи со своей единственной любовью) -
Каким настроением овеяно стихотворение? (грусть о несбывшихся надеждах) -
Использует ли автор тропы? (нет, все ясно и просто, нет переносных символических значений) -
Какие приемы позволяют понять состояние героини? (анафора, синтаксический параллелизм) -
Назовите литературное направление и автора. (акмеизм А.Ахматова)
VI. Оценка работы групп и сообщений отдельных учащихся.
VII. Итог урока. Слово учителя.
Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства. Никогда ещё в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью и музыкой. На стихи поэтов Серебряного века создано много романсов.
Какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы XX века?
Ученики.
- Она выражала настроение эпохи;
- Определила поиски новых путей в искусстве;
- Дала огромное разнообразие творческих индивидуальностей таких поэтов как Блок, Есенин, Ахматова;
- Привлекала читателя к сотворчеству.
VIII. Домашнее задание. Расскажите об одном из писателей XX века, подчёркивая самое характерное.