Файл: Литература 9 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стрем­ле­ние к при­ро­де, к «земле» при­ве­ло ак­ме­и­стов к на­ту­ра­ли­сти­че­ско­му стилю, к кон­крет­ной об­раз­но­сти, пред­мет­но­му ре­а­лиз­му, что опре­де­ли­ло целый ряд ху­до­же­ствен­ных при­е­мов. В по­э­зии ак­ме­и­стов пре­об­ла­да­ют «тя­же­лые, уве­си­стые слова», ко­ли­че­ство имен су­ще­стви­тель­ных зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дит ко­ли­че­ство гла­го­лов.

Про­из­ве­дя эту ре­фор­му, ак­ме­и­сты в осталь­ном со­гла­ша­лись с сим­во­ли­ста­ми, объ­явив себя их уче­ни­ка­ми. По­ту­сто­рон­ний мир для ак­ме­и­стов оста­ет­ся ис­ти­ной; толь­ко они не де­ла­ют его цен­тром своей по­э­зии, хотя по­след­ней ино­гда не чужды ми­сти­че­ские эле­мен­ты. Про­из­ве­де­ния Гу­ми­ле­ва «За­блу­див­ший­ся трам­вай» и «У цыган» сплошь про­ни­за­ны ми­сти­циз­мом, а в сбор­ни­ке Ах­ма­то­вой «Четки» пре­об­ла­да­ют лю­бов­но-ре­ли­ги­оз­ные пе­ре­жи­ва­ния.

Ак­ме­и­сты ни в коем слу­чае не яв­ля­лись ре­во­лю­ци­о­не­ра­ми по от­но­ше­нию к сим­во­лиз­му, ни­ко­гда себя та­ко­вы­ми и не счи­та­ли; они ста­ви­ли своей ос­нов­ной за­да­чей толь­ко сгла­жи­ва­ние про­ти­во­ре­чий, вне­се­ние по­пра­вок.

В той части, где ак­ме­и­сты вос­ста­ли про­тив ми­сти­ки сим­во­лиз­ма, они не про­ти­во­по­ста­ви­ли по­след­не­му на­сто­я­щей ре­аль­ной жизни. От­верг­нув ми­сти­ку как ос­нов­ной лейт­мо­тив твор­че­ства, ак­ме­и­сты на­ча­ли фе­ти­ши­зи­ро­вать вещи как та­ко­вые, не умея син­те­ти­че­ски по­дой­ти к дей­стви­тель­но­сти, по­нять ее ди­на­ми­ку. Для ак­ме­и­стов вещи ре­аль­ной дей­стви­тель­но­сти имеют зна­че­ние сами по себе, в ста­ти­че­ском со­сто­я­нии. Они лю­бу­ют­ся от­дель­ны­ми пред­ме­та­ми бытия, при­чем вос­при­ни­ма­ют их та­ки­ми, какие они есть, без кри­ти­ки, без по­пы­ток осо­знать их во вза­и­мо­от­но­ше­нии, а непо­сред­ствен­но, по-зве­ри­но­му.

Ос­нов­ные прин­ци­пы ак­ме­из­ма:

• отказ от сим­во­лист­ских при­зы­вов к иде­аль­но­му, ми­сти­че­ской ту­ман­но­сти;

• при­ня­тие зем­но­го мира таким, какой он есть, во всей его кра­соч­но­сти и мно­го­об­ра­зии;

• воз­вра­ще­ние слову пер­во­на­чаль­но­го зна­че­ния;

• изоб­ра­же­ние че­ло­ве­ка с его ис­тин­ны­ми чув­ства­ми;

• по­э­ти­за­ция мира;

• вклю­че­ние в по­э­зию ас­со­ци­а­ций с пред­ше­ству­ю­щи­ми эпо­ха­ми.

Ак­ме­изм про­су­ще­ство­вал не очень долго, но внес боль­шой вклад в раз­ви­тие по­э­зии.

3-й ученик

Фу­ту­ризм (в пе­ре­во­де озна­ча­ет бу­ду­щее)– одно из те­че­ний мо­дер­низ­ма, за­ро­див­ше­е­ся в 1910-х гг. Наи­бо­лее ярко пред­став­лен в ли­те­ра­ту­ре Ита­лии и Рос­сии. 20 фев­ра­ля 1909 г. в па­риж­ской га­зе­те «Фи­га­ро» по­яви­лась ста­тья Т. Ф. Ма­ри­нет­ти «Ма­ни­фест фу­ту­риз­ма». Ма­ри­нет­ти в своем ма­ни­фе­сте при­зы­вал от­ка­зать­ся от ду­хов­но-куль­тур­ных цен­но­стей про­шло­го и стро­ить новое ис­кус­ство. Глав­ная за­да­ча фу­ту­ри­стов обо­зна­чить раз­рыв между на­сто­я­щим и бу­ду­щим, раз­ру­шить все ста­рое и по­стро­ить новое. Про­во­ка­ции вхо­ди­ло в их жизнь. Вы­сту­па­ли про­тив бур­жу­аз­но­го об­ще­ства.

В Рос­сии ста­тья Ма­ри­нет­ти была опуб­ли­ко­ва­на уже 8 марта 1909 г. и по­ло­жи­ла на­ча­ло раз­ви­тию соб­ствен­но­го фу­ту­риз­ма. Ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми но­во­го те­че­ния в рус­ской ли­те­ра­ту­ре были бра­тья Д. и Н. Бур­лю­ки, М. Ла­ри­о­нов, Н. Гон­ча­ро­ва, А. Экс­тер, Н. Куль­бин. В 1910 г. в сбор­ни­ке «Сту­дия им­прес­си­о­ни­стов» по­яви­лось одно из пер­вых фу­ту­ри­сти­че­ских сти­хо­тво­ре­ний В. Хлеб­ни­ко­ва «За­кля­тие сме­хом». В том же году вышел сбор­ник по­этов-фу­ту­ри­стов «Садок судей». В нем были на­пе­ча­та­ны стихи Д. Бур­лю­ка, Н. Бур­лю­ка, Е. Гуро, В. Хлеб­ни­ко­ва, В. Ка­мен­ско­го.

В 1910 г. ку­бо­фу­ту­ри­сты объ­еди­ни­лись в груп­пу. В ней со­сто­я­ли бра­тья Бур­лю­ки, В. Хлеб­ни­ков, В. Ма­я­ков­ский, Е. Гуро, А. Е. Кру­че­ных. Ку­бо­фу­ту­ри­сты вы­сту­па­ли на за­щи­ту слова как та­ко­во­го, «слова выше смыс­ла», «за­ум­но­го слова». Ку­бо­фу­ту­ри­сты раз­ру­ши­ли рус­скую грам­ма­ти­ку, сло­во­со­че­та­ния за­ме­ни­ли со­че­та­ни­ем зву­ков. Они счи­та­ли, что чем боль­ше бес­по­ряд­ка в пред­ло­же­нии, тем лучше.

В 1911 г. И. Се­ве­ря­нин одним из пер­вых в Рос­сии про­воз­гла­сил себя эго­фу­ту­ри­стом. К тер­ми­ну «фу­ту­ризм» он при­ста­вил слово «эго». Эго­фу­ту­ризм можно бук­валь­но пе­ре­ве­сти как «я – бу­ду­щее». Во­круг И. Се­ве­ря­ни­на спло­тил­ся кру­жок по­сле­до­ва­те­лей эго­фу­ту­риз­ма, в ян­ва­ре 1912 г. они про­воз­гла­си­ли себя «Ака­де­ми­ей Эго по­э­зии». Эго­фу­ту­ри­сты обо­га­ти­ли сло­вар­ный запас боль­шим ко­ли­че­ством ино­стран­ных слов и но­во­об­ра­зо­ва­ний.

В 1912 г. фу­ту­ри­сты объ­еди­ни­лись во­круг из­да­тель­ства «Пе­тер­бург­ский Гла­ша­тай». В груп­пу вхо­ди­ли: Д. Крюч­ков, И. Се­ве­ря­нин, К. Олим­пов, П. Ши­ро­ков, Р. Ивнев, В. Гне­дов, В. Шер­ше­не­вич.



В Рос­сии фу­ту­ри­сты на­зы­ва­ли себя «бу­дет­ля­на­ми», по­эта­ми бу­ду­ще­го. Фу­ту­ри­стов, за­хва­чен­ных ди­на­миз­мом, уже не удо­вле­тво­рял син­так­сис и лек­си­кон пред­ше­ству­ю­щей эпохи, когда не было ни ав­то­мо­би­лей, ни те­ле­фо­нов, ни фо­но­гра­фов, ни ки­не­ма­то­гра­фов, ни аэро­пла­нов, ни элек­три­че­ских же­лез­ных дорог, ни небо­скре­бов, ни мет­ро­по­ли­те­нов. У поэта, ис­пол­нен­но­го но­во­го чув­ства мира — бес­про­во­лоч­ное во­об­ра­же­ние. В на­гро­мож­де­ние слов поэт вкла­ды­ва­ет ми­мо­лет­ные ощу­ще­ния.

Фу­ту­ри­сты были увле­че­ны по­ли­ти­кой.


V. Закрепление по теме.

Задание для групп. Проанализируйте стихотворения и определите, к какому направлению модернизма они относятся.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века-

Все будет так .Исхода нет.

Умрешь-начнешь опять сначала,

И повторится все ,как встарь:

Ночь ,ледяная рябь канала,

Аптека ,улица, фонарь.

1912 г. А. Блок


  • О чем это стихотворение? (философия существования, все повторяется)

  • Какова композиция данного стихотворения? (начало и концовка одинаковая - кольцевая)

  • Какие цветовые образы вы увидели? (ночь, тусклый свет, ледяная рябь - все неясно, призрачно, таинственно)

  • К какому литературному направлению можно отнести это стихотворение? (символизм)


Широк и желт вечерний свет,

Нежна апрельская прохлада,

Ты опоздал на много лет,

Но все-таки тебе я рада.

Прости ,что я жила скорбя

И солнцу радовалась мало.

Прости, прости, что за тебя

Я слишком многих принимала.

1915 г. А. Ахматова


  • Какова тема этого стихотворения? (тема любви, ожидание встречи со своей единственной любовью)

  • Каким настроением овеяно стихотворение? (грусть о несбывшихся надеждах)

  • Использует ли автор тропы? (нет, все ясно и просто, нет переносных символических значений)

  • Какие приемы позволяют понять состояние героини? (анафора, синтаксический параллелизм)

  • Назовите литературное направление и автора. (акмеизм А.Ахматова)


VI. Оценка работы групп и сообщений отдельных учащихся.
VII. Итог урока. Слово учителя.

Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства. Никогда ещё в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью и музыкой. На стихи поэтов Серебряного века создано много романсов.


Какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы XX века?
Ученики.

- Она выражала настроение эпохи;

- Определила поиски новых путей в искусстве;

- Дала огромное разнообразие творческих индивидуальностей таких поэтов как Блок, Есенин, Ахматова;

- Привлекала читателя к сотворчеству.
VIII. Домашнее задание. Расскажите об одном из писателей XX века, подчёркивая самое характерное.