ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕТЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ» |
Экспериментальная психология |
Доклад на тему: «Научный вывод как завершающий этап эксперимента.» |
Выполнила: Воронова Мария Группа: зБХВ – 201ппс |
3 |
Научный вывод как завершающий этап эксперимента.
Формулирование выводов на основе экспериментальных данных – наиболее ответственный этап всего исследования. Оценка обоснованности, или достоверности, выводов, осуществляемых в результате проведенных экспериментов, включает ряд рассуждений исследователя, где этапы нормативного логического умозаключения сопутствуют необходимым “прорывам” в обобщениях. Возможности ошибиться в уровне обобщения относительно проверяемой психологической гипотезы, в принятии решения о полученной зависимости или проявить логическую некомпетентность остаются всегда, в том числе и при получении достоверных экспериментальных результатов. Можно выделить два основных пути к неверным, или артефактным, выводам:
1) проведение невалидного эксперимента и принятие ошибочных решений о результатах действия переменных (т.е. о полученных экспериментальных эффектах);
2) ошибки в контроле за выводом, т.е. неверные умозаключения или обобщения.
Эксперименты проводятся для опытной проверки гипотезы. Подход к психологической интерпретации в целях обобщения полученного знания включает оценку того, насколько хорошо представленные в гипотезе гипотетические конструкты позволяют исследователю осуществлять обоснованные переходы между разными уровнями обобщения выявленной зависимости и используемых психологических представлений. Эта обоснованность задается на этапах содержательного планирования и вновь анализируется в процессе обсуждения полученных результатов.
Содержательные проблемы могут, однако, решаться при разной степени рефлексии проделанного пути в процессе доказательства психологической гипотезы. Логика организации вывода должна включать в ходе реализации экспериментального метода следующие компоненты:
1) гипотетико-дедуктивный путь рассуждения об эмпирической реальности с асимметрией вывода о научной гипотезе (“отбросить предположение, если факты ему противоречат”);
2) построение планов, или экспериментальных схем, в рамках индуктивного вывода о результате действия экспериментального фактора и возможности причинного объяснения изменения зависимой переменной;
3) вывод об экспериментальной группе на основе анализа полученного эффекта путем соотнесения результата с оценкой валидности эксперимента;
4) обоснование содержательных оснований обобщений зависимости за пределами эксперимента.
Литература:
-
Исследование в психологии: метода и планирование