ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки. Это необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.
К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведущую в парк; уверенность в победу.
Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.
Грамматические ошибки
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Ошибочное словообразование | Трудолюбимый, надсмехаться |
2 | Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время |
3 | Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красившее |
4 | Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети |
6 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
7 | Нарушения согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом |
8 | Нарушения управления | Нужно сделать свою природу более красивую Повествует читателей |
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества |
10 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея |
11 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю |
12 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство… |
13 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами |
14 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве Человеку показалось то, что это… |
15 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента |
16 | Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
Речевые ошибки и недочёты
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. Мысль развивается на продолжении всего рассказа. |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом | Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 | Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удаётся объегорить других. |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. Молодой юноша. Очень прекрасный. |
9 | Употребление рядом или близко однокоренных слов | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного. |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
13 | Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своём воображении. |
14 | Бессвязность изложения | Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей. |
Источник:
-
sch2kr.ru — о разграничении типов ошибок.
Дополнительные источники:
-
window.edu.ru — Грачева Ж.В., Кольцова Л.М., Сидорова Е.В. «Типы ошибок в письменных работах учащихся и нормы оценок: Учебно-методическое пособие» (в пособии представлена развернутая классификация содержательных ошибок в письменных работах школьников (фактические, логические, речевые, грамматические); -
dlib.eastview.com — Воителева Т.М. «Работа над речевыми ошибками»; -
glossa.ucoz.ru — классификация речевых и грамматических ошибок. -
Научно-методический,
культурно-просветительский
ЖУРНАЛ
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный
гуманитарно-педагогический университет» -
-
-
ISSN 2076-4154 -
ГлавнаяРедакцияАвторыРубрикиАрхив
Главная>Выпуск № 14> Ошибка грамматическая или речевая? Лариса Фоминых Ошибка грамматическая или речевая? Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) – за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель данной заметки – помочь учителю в определении характера названных недочетов. Грамматическая ошибка – это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% . Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании – только на письме. Рассмотрим основные типы грамматических ошибок. I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество. II. Ошибки в образовании форм разных частей речи: 1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях; 2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее; 3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь; 4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга; 5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется. 6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем; 7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз; Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений: 1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда; 2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам; 3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли; 4) в построении предложений с однородными членами: а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю; б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев; в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…); 5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика; 6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили. 7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь. 8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку. Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям. 9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал. Основные виды речевых ошибок Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика. 1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева… 2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны. Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица) Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин) Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин) Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин) 3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе; 4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое; 5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения; 6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте; 7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета; 8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки; 9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова; 10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые. Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели: Не бывает напрасным прекрасное. Не растут даже в черном году Клен напрасный, и верба напрасная, И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц) Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. (Ф. Тютчев) 11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. - Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление. 12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова. Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:
|
Тренировочные задания 1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип. 1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли. 2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы. 3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады. 4. А у нас во дворе сделали новую качель! 5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос. 6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки. 7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений. 8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее. 9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы. 10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь. 11. Издали были видны плывущие бревна по воде. 12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. 2. Найдите речевые ошибки, определите их тип. 1. Мы заранее предвидели все трудности похода. 2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!» 3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы. 4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая. 5. Брат очень бережный человек. 6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение. 7. Хватит тебе теребить старые раны. 8. Уровень благосостояния народа увеличивается. 9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне. 10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом. 11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка. 12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы. Проверочные задания 3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками. 1. Онегин скучает в светских гостиницах. 2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви. 3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина. 4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают. 5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым. 6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками. 7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи. 8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает. 9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц. 10. Печорин не раз проявлял бесстрашность. 11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре. 12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача. 4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками. 1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым. 2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной. 3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства. 4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров. 5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни. 6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко. 7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы. 8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке. 9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру. 10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался. 11. Рассевшись по машинам, заработали моторы. 12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов. 5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета. 1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни. 2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу. 3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта. 4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу. 5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта. 6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы. 7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату. 8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую». 9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге. 10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали. 11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев. 12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке. Комментарий к заданию 1. 1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали. 2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом. 3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они. 4. Слово качели имеет форму только множественного числа. 5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав. 6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетаниенуждаются поддержки. 7. Смешение прямой и косвенной речи. 8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными илисовершеннее. 9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют. 10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж… 11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна. 12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились… Комментарий к заданию 2. 1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее. 2. Во времена Гоголя аэропортов не было. 3. Тавтология: глубже, глубь. 4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность. 5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый. 6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный. 7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить. 8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться. 9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень. 10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле. 11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот). 12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали. Ответы к заданиям: №3: 2, 3, 5, 8, 9, 10; №4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11; №5: 1, 5, 7, 10. Литература 1.Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку / И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Ю.Н.Гостева и др. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2009. 2.Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. Перм. ун-т. – Пермь, 2000. |