Файл: 1 Методические принципы организации работы по развитию речи на уроках русского языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— В поговорке говорится об одном Семене, а подразумеваются все драчуны и задиры. Нужно всегда стараться не только услышать, о чем рассказывается в пословице или поговорке, а думать, чему она учит.

— Подумайте, чему учит пословица: «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен».

— Придумайте по этой пословице небольшой рассказ, нарисуйте к нему иллюстрацию.

Далее заслушиваются несколько рассказов.

Упражнение «Скажи по-другому».

— Вы уже знаете, что об одном и том же можно сказать по-разному, разными словами. Подберите слова, близкие по смыслу к выражениям: «ему все как с гуся вода» (ничего на него не действует), «держи язык за зубами» (молчи), «не задирай нос» (будь скромнее).

Упражнение на произношение скороговорок. На горе дубы, под горой грибы. Прохор и Пахом ехали верхом.

Произношение детьми скороговорок с разной силой голоса, с вопросительной, с удивленной интонацией, в разном темпе.

ИТОГОВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

Цель: закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений, закрепить знания о малых фольклорных формах.

Необходимо представить широкую по тематике подборку книг, атрибуты к соревнованиям, карту-схему последовательности выполнения заданий.

Детей делят на две команды книголюбов. Командам дают названия. Учитель объясняет условия игры: на сказочной карте указано, какие испытания должны пройти обе команды, чтобы получить главный приз волшебной страны.

1. Из конверта капитаны команд достают по две пейзажные картинки, на них изображены зима или лето, весна или осень. Команда должна вспомнить стихотворения о каждом времени года и выразительно прочитать их.

2. Капитаны получают по конверту, в котором напечатана фамилия писателя (Ш. Перро, Х.К. Андерсен, А.С. Пушкин и др.). Из стопки книг членам команды нужно отобрать те, которые написаны этим писателем.

3. Кто больше знает пословиц:

а) о труде,

б) о смелости,

в) о дружбе, друзьях.

4. Отгадать загадки: 1) Героям каких сказок помогали животные? Каким заветным словом они их призывали? 2) В какой сказке волк испугался зайца? Как это случилось? 3) Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? 4) Героиня какой сказки и за что получила в награду кусок льда? 5) Как называется сказка, похожая на сказку «Теремок»? («Лесные хоромы».) 6) В какой сказке главная героиня превратилась в облачко?


5. По фрагменту из сказки (грамзапись) узнать и назвать сказку (каждой команде дается по два фрагмента).

Учитель подводит итоги соревнования, объявляет победителей.

В работе с детьми младшего школьного возраста целесообразно использовать фразеологизмы, пословицы. Приведем примеры фразеологизмов и пословиц.

Фразеологизмы

Ахнуть не успел. Как в воду опущенный.

Бок о бок. Как вкопанный.

Болтать языком. Как гром среди ясного неба.

Брать пример с... Как ни в чем не бывало.

Бросать слова на ветер. Как с гуся вода.

Бросился со всех ног. Как с неба свалился.

Вверх тормашками. Как сквозь землю провалился.

Вверх ногами. Как снег на голову.

Вешать нос. Как угорелый.

Вешать голову. Куда глаза глядят.

Во весь дух. Летит как на пожар.

Водить за нос. Мастер на все руки.

Водой не разольешь. Махнуть рукой.

Ворон считать. Мало каши съел.

Во мгновение ока. Морочить голову.

В поте лица. Надуть губы.

Дать волю рукам. На край света.

Дать сдачи. Не покладая рук.

Держать язык за зубами. Одна нога здесь, другая там.

Дождь льет как из ведра. Откуда ни возьмись.

Дрожит как осиновый лист. По щучьему велению.

Душа в пятки ушла. Распускать нюни.

Держать слово. Сидеть сложа руки.

Задрать нос. Сгореть со стыда.

Зарубить на носу. Сломя голову.

Засучив рукава. Тут как тут.

Заячья душа. Черепашьим шагом.

Играть в кошки-мышки.

Пословицы

Большой говорун — плохой работник.

Вдруг не станешь друг.

Волков бояться — в лес не ходить. Воин — сидит под кустом да воет.

Воробей мал, да удал.

Всякое дело мастера боится.

Где лад, там и клад.

Грозен Семен, а боится Семена одна ворона.

Делу время — потехе час.

Дружно не грузно, а врозь — хоть брось.

Едет Емеля, да ждать его неделю.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

И в ус не дует, и ухом не ведет.

Какие сами, такие и сани.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Кто ленится, тот не ценится.

Кто хочет — может.

Ленивому и лениться лень.

Лениться да гулять — добра не видать.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.

Не жалей минутки для веселой шутки.

Не спеши языком, поспеши делом.

Не хвались началом, хвались концом.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Не ходи в лес, коли зайца боишься.



Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен.

Одна пчела много меду не наносит.

Одна рука в ладоши не бьет.

Ошибся — что ушибся, вперед наука.

Петя Васин на все согласен.

Плохи друзья, коль до черного дня.

Сам не дерусь, а семерых не боюсь.

Сам себя губит, кто других не любит.

Слово сказать — узлом завязать.

Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

Съел кусочек с птичий носочек.

Трусливому зайке и пенек волк.

Трусливый сто раз умирает.

У ленивого Федорки всегда отговорки.

У знайки Егорки похвальба да отговорки.

У страха глаза велики.

Храброму счастье помогает.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В школьном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости.