Файл: Применение языковых игр как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»


Допущена к защите Защищена с отметкой ___________

"_____" __________2022г. Протокол ГИА № __________

Зам. директора по учебной работе от "____" ____________2022г.

___________ /Ковалёва Е.И./

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Применение языковых игр как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Студентка: П-41 группы

Руководитель:

Залевская Евгения Ивановна

Сердюкова Наталья Александровна, преподаватель профессионального цикла



Допущена к защите:

_____________________________

(подпись руководителя)


2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……….............................................................................................................3

1.1. Сущность и определение понятий: «познавательный интерес», «языковая игра»……………………………………………………………………......................7

1.2. Психологические особенности развития познавательного интереса у младших школьников……………………………………………………………....10

1.3. Языковая игра на уроках русского языка в начальной школе……………………………………………......................................................14

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……………………………………………………………….......................19

2.1. Анализ опыта педагогов-практиков по проблеме развития познавательного интереса младших школьников посредством применения языковых игр на уроках русского языка………………………………………………………….......19

2.2. Организация работы по развитию познавательного интереса младших школьников с помощью языковой игры на уроках русского языка .....................................................................................................................................30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..……...43

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Основное содержание образования направлено на развитие ребенка - его инициативы, стремления к образованию, умения анализировать, делать выбор и принимать самостоятельные и верные решения. Одной из этих проблем являются речевая деятельность и средства ее активизации.

Актуальность совершенствования системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для его развития, получения должного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей младшего школьного возраста, поэтому развитие у них словаря становится актуальной проблемой в современном обществе.

Овладение родным языком, развитие речи и словаря является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном детстве и рассматривается в современном начальном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

В современной социокультурной ситуации, порожденной переходом от индустриального к информационному обществу, меняются требования к образованному человеку. Ему необходимо не столько овладеть знаниями, сколько сформировать умения, применить их для решения возникающих жизненных проблем.

В ФГОС НОО говорится, что детей нужно учить учиться, и поэтому познавательный интерес является первостепенной вещью, без которой младшие школьники не овладеют мотивацией к учению. Анализируя документ, находим, что в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы начального образования должны отражаться: освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии. [19, с.16]

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены федеральным государственным образовательным стандартом. Так, стандартами предусмотрено включение в уроки практических занятий, которые будут способствовать развитию навыков осознанного чтения.

Однако все усилия учителя сформировать у детей какое – либо представление или понятие будет обречено на неуспех, если обучающихся не удалось заинтересовать предметом рассуждения. А настоящее время наблюдается снижение интереса к изучаемому материалу на уроках русского языка, а это означает, что учащиеся не активны, они не стремятся к познанию, тем самым все это приводит к снижению уровня знаний по предмету русский язык. Для многих младших школьников русский язык является одним из самых сложных предметов. В связи с этим необходимо ещё в начальной школе развивать у учащихся познавательный интерес к этому предмету, необходимо сделать его как можно более радостным и увлекательным.



Справиться с этой задачей помогут языковые игры, которые не только развивают речь учащихся, но и дают возможность в увлекательной форме усвоить важные знания и нормы русского языка.

Проблема развития познавательного интереса учащихся в образовательном процессе привлекает пристальное внимание ученых в течение продолжительного времени. Методологические основания: работы М.Ф.Беляева, Я.И.Божович, Г.И.Щукиной, которые связывают формирование познавательных интересов с учением школьника, когда главная задача его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Таким образом, тема нашей выпускной квалификационной работы актуальна на сегодняшний день и заслуживает большого внимания.

Объект исследования – учебный процесс в начальной школе.

Предмет исследования – педагогические условия применения языковых игр на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса младших школьников.

Цель исследования – теоретически обосновать и практически выявить педагогические условия применения языковых игр на уроках русского языка для развития познавательного интереса младших школьников.

Гипотеза исследования – развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка с применением языковых игр будет успешным, если учитель:

  • владеет теоретическими основами формирования познавательного интереса;

  • владеет методикой проведения языковых игр;

  • владеет методами диагностики уровня сформированности познавательного интереса младших школьников;

  • систематически применяет языковые игры на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи исследования:

  • раскрыть сущность понятий «познавательный интерес», «языковая игра»;

  • описать психологические особенности развития познавательного интереса у младших школьников;

  • рассмотреть методику применения языковых игр на уроках русского языка в начальной школе;

  • рассмотреть опыт работы педагогов – практиков по проблеме развития познавательного интереса младших школьников на основе использования языковых игр.

  • подобрать диагностики уровня сформированности познавательного интереса младших школьников;

  • организовать опытно-педагогическую деятельность по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка с помощью языковых игр.


Методологическими основаниями исследования послужили:

  • учение о зоне ближайшего развития Л.С.Выготского;

  • системно-деятельностный подход А.Н.Леонтьева, А.Г.Асмолова, Г.В.Бурменской;

  • методика проведения уроков русского языка М.Р.Львова.

В своей исследовательской работе мы использовали следующие методы: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение опыта педагогов - практиков, анкетирование, обработка данных исследования, диагностирование.

Практическая значимость работы состоит в том, что методические материалы и разработанный сборник языковых игр могут быть использованы учителем начальных классов на уроках русского языка формирования познавательного интереса.

База исследования: МБОУ Весёловская СОШ № 1, 2 «Г» класс

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ИГР

    1. Сущность и определение понятий: «познавательный интерес», «языковая игра»


В педагогическом словаре даётся следующее определение понятия «познавательный интерес» — это «стремление к знаниям, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлексы» [17, с. 446].

Многие методисты и психологи считают, что у учащихся познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения. Им они чаще всего объясняют свое отношение к учебному предмету или виду деятельности. Источниками возникновения познавательного интереса у детей являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, требующий применения знаний, внеклассная работа. Решающая роль принадлежит обучению в его сочетании с трудом.

В процессе учебной работы учитель использует разнообразные средства формирования и укрепления познавательного интереса:


а) вдумчиво отбирает новые факты, малоизвестные сведения, вызывая непосредственный интерес учащихся к разным явлениям жизни;

б) помогает осмыслить, перестроить, уточнить житейские представления школьников под влиянием научных объяснений, в результате чего появляется интерес к науке и технике;

в) развивает умственную активность детей, включает их в самостоятельные поиски решения поставленных задач, помогая при этом преодолевать трудности и содействуя эмоциональному подъему;

г) вооружает учащихся необходимыми умениями, помогает оперировать знаниями, творчески использовать их для решения практических вопросов и получения новых знаний;

д) дает возможность школьникам наблюдать за степенью своего продвижения; подводит их к пониманию собственного роста, что вызывает радость познания;

е) стремится обеспечить успех в деятельности каждого ученика;

ж) способствует включению учащихся в активную, трудовую деятельность [14, с. 5].

У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Ученые выделяют три уровня познавательного интереса.

«Элементарным уровнем принято считать открытый непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». [18, с. 145]

Более высоким уровнем считается интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками.

Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.

Отметим, что опытный учитель всегда может установить, на каком уровне находится познавательный интерес каждого ученика.

Уровень познавательного интереса зависит от характера деятельности, к которой стремится ученик. Ведя от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника. По мнению методистов и психологов, «интерес» — это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке» [18, с. 154].