Файл: Применение языковых игр как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Допущена к защите Защищена с отметкой ___________
"_____" __________2022г. Протокол ГИА № __________
Зам. директора по учебной работе от "____" ____________2022г.
___________ /Ковалёва Е.И./
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Применение языковых игр как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Студентка: П-41 группы | Руководитель: |
Залевская Евгения Ивановна | Сердюкова Наталья Александровна, преподаватель профессионального цикла |
Допущена к защите:
_____________________________
(подпись руководителя)
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……….............................................................................................................3
1.1. Сущность и определение понятий: «познавательный интерес», «языковая игра»……………………………………………………………………......................7
1.2. Психологические особенности развития познавательного интереса у младших школьников……………………………………………………………....10
1.3. Языковая игра на уроках русского языка в начальной школе……………………………………………......................................................14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……………………………………………………………….......................19
2.1. Анализ опыта педагогов-практиков по проблеме развития познавательного интереса младших школьников посредством применения языковых игр на уроках русского языка………………………………………………………….......19
2.2. Организация работы по развитию познавательного интереса младших школьников с помощью языковой игры на уроках русского языка .....................................................................................................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..……...43
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Основное содержание образования направлено на развитие ребенка - его инициативы, стремления к образованию, умения анализировать, делать выбор и принимать самостоятельные и верные решения. Одной из этих проблем являются речевая деятельность и средства ее активизации.
Актуальность совершенствования системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для его развития, получения должного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей младшего школьного возраста, поэтому развитие у них словаря становится актуальной проблемой в современном обществе.
Овладение родным языком, развитие речи и словаря является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном детстве и рассматривается в современном начальном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
В современной социокультурной ситуации, порожденной переходом от индустриального к информационному обществу, меняются требования к образованному человеку. Ему необходимо не столько овладеть знаниями, сколько сформировать умения, применить их для решения возникающих жизненных проблем.
В ФГОС НОО говорится, что детей нужно учить учиться, и поэтому познавательный интерес является первостепенной вещью, без которой младшие школьники не овладеют мотивацией к учению. Анализируя документ, находим, что в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы начального образования должны отражаться: освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии. [19, с.16]
Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены федеральным государственным образовательным стандартом. Так, стандартами предусмотрено включение в уроки практических занятий, которые будут способствовать развитию навыков осознанного чтения.
Однако все усилия учителя сформировать у детей какое – либо представление или понятие будет обречено на неуспех, если обучающихся не удалось заинтересовать предметом рассуждения. А настоящее время наблюдается снижение интереса к изучаемому материалу на уроках русского языка, а это означает, что учащиеся не активны, они не стремятся к познанию, тем самым все это приводит к снижению уровня знаний по предмету русский язык. Для многих младших школьников русский язык является одним из самых сложных предметов. В связи с этим необходимо ещё в начальной школе развивать у учащихся познавательный интерес к этому предмету, необходимо сделать его как можно более радостным и увлекательным.
Справиться с этой задачей помогут языковые игры, которые не только развивают речь учащихся, но и дают возможность в увлекательной форме усвоить важные знания и нормы русского языка.
Проблема развития познавательного интереса учащихся в образовательном процессе привлекает пристальное внимание ученых в течение продолжительного времени. Методологические основания: работы М.Ф.Беляева, Я.И.Божович, Г.И.Щукиной, которые связывают формирование познавательных интересов с учением школьника, когда главная задача его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.
Таким образом, тема нашей выпускной квалификационной работы актуальна на сегодняшний день и заслуживает большого внимания.
Объект исследования – учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – педагогические условия применения языковых игр на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически выявить педагогические условия применения языковых игр на уроках русского языка для развития познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования – развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка с применением языковых игр будет успешным, если учитель:
-
владеет теоретическими основами формирования познавательного интереса; -
владеет методикой проведения языковых игр; -
владеет методами диагностики уровня сформированности познавательного интереса младших школьников; -
систематически применяет языковые игры на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
-
раскрыть сущность понятий «познавательный интерес», «языковая игра»; -
описать психологические особенности развития познавательного интереса у младших школьников; -
рассмотреть методику применения языковых игр на уроках русского языка в начальной школе; -
рассмотреть опыт работы педагогов – практиков по проблеме развития познавательного интереса младших школьников на основе использования языковых игр. -
подобрать диагностики уровня сформированности познавательного интереса младших школьников; -
организовать опытно-педагогическую деятельность по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка с помощью языковых игр.
Методологическими основаниями исследования послужили:
-
учение о зоне ближайшего развития Л.С.Выготского; -
системно-деятельностный подход А.Н.Леонтьева, А.Г.Асмолова, Г.В.Бурменской; -
методика проведения уроков русского языка М.Р.Львова.
В своей исследовательской работе мы использовали следующие методы: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение опыта педагогов - практиков, анкетирование, обработка данных исследования, диагностирование.
Практическая значимость работы состоит в том, что методические материалы и разработанный сборник языковых игр могут быть использованы учителем начальных классов на уроках русского языка формирования познавательного интереса.
База исследования: МБОУ Весёловская СОШ № 1, 2 «Г» класс
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ИГР
-
Сущность и определение понятий: «познавательный интерес», «языковая игра»
В педагогическом словаре даётся следующее определение понятия «познавательный интерес» — это «стремление к знаниям, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлексы» [17, с. 446].
Многие методисты и психологи считают, что у учащихся познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения. Им они чаще всего объясняют свое отношение к учебному предмету или виду деятельности. Источниками возникновения познавательного интереса у детей являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, требующий применения знаний, внеклассная работа. Решающая роль принадлежит обучению в его сочетании с трудом.
В процессе учебной работы учитель использует разнообразные средства формирования и укрепления познавательного интереса:
а) вдумчиво отбирает новые факты, малоизвестные сведения, вызывая непосредственный интерес учащихся к разным явлениям жизни;
б) помогает осмыслить, перестроить, уточнить житейские представления школьников под влиянием научных объяснений, в результате чего появляется интерес к науке и технике;
в) развивает умственную активность детей, включает их в самостоятельные поиски решения поставленных задач, помогая при этом преодолевать трудности и содействуя эмоциональному подъему;
г) вооружает учащихся необходимыми умениями, помогает оперировать знаниями, творчески использовать их для решения практических вопросов и получения новых знаний;
д) дает возможность школьникам наблюдать за степенью своего продвижения; подводит их к пониманию собственного роста, что вызывает радость познания;
е) стремится обеспечить успех в деятельности каждого ученика;
ж) способствует включению учащихся в активную, трудовую деятельность [14, с. 5].
У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Ученые выделяют три уровня познавательного интереса.
«Элементарным уровнем принято считать открытый непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». [18, с. 145]
Более высоким уровнем считается интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками.
Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.
Отметим, что опытный учитель всегда может установить, на каком уровне находится познавательный интерес каждого ученика.
Уровень познавательного интереса зависит от характера деятельности, к которой стремится ученик. Ведя от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника. По мнению методистов и психологов, «интерес» — это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке» [18, с. 154].