Файл: Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 404

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-вторых, руководителю учреждения здравоохранения путем издания локальных нормативно-правовых актов (приказов) следует определить:
- ответственного за работу с обращениями граждан в медицинской организации;
- порядок участия членов врачебной комиссии медицинской организации в разрешении
обращений граждан;
- особенности разрешения обращений граждан в конкретной медицинской организации
(путем разработки соответствующего положения или порядка).
Можно порекомендовать следующие разделы порядка (положения) о рассмотрении
обращений граждан:

1. Общие положения, в которых раскрывается цель введения данного порядка (организация своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан), указывается перечень действующих в данной сфере нормативно-правовых актов и т.п.
2. Права граждан и обязанности должностных лиц медицинской организации при рассмотрении обращений.
3. Порядок рассмотрения письменных обращений граждан.
4. Особенности рассмотрения обращений, направленных в электронной форме.
5. Порядок личного приема граждан в медицинской организации.
6. Анализ обращений, поступивших в медицинскую организацию.
7. Организация контроля за исполнением порядка (положения) о рассмотрении обращений граждан.
К положению (порядку) целесообразно приложить образцы типовых документов, составляемых при разрешении обращений граждан (карточки личного приема, графика приема граждан, журнала личного приема граждан и т.д.).
Главное при разработке подобного положения (порядка) в том, чтобы оно представляло собой четкий регламент, а не "...аморфный протокол о намерениях, говорящий о том, что неплохо бы иногда как-то поработать с обращениями граждан" <23>.
--------------------------------
<23> Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем: вопросы и ответы // Вестник
Росздравнадзора. 2015. N 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-kachestva-i-bezopasnosti- meditsinskoy-deyatelnosti-osuschestvlyaemoy-individualnym-predprinimatelem-voprosy-i-otvety
(дата обращения: 15.08.2018).
2.2. Об участии врачебной комиссии медицинской организации
в рассмотрении обращений по вопросам причинения вреда жизни
(здоровью) пациентов вследствие ненадлежащего оказания
медицинской помощи (услуг)
В рассмотрении обращений граждан по вопросам причинения вреда жизни (здоровью)
пациентов могут принимать участие члены врачебной комиссии медицинской организации.
Их активная работа на данном направлении также вносит немалый вклад в
предотвращение конфликтов с пациентами.
Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации"
<24> (далее - Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).
--------------------------------


<24> Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации [Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н, зарегистрирован в Минюсте России 09.06.2012 N 24516.
В пункте 4.24 рассматриваемого Приказа указано, что врачебная комиссия производит рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи гражданам в медицинской организации.
Как следует из пункта 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N 502н,
положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий),
утверждается руководителем медицинской организации.
Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя,
одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии (пункт 8 Приказа
Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N 502н).
В законодательстве не определены требования, предъявляемые к членам врачебной
комиссии.
Вместе с тем согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта
2016 года по делу N АПЛ16-26 "исходя из многообразия видов работ (услуг) медицинской деятельности входящие в состав врачебной комиссии медицинской организации врачи- специалисты должны соответствовать тем требованиям, которые установлены для осуществления соответствующего вида медицинской деятельности. В каждом случае устанавливаются специальные требования к членам и порядку работы соответствующей врачебной комиссии" <25>.
--------------------------------
<25> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2016 по делу N АПЛ16-
26 [Электронный ресурс] // Договор-юрист.ру: сайт. URL: https://dogovor-urist.ru (дата обращения:
30.08.2018).
Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии (пункт 9 вышеуказанного Приказа).
В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии, председателями которых назначаются заместители руководителя
(руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий (пункты
6 и 10 Приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N 502н).
В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными
подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников
медицинской организации (пункт 12 Приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N
502н).


В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N
291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" <26>, кроме иных, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, в том числе соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и
безопасности медицинской деятельности.
--------------------------------
<26> О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (вместе с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N
291.
Немаловажным аспектом осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является системная работа врачебной комиссии медицинской
организации.
Стоит отметить, что вышеуказанные требования законодательства распространяются не только на медицинские организации государственного сектора здравоохранения, но и частные медицинские учреждения, в том числе частнопрактикующих врачей (по организационно-правовой форме - индивидуальных предпринимателей).
Как правильно отмечает ряд авторов, "работа врачебной комиссии у индивидуального предпринимателя тоже должна быть организована... по здравому профессиональному смыслу, совершенно понятно, что без участия врачебной комиссии ни о каком внутреннем контроле качества и безопасности и речи быть не может" <27>.
--------------------------------
<27> Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем: вопросы и ответы // Вестник
Росздравнадзора. 2015. N 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-kachestva-i-bezopasnosti- meditsinskoy-deyatelnosti-osuschestvlyaemoy-individualnym-predprinimatelem-voprosy-i-otvety
(дата обращения: 28.03.2018).
Подобную позицию разделяют и судебные органы, рассматривающие дела по жалобам
медицинских организаций на привлечение их к административной ответственности.
Так, из решения Арбитражного суда Ростовской области от 12 августа 2015 года по делу N
А53-18488/15 усматривается, что "...03.07.2015 в ходе проведения проверки деятельности общества... выявлено несоответствие состава комиссии (в составе врачебной комиссии отсутствуют члены врачебной комиссии), отсутствует положение о врачебной комиссии, отсутствует специальный журнал, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии, отсутствуют планы-графики заседаний врачебной комиссии; не ведется журнал

внутреннего контроля качества медицинской помощи, чем нарушило требование подпункта "б" пункта 5 Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291...
Вина общества выразилась в том, что оно должно было соблюдать лицензионные требования и условия.
Несоблюдение обществом при осуществлении предпринимательской деятельности условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий, свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного порядка. Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).
Судом установлено, что общество не предприняло всех необходимых мер по соблюдению им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий при осуществлении им медицинской деятельности... Таким образом, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях..." <28>.
--------------------------------
<28> Решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2015 по делу N А53-18488/15
// Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 28.08.2017).
В соответствии с Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от
03.12.2013 N 17АП-12136/2013-АК "...в ходе проверки выявлено осуществление обществом медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно: нарушение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи: в ходе оценки качества лечения комиссией по жалобе пациентки Л. не соблюден порядок внутреннего контроля качества, утвержденный руководителем
ООО "...", а именно: врачебной комиссией по жалобе пациентки не проведена оценка набора диагностических мероприятий, диагноза, лечебно-оздоровительных мероприятий, стандарта по критерию качества... отсутствует постоянно действующая врачебная комиссия (нарушение подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской помощи, части 2 статьи 48, статьи 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации", Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации")...
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В части 3 статьи 48 указанного Федерального закона установлено, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения

трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации...
Таким образом, наличие в действиях (бездействии) ООО "..." состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является доказанным..." <29>.
--------------------------------
<29> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 N
17АП-12136/2013-АК // Аюдар Инфо: отраслевая информационно-справочная система. URL: https://www.audar-info.ru/docs/tribunal/detail.php?artId=1279045&list=true
(дата обращения:
29.08.2017).
Каким же образом индивидуальный предприниматель может организовать работу
врачебной комиссии?
В трактовке Д.В. Пивеня и И.С. Кицула возможны следующие варианты решения этой проблемы:
"1. Создание индивидуальным предпринимателем врачебной комиссии с привлечением к работе ее членов на основании трудового договора.
2. Создание индивидуальным предпринимателем врачебной комиссии с привлечением к работе ее членов на основании гражданско-правового договора.
3. Заключение договора между индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, предусматривающего участие врачебной комиссии медицинской организации в работе по проведению контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой ИП" <30>.
--------------------------------
<30> Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем: вопросы и ответы // Вестник
Росздравнадзора. 2015. N 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-kachestva-i-bezopasnosti- meditsinskoy-deyatelnosti-osuschestvlyaemoy-individualnym-predprinimatelem-voprosy-i-otvety
(дата обращения: 28.08.2017).
Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения (пункты 16 - 16.4 Приказа
Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N 502н):
- дату проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);