Файл: Тема Философское понимание мира Философия как тип мировоззрения. Специфика философского знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Истина – результат познания.
Истина – это субъективное отражение объективного мира.
Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен чел доказать истинность, т.е. действительность своего мышления.
Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме. Каковы основные черты, признаки истины?
Во-первых, это ее объективность. Истина субъективна по форме и объективна по содержанию.
Во-вторых, истина- это процесс. Путь к ней начинается с чувственного отражения, переходя к абстрактному мышлению.
Абсолютность и относительность - это характеристики одной и той же объективной истины, выражающие различные степени точности и полноты знания.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, абсолютно достоверное знание об объективном мире, которое не может быть изменено в будущем. Термин «абсолютная истина» используется, во-первых, как гносеологический идеал, т.е. абсолютное знание о мире в целом, хотя такое знание не может быть достигнуто.
Во-вторых, это то содержание относительных истин, которое сохраняется в процессе развития знания, это также окончательное знание о некоторых фактах действительности.
В-третьих, это не исчерпывающие, но неопровержимые результаты познания отдельных сторон изучаемых объектов, принимающие вид констатации и описаний.
Относительная истина - это правильное, но неполное знание об объективной действительности. Она выражает историческую обусловленность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания.
Практика - это материальная, предметная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества.
Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной.
Тема 3. Общество как предмет философского анализа
-
Философское учение о субстанциальных основах общества.
Понятие субстанции было введено еще древнегреческими философами и представлялось в качестве некоторой первоосновы и первоначала мира, которое детерминируется лишь самим собой и не имеет никакой внешней среды обитания, обуславливая все процессы, происходящие в бытийной реальности. В разное время в качестве субстанции представлялись стихии (философы милетской школы), дух (идеалистические концепции от мировой души Платона, до мирового духа Гегеля), бог, и наконец, материя в рамках диалектического материализма. В настоящее время понятие субстанции часто находится за пределами философского дискурса, в том числе при рассмотрении сущности и структуры общества, в то время как оно является одним из ключевых для его понимания. В действительности субстанции в самом строгом, абстрактном смысле этого слова, может выступать лишь сама реальность, которая либо самозародилась в некоторый момент, либо существует вечно и безусловно не имеет какой-либо внешней для самой себя среды обитания.
Исследуя структуру общества, философы и ученые опираются на один из трех философских подходов к пониманию самого общества: субстратному, функциональному, субстанциональному. В отличии от субстратного и функционального подходов, субстанциональный анализирует общество не с точки зрения собственных особенностей, входящих в него элементов (т.е. анатомических, физиологических, психологических и прочих особенностей людей), и не с точки зрения их функционального значения (т.е. тех отношений, которые складываются между людьми в ходе их общественной жизни), а с точки зрения способа существования, самодостаточного бытия общества, как субстанциональный системы. В качестве итога субстанционального отношения к обществу выступает представление о том, что общество представляет собой целенаправленную адаптивно-адаптирующую деятельность людей. Именно деятельность, как целенаправленная активность человека, отвечающая его внутренним побуждениям, является той субстанцией которая определяет общество, его существование во времени, структуру и взаимоотношения между элементами.
В рамках парадигмы деятельности в структуре общества выделяется четыре основных вида деятельности: материальное производство, духовное производство, организационная деятельность, социальная деятельность. Материальное производство включает в себя всю ту деятельность, а также отношения и социальные объекты, возникающие по ее ходу и обеспечивающие ее, которая связана с производством материальных благ, товаров, а также самих средств производства. Духовное производство включает в себя деятельность и сопутствующие элементы связанные с получением информации и иных идеальных объектов, отраженных в материальном носителе, который делает их доступными для общественного потребления. Организационная деятельность представляет собой образование связей между элементами общества – субъектами и объектами, в ходе иных видов деятельности, а также отношения управления, от администрирования до политики. Социальная деятельность распадается на организованную деятельность общества по обеспечению существования и развития индивида, а также его собственную активность.
- 1 2 3
Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Основу и сущность общественной жизни составляет совместная деятельность людей или общественное производство. Общественное производство - многогранный процесс, включающий в себя воспроизводство самих людей, материальное производство, духовное производство, а также управление людьми. Общественное производство - это циклически повторяющийся процесс (воспроизводство). С одной стороны, общественное производство базируется на традиции, социальном наследовании, а с другой включает в себя рост и накопление духовного и практического опыта людей.
В зависимости от характера и типа деятельности можно выделить следующие основные сферы общественной жизни:
1) экономическая;
2) социальная;
3) политическая;
4) духовная.
Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения.
Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
- производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
- производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.
Социальная сфера социума охватывает социальное взаимодействие индивидов и общества. При множестве целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, происходит формирование социальной структуры.
В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.
Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.
Политическая сфера общества зарождается в классовом, антагонистическом обществе. Политическая система тесно связана с политической властью. Власть – это способность навязывать свою волю другим людям.
Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.
Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.
Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти.
Элементы политической сферы можно представить таким образом:
- политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
- политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
- политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
- политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
Основными функциями духовной сферы общества являются познавательно-информационная, идеологическое обоснование общественных отношений, формирование общественного идеала, проектов изменений реальности, коммуникационная, воспитательная.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
- религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
- мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
- искусство — художественное освоение мира;
- наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
- право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
- образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.
Взаимосвязь сфер общественной жизни
Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.
В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.
Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.
-
Роль и значение человека в развитии общества.
Наиболее полно роли человека в обществе рассмотрены у американского социолога Т. Парсонса. Т. Парсонс разделил все роли человека на четыре группы:
-
по масштабу (имеющая или не имеющая конкретные границы)
Например, роли ребенка (подчиняющая) и роли родителей (отвечающие за ребенка) имеют четкие границы. Роли родителей по отношению к друг другу и по отношению к государству более разнообразны. Они включают взаимные права и взаимные обязанности: заботится о близких, о государстве, работать т.д.
-
по степени формализации (имеющая или не имеющая конкретные социальные границы)
Деятельность многих людей в обществе имеет четкие формальные социальные границы. Например, врач лечит, учитель учит, чиновник осуществляет административную работу. Зная эти границы человек никогда не будет их нарушать. Например, к чиновнику мы не пойдем лечиться.