Файл: Исследование психологопедагогическоц коррекции неадекватной самооценки пациентов реабилитационного центра.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.
Потеря человеком духовных ориентиров, лучших созидательных качеств своей души, превращает его в разрушителя себя и окружающего мира. Решать эту проблему можно только путем возвращения к простым вечным ценностям, дорога к которым проложена в сказках и притчах. Ставя во главу угла «живое слово», мы подразумеваем его сочетание с грамотным медицинским воздействием.
Сказкотерапия зависимостей дает шанс духовного излечения, эффективна для поддержки близких зависимого человека и служит в большей степени профилактическим целям. Ее основа - формирование нравственных ориентиров, стимулирование развития Созидателя в душе взрослого.
Современная сказкотерапия существует в трех аспектах:
• диагностическом,
• воздействующем,
• профилактическом, развивающем.
В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени воздействующий аспект сказкотерапии. Основное воздействие осуществляется с помощью психотерапевтических и медитативных сказок.
Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С другой стороны, заимствуются из богатого художественного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса.
Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения, насыщения бессознательного положительными созидательными образами, для раскрытия личностного ресурса клиента.
Сюжет сказки подсказывает психологу стадии терапевтического консультирования, особенности их поведения. Раскрывает ощущения зависимого клиента и помогает сформулировать «мишени» психологической работы. Стадии терапевтического консультирования в контексте сказкотерапии зависимостей:
1 стадия - поддержка клиента и его близких, убеждение;
2 стадия - проблематизация, усугубление кризисного состояния;
3 стадия - осмысление жизненного опыта;
4 стадия - актуализация и подпитка личностного ресурса клиента;
5 стадия - формирование конструктивного созидательного альтруизма;
6 стадия - профилактика срыва
;
7 стадия - формирование созидательной жизненной программы.
У сказкотерапии зависимостей есть общие идеи с Программой «Двенадцати шагов», однако материал, при помощи которого осуществляется воздействие, и его способы существенно различаются.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ
Для проведения этого этапа требуется лекционный зал, где возможно разместить нужное количество человек и включающий в себя аппаратуру для просмотра видеороликов. Психолог должен быть доброжелательным, что бы расположить к себе слушателей, говорить четким, уверенным голосом.
Ход лекции:
Здравствуйте. Меня зовут… Сейчас Вашему вниманию будет представлена информация на тему алкоголя, самооценки и зависимости. Что из себя представляет это вещество, его свойства, а также последствия от употребления. Для начала я предлагаю просмотреть небольшой видеоролик. Пожалуйста, внимание на экран. Ролик состоит из картинок негативного содержания на тему алкоголизма, последовательно сменяющихся под песню Владимира Высоцкого «Грусть моя, тоска моя».
Картинки имеют определенную логическую последовательность и отображают основные стороны жизни, которые более всего страдают от злоупотребления алкоголем. Продолжительность лекции по времени составляет 40 минут. Так как за 40 минут может значительно ослабнуть внимание слушателей, рекомендуется делать небольшие отступления разряжающего характера. А так же в процессе лекции использовать наглядный материал, например плакаты, слайды с наглядным изображением определенных моментов лекции. Сама лекция содержит информацию о влияния алкоголя на организм и психику человека с яркими примерами. В ходе лекции развенчиваются мифы об алкоголе. Приводится как пример, описание жизни бывшего алкоголика, который стал трезвенником, а так же притчи, что делает лекцию более интересной и доступной к пониманию. В конце делается призыв к Пациентам, начать трезвый образ жизни, победить зависимость. То есть, начать НОВУЮ ЖИЗНЬ. Далее показывается еще один видеоролик. Ролик состоит из картинок позитивного содержания на тему здорового образа жизни, последовательно сменяющихся под песню Владимира Высоцкого «Ну вот исчезла дрожь в руках».
В заключительной части ведущий благодарит слушателей за внимание и предлагает заполнить небольшую анкету. Это дает возможность проанализировать продуктивность проведенной работы и узнать количество желающих участвовать в программе по коррекции зависимости «Новая жизнь».
ВТОРОЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ
На втором этапе программы проводятся групповые или индивидуальные тренинги с Пациентами. Участники для групп подбираются заранее. На этом же этапе проводятся все основные коррекционные мероприятия. Второй этап состоит из 7 занятий.
ТРЕТИЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ
На третьем этапе ведется индивидуальная работа с каждым из пациентов, участвующих в программе. Выясняются их планы на будущее, впечатление от проделанной работы, делаются наставления, поощряющие пациентов на продолжение работы над собой. Путем беседы – интервью, выясняются планы осужденного. Отношение к алкогольным напиткам, после проведенной коррекции. Какие изменения произошли в сознании. Цели, основная мотивация к трезвому образу жизни. Производится поддержка и поощрение в эмоциональном плане. Обсуждаются возможные проблемы и пути их решения.
ЗАНЯТИЕ № 1
1) Знакомство (20 минут). Необходимо предложить участникам тренинга назвать себя, свои ожидания от занятий, предложения по занятиям. Далее провести упражнение «Наши имена», смотреть приложение №7.
2)Принятие правил работы в группе (10-20 минут), конфиденциальность: не выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они узнают о ком-то из участников в ходе работы; безоценочное восприятие других участников группы; поддержка других участников; право высказываться каждому.
4)Упражнение «Солнышко» Работаем с мотивацией и ищем пути решения проблемы.
5)Сеанс самовнушения (10 мин.) Специально разработанный текст, произносится ведущим, повторяется три раза. Текст состоит из небольших, утвердительных предложений, только позитивного характера. Требование от участников повторять мысленно произносимый текст. Сеанс самовнушения проводится на каждом занятии, в заключительной части, исключая последнее занятие. Имеет коррекционное воздействие. Роль ведущего обучить участников самостоятельно проводить такие сеансы.
6)Обратная связь. Участники по очереди рассказывают о своем состоянии на настоящий момент. Что чувствовали во время занятия, изменилось ли отношение к проблеме.
7)Задание для самостоятельной работы. На первом занятии Пациентам раздаются тетради и ручки, для работы с ними в индивидуальном порядке. Обложка тетради оформляется логотипом программы. Тетрадь имеет вкладыш, который содержит порядок работы и необходимую информацию. Пациентам дается задание начать заполнение дневника, который будет использоваться только для их личного пользования. Задание №1- определить личный мотив бросить пить и утвердить его в своем сознании. Записать в дневник.
ЗАНЯТИЕ № 2 (1,5-2 часа)
1) Обсуждение группой первого задания. (Высказывается каждый участник)
2) Рассказываем сказку «Околдованный черт». Алгоритм работы со сказкой: Обсуждение мыслей и чувств участников, возникших в ответ на сказку. Интерпретация «сказочных уроков». Каждая сказочная ситуация несет в себе один или несколько жизненных уроков. В совместной работе с участниками происходит их «расшифровка» и интерпретация с позиции вопросов, значимых для клиентов. Выполнение некоторого практического задания, навеянного сказкой и ее обсуждением. Таким заданием в нашем случае является посадка семени или ростка. Этот завершающий шаг необходим для символического «закрепления» сказкотерапевтического воздействия.
3) Сеанс самовнушения.
4) Обратная связь.
5) Задание для самостоятельной работы. Задание №2. Придумать свою сказку. Записать ее в дневник.
ЗАНЯТИЕ № 3 (1,5-2 часа)
1) Обсуждение группой второго задания. (Каждый участник рассказывает свою сказку)
2) Упражнение «Воздушный шар». Учимся отключаться от проблем. Смотреть приложение №10.
3) Сеанс самовнушения.
4) Обратная связь.
5) Задание для самостоятельной работы. Задание №3. Написать в дневнике сочинение на тему: «Почему я решил бросить пить».
ЗАНЯТИЕ № 4 (1,5-2 часа)
1) Обсуждение группой третьего задания. (Высказывается каждый участник)
2) Упражнение, (ролевая игра) «Откажись от предложения выпить»
3) Сеанс самовнушения.
4) Обратная связь.
5) Задание для самостоятельной работы. Задание №4. Написать в дневнике сочинение на тему: «Чем я могу заниматься вместо употребления спиртного»
ЗАНЯТИЕ № 5 (1,5-2 часа)
1) Обсуждение группой четвертого задания. (Высказывается каждый участник)
2) Рисуем мандалу на тему «Мое прошлое»
3) Сеанс самовнушения.
4) Обратная связь.
5) Задание для самостоятельной работы. Задание №5. Написать в дневнике сочинение на тему: «Что я потеряю, если снова стану пить»
ЗАНЯТИЕ № 6 (1,5-2 часа)
1) Обсуждение группой пятого задания. (Высказывается каждый участник)
2) Рисуем мандалу на тему «Мое настоящее»
3) Сеанс самовнушения.
4) Обратная связь.
5) Задание для самостоятельной работы. Задание №6. Сделать выводы по проделанной работе. Записать в дневник.
ЗАНЯТИЕ № 7 (1,5-2 часа, заключительное)
1) Обсуждение группой шестого задания. (Высказывается каждый участник)
2) Рисуем мандалу на тему «Мое будущее»
3) Медитация-визуализация. «Горная вершина». Смотреть приложение №13
4) Обратная связь.
5) Обсуждаем проделанную работу. Делаем общие выводы.
3.2. Анализ результатов опытно -экспериментального исследования.
Результаты исследования уровня самооценки на контрольном этапе по методике Дембо-Рубенштейн метод определения самооценки представлены на рисунке 3.1
Рисунок 3.1 – Результаты диагностики уровня самооценки пациентов реабилитационного центра по методике Дембо-Рубенштейн на контрольном этапе
В результате диагностики уровня самооценки у резидентов реабилитационного центра по методике Дембо-Рубенштейн на контрольном этапе было выявлено, что у 10 % испытуемых наблюдается завышенная (высокий уровень) самооценка.
Со средним уровнем самооценки было выявлено 35% испытуемых.
В результате проведенной диагностики, выявлено, что у 50 %резидентов реабилитационного центра наблюдается низкая (заниженная) самооценка.
Таким образом, проведя исследование уровня самооценки у резидентов реабилитационного центра по методике Дембо-Рубенштейн, была выявлена групповая динамика повышения самооценки. Результаты исследования уровня самооценки по методике Будасси на контрольном этапе представлены на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Результаты исследования уровня самооценки пациентов реабилитационного центра по методике Будаси на контрольном этапе
При исследовании уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра, было выявлено, что у 60 % испытуемых наблюдается адекватная самооценка, то есть эти люди адекватно оценивают себя, свои способности и окружающий мир. У 10% резидентов в ходе диагностики был обнаружен высокий уровень самооценки.
Результаты исследования уровня самооценки по методике изучения общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Лири) на контрольном этапе представлены на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 – Результаты исследования уровня самооценки пациентов реабилитационного центра по методике изучения общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Лири)
При исследовании уровня самооценки у резидентов реабилитационного центра с помощью процедуры тестирования (опросник Лири), было выявлено, что у 20 % испытуемых наблюдается низкая самооценка, а у 70 % (14 человек) был диагностирован средний уровень самооценки.