Файл: Исследование психологопедагогическоц коррекции неадекватной самооценки пациентов реабилитационного центра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 3. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЦ КОРРЕКЦИИ НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПАЦИЕНТОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА




3.1. Программа психолого-педагогической коррекции самооценки пациентов реабилитационного центра



Основными принципами псих коррекционной программы по коррекции самооценки с пациентами «Я!» являются:

конкретность и доступность предполагает, что все сведения излагаются ясно и понятно, в соответствии с подготовленностью; – выработка индивидуальных и социальных установок – очень важно, чтобы пациент понимал, что здоровый образ жизни является проявлением межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности;

- правдивость, доверие, поддержка и стимулирование собственного поиска информации, познание себя и других.

Принцип построения программы позволяет преподносить материал от простого к сложному, причём многие понятия будут повторяться в течение всего курса.

В ходе реализации программы предполагается использование современных компьютерных технологий. Учитывая интерес к компьютерным занятиям, можно предположить, что роль занятий по личностному развитию будет велика, а значит и интерес к изучению соблюдения правил ЗОЖ, принципов морали, нравственности возрастёт. Обеспечивается возможность работать над нормализацией эмоциональной сферы и поведения детей, проявляющихся в эмоциональной неустойчивости, слабости волевых установок, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности или, наоборот, в вялости, апатичности.

Цели программы:

- Сформировать у пациентов устойчивую негативную реакцию к употреблению алкогольных напитков и настрой себя на трезвый образ жизни.

- Развивать первичные умения анализировать любую социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать правильный обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение.

Задачи программы:

- Формирования трезвеннических мировоззрений. Исключения мотивов для потребления алкоголя, способности психологической адаптации и реализации планов, устранение состояний дискомфорта.

- Воздействовать на сознание и подсознание пациентов АРТ - терапией, сказотерапией и другими методиками с целью изменения отношения к алкоголю.


- Изменить отношение пациентов к себе, повысить уровень самооценки.

- Расширить кругозор и подобрать для каждого занятие для развития духовных качеств личности.

- Индивидуальная беседа с каждым участником программы, с целью заинтересовать его в изменении своего образа жизни и поставить акцент на решение данной проблемы.

- Проведение активной индивидуальной работы с пациентами в виде тренингов.

- Проведение занятий по соответствующим тематикам в наиболее доступной форме.

- Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в работе.

- Развитие навыков поведения, обеспечивающих здоровый образ жизни ведущих к здоровью и препятствующих употреблению алкоголя.

Данная псих коррекционная программа по коррекции зависимости с пациентами «Я», рассчитана на 2 месяца. по 1 часу в неделю, 4 часа в месяц по программе для пациентов.

Кадровое обеспечение

1. автор и непосредственный исполнитель программы – психолог;

2. куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации;

Направления работы по программе:

  • Профилактика вредных привычек.

  • Профилактические меры охраны здоровья и здорового образа жизни.

  • Профилактика употребления алкоголя

  • Профилактика нарушений в поведении в быту, на улице, в обществе.

Формы взаимодействия:

Индивидуальные тренинги, диспуты, беседы; консультации; информационно-методическое обеспечение.

Положения, выносимые на защиту:

1. Пациенты, склонные к зависимости, обладают такими чертами личности, как скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, которые ведут к трудностям в установлении межличностных, непосредственных контактов.

2. Пациентам, склонным к зависимости, характерно нервно-психическое напряжение.

3. Разработка психокоррекционной программы позволит сформировать устойчивое позитивное отношение к трезвому образу жизни, повысить самооценку и уровень самопознания.

По окончании курса должны приобрести:

  • значение здорового образа жизни и здоровья для человека;

  • последствия вредного влияния на организм алкоголя;

  • причины возникновения и распространения алкоголизма;

  • влияние вредных привычек на состояние репродуктивной системы мужчин и женщин;


Должны по окончанию программы уметь:

  • проявлять заботу о своём здоровье и здоровье других людей;

  • сказать «нет» алкоголю;

  • вести здоровый образ жизни;

  • самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию

Первый этап заключается в предоставлении информации по проблеме алкоголизма и его влияния на самооценку. Это производится с помощью проведения лекции и показа короткометражных роликов специального содержания. Так как в настоящее время психокоррекция может применяться только на основе добровольного волеизъявления пациентов, этот этап несет в себе очень важную задачу, а именно заинтересовать и подтолкнуть пациентов к участию в программе. В конце лекции проводится анкетный опрос, цель которого выявить число желающих принять участие в программе, а так же узнать впечатление, произведенное предоставленной информацией. Первый этап может использоваться отдельно от основной программы, просто как профилактическая лекция.

Второй этап состоит из индивидуальных тренингов направленных на формирование устойчивого позитивного отношения к трезвому образу жизни, повышения самооценки, самопознания, работу с чувствами и их проявлениями, тренинг межличностного общения, проведения основных коррекционных мероприятий (самовнушение, сказкотерапия, мандала). При индивидуальном методе коррекции главным принципом является сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, то есть групповой динамики, в терапевтических целях.

Главной предпосылкой для развертывания психокоррекционной программы является понимание того, что:

- необходимо воздержание от употребления алкоголя и наркотиков;

- человек в состоянии изменить и совершить перемену в своей жизни;

- в психокорекции не применяются никакие медикаменты, программа основана исключительно на психокоррекционных и психотерапевтических мероприятиях;

- у пациентов, начинающих реабилитацию, в большинстве случаев мотивация носит формальный характер, поэтому работа с выявления и формирования устойчивого мотива.

Основными коррекционными методами воздействия на пациентов в нашей программе являются, самовнушение, работа с мандалой и сказкотерапия.

Метод самовнушения.


Внушение — это подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно-психических процессов. Самовнушение — это процесс внушения, адресованный самому себе. Путем самовнушения можно вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывать воздействие на вегетативные функции организма.

Суть методов самовнушения заключается в формировании позитивных импульсов путем постоянного повторения специально подобранных фраз до тех пор, пока они не превратятся в рабочий инструмент вашего подсознания, и оно начнет действовать согласно этому импульсу мысли, трансформируя его в физический эквивалент. Повторение установок для подсознания является основой самовнушения.

Слова и фразы самовнушения должны мысленно произноситься от первого лица повелительным тоном и обязательно в утвердительной форме. Отрицательная частица "не" в словесных формулах исключена. Нельзя говорить: "Я не пью". Нужно говорить: "Я бросил пить" или "Я перестал пить". Не стоит также произносить длинные монологи. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно при полном сосредоточении внимания на предмете внушения. Во время проговаривания каждой фразы самовнушения желательно ярко представлять то, что внушается.

Наиболее эффективно методы самовнушения действуют, когда активные мысли в виде целевых формул (мысли, несущие четкую осмысленную установку подсознанию) протекают на фоне состояния расслабления организма. Чем сильнее расслаблен организм, тем податливее становится подсознание для целевых установок. Сила самовнушения находится в прямой зависимости от степени желания достижения поставленной конкретной цели, от степени концентрации внимания на установках для подсознания.

Метод «Мандала»

В переводе с санскрита "мандала" означает "круг". К. Г. Юнг интерпретировал мандалу как универсальный психический образ, символизирующий самость – глубинную сущность человеческой души.

Бессознательно пространство внутри круга, нарисованного человеком, воспринимается им как проекция его собственной психической структуры. Пространство за линией круга – как окружающий его мир.

Техники работы с Мандалой являются мощным инструментом диагностики и терапии в глубинной психологии.

Символы и художественные образы, цвета и динамика, заключенные в мандале обладают не только непостижимым диагностическим потенциалом состояния человека, но и способны оказывать исцеляющее, развивающее, интегрирующее воздействие на психику и физическое тело в целом.


Творя в пространстве мандалы, человек:

-встречается с самим собой на глубине бессознательных переживаний;

-встречается со своей божественной сутью, погребенной под обломками травмирующего опыта, пластами установок и убеждений;

-проходит путь от периферии своего взаимодействия с окружающим миром (маски, роли) к самому центру своего существа, к себе настоящему, осознающему свои поступки, истинные потребности и желания. В процессе работы с мандалой происходит изменение психологических защит, которые проявляются в мыслях, поведении, чувствах. Те, которые устарели и являются дезадаптирующими, мешающими в достижении поставленных целей заменяются на новые, адаптивные к актуальным жизненным ситуациям и отношениям с другими людьми.

Обсуждение и интерпретация изображения позволяет выявить отношение человека к себе, к окружающим людям, к миру в целом, модели поведения с другими членами социума и их причинно-следственные связи.

Терапевтическое воздействие строится на изменении метафорического содержания Мандалы.

Главной целью психотерапии с использованием мандал является раскрытие и единение внутренних сил (ресурсов), которые по разным причинам оказались сдержаны, не доступны человеку, интеграция внутреннего мира и создание внутренней структуры. Исцеление происходит за счет растущей внутренней целостности.

Показания для использования:

-в кризисных состояниях, обусловленных насилием, травмой, острым стрессом, потерей близкого, патологическим течением внутренних и экзистенциальных кризисов и др.;

-при работе с зависимым и созависимым поведением;

-при работе с пограничными и эндогенными расстройствами;

-для отработки базовых потребностей, укрепления Я, безопасности, опор, адекватного формирования границ, получения ресурса и удовольствия;

-для интеграции конфликтных частей психики через анализ и простройку их нового взаимодействия.

Метод сказкотерапии

Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей.