Файл: Социально психологические факторы возникновения и развития конфликтов среди личностей.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
На тему: «Социально - психологические факторы возникновения и развития конфликтов среди личностей»
Выполнил:
Проверила:
Новосибирск – 2022
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Концепция конфликта…………………………………………………………….4
Типы конфликтов……………………………………………………………….…6
Причины конфликтов……………………………………………………………..9
Способы разрешения конфликтных ситуаций…………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………...….15
Введение
Ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без решения задач разной сложности. Когда они разрешаются в повседневной жизни, или на работе, или в отпуске, часто возникают конфликты разной степени выраженности и силы. Конфликты занимают значительное место в жизни людей, поскольку их последствия зачастую слишком ощутимы на многие годы. Они могут потреблять жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т. д. В результате существует мнение, что конфликт всегда является нежелательным явлением, что его следует по возможности избегать и что его следует избегать. следует немедленно разрешить, как только он возникнет.
Концепция конфликта
Конфликт (от лат. Conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, цель которой - нейтрализовать, навредить или уничтожить оппонента.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, когда речь идет о взаимодействии людей, конфликты могут быть скрытыми или явными, но они основаны на отсутствии согласия. Поэтому мы определяем конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - отдельными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы ее точка зрения или цель была принята, и не позволяет другой стороне сделать то же самое.
Несогласованность объясняется наличием разнообразия мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако не всегда это выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению целей. В этом случае люди просто вынуждены каким-то образом преодолевать разногласия и вступать в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность высказать разные мнения, выявить больше альтернатив при принятии решения, и в этом как раз и состоит важный положительный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда положительный.
Различия во взглядах людей, несоответствие восприятия и оценок тех или иных событий часто приводят к противоречивой ситуации. Если, к тому же, текущая ситуация представляет угрозу для достижения цели хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Довольно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда достаточно какой-то мелочи: неудачно произнесенного слова, мнения, то есть инцидента - и конфликт может начаться.
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.
Конфликты существуют до тех пор, пока существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу и влияние на развитие коллективов и общества, не существует, хотя есть многочисленные исследования возникновения, функционирования конфликтов и управления ими.
Конфликт — это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой цели заключаются в нейтрализации, повреждении или уничтожении противника.
Конфликт — это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
Типы конфликтов
Существует множество классификаций конфликтов. Основанием для них может быть источник конфликта, его содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры отношений, социальная формализация, социально-психологический эффект и социальный результат.
По направленности конфликты делятся на:
-
Горизонтальный, -
Вертикаль, -
Смешанный.
К горизонтальным конфликтам относятся такие конфликты, в которых не участвуют подчиненные друг другу лица.
Вертикальные конфликты включают те, в которые вовлечены подчиненные друг другу люди.
Смешанные конфликты имеют как вертикальные, так и горизонтальные компоненты. По мнению психологов, конфликты с вертикальной составляющей, то есть вертикальной и смешанной, составляют примерно 70-80% всех конфликтов.
По значению для группы и организации конфликты делятся на:
-
Конструктивный (конструктивный, позитивный); -
Деструктивный (деструктивный, отрицательный).
Соответственно, первые приносят пользу делу, вторые - вред. От первого нельзя уходить, от второго нужно.
По характеру причин конфликты можно разделить на:
-
Цель; -
Субъективно.
Первые порождаются объективными причинами, вторые - субъективными, личными. Объективный конфликт часто разрешается конструктивно, субъективный, наоборот, как правило, разрешается деструктивно.
М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истина-ложь или реальность:
-
Подлинный конфликт - существующий объективно и адекватно воспринимаемый; -
Случайное или условное - в зависимости от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не признается сторонами; -
Смещенный - явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основе явного; -
Неверная атрибуция - конфликт между сторонами, которые неправильно поняли друг друга и, как следствие, из-за неверно истолкованных вопросов; -
Скрытый - конфликт, который должен был произойти, но которого не существует, так как по тем или иным причинам не признается сторонами; -
Ложь - конфликт, существующий только из-за ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.
По типу социальной формализации:
-
Официальный; -
Неофициально.
Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как горизонтальными, так и вертикальными.
По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:
-
развитие, утверждение, активация каждого из конфликтующих индивидов и группы в целом; -
способствование самоутверждению или развитию одного из конфликтующих лиц или групп в целом и подавлению, ограничению другого человека или группы лиц.
По объему социального взаимодействия конфликты делятся на:
-
межгрупповая, -
внутригрупповая, -
межличностный, -
внутриличностный.
Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями мешающие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и инженеры, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях было показано, что собственная группа в любой ситуации выглядит лучше, чем другая. Это так называемый феномен внутригруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме поддерживают свою группу. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Главный вывод, который социальные психологи делают из этих паттернов, заключается в следующем: если мы хотим устранить межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливой заработной платы и т. д.).
Внутригрупповой конфликт, как правило, включает механизмы саморегулирования. Если групповая саморегуляция не работает, а конфликт развивается медленно, то конфликт в группе становится нормой отношений. Если конфликт развивается быстро и нет саморегулирования, наступает разрушение.
Группа более устойчива к конфликту, если она взаимосвязана на основе сотрудничества. Следствием такого сотрудничества является свобода и открытость общения, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие к другой стороне. Следовательно, вероятность межгрупповых конфликтов выше в рассеянных, незрелых, сплоченных и разделенных по ценностям группах.
Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения одного и того же человека.
Межличностный конфликт - наиболее часто встречающийся конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлено демографическими и индивидуально-психологическими особенностями.
Психологически слабо конструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуальными чертами личности человека. К чертам конфликтной личности относятся нетерпимость к недостаткам других, снижение самокритики, импульсивность, отсутствие сдержанности в чувствах, глубоко укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждение по отношению к другим людям, агрессивность, тревожность, низкий уровень общительности и т. д.
Причины конфликтов
Причины конфликтов столь же разнообразны, как и сами конфликты. Необходимо различать объективные причины и их восприятие отдельными лицами.
Объективные причины довольно условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:
-
ограниченные ресурсы, которые необходимо выделить; -
различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образовании; -
взаимозависимость задач; неправильное распределение обязанностей; -
плохая связь.
В то же время объективные причины станут причинами конфликта только тогда, когда они не позволяют отдельному человеку или группе лиц реализовать свои потребности, и затрагиваются личные и / или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью индивида, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью поставленных перед ним целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает им реализовать. Чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает для ее достижения, тем сильнее сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.
Признаки конфликта включают:
-
наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликт; -
неделимость объекта конфликта, т.е. субъект не может быть справедливо разделен между участниками конфликтного взаимодействия; -
желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения поставленных целей, а не выход из сложившейся ситуации.