Файл: Социально психологические факторы возникновения и развития конфликтов среди личностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными составляющими конфликта являются:

  • субъекты конфликта (участники конфликтного взаимодействия),

  • объект конфликта (что вызывает противодействие сторон конфликта),

  • инцидент,

  • причины конфликта (почему возникает конфликт интересов),

  • методы урегулирования конфликтов и диагностики конфликтов.

Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по любому поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний и т. д.

Довольно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно мелочи: неудачно произнесенного слова, мнения, т.е. инцидента - и конфликт может начаться. В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта - субъекты или противники, а также субъект спора или объект конфликта.  

Конфликт начинается с того момента, когда хотя бы один из взаимодействующих субъектов осознает отличие своих интересов и принципов от интересов и принципов другого субъекта и начинает односторонние действия по сглаживанию этих различий в свою пользу (пока еще четко не понимая, что они собой представляют).

Первым признаком конфликта можно считать напряженность, которая проявляется в результате недостатка или несогласованности информации, недостаточных знаний для преодоления трудностей. Настоящий конфликт часто возникает, когда пытаются убедить другую сторону или нейтрального посредника, что именно поэтому он ошибается и моя точка зрения верна. 

Человек может попытаться убедить других принять их точку зрения или заблокировать чужую точку зрения с помощью основных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиции, экспертная оценка, харизма, убеждение и т. д.

Конфликт имеет следующие фазы:

  1. Конфронтационный (военный) - стороны стремятся обезопасить свой интерес, устранив интерес другого (по их мнению, это обеспечивается либо добровольным, либо принудительным отказом другого субъекта от его интересов, либо лишением его права иметь свой собственный интерес или уничтожая носителя другого интереса, который естественным образом разрушает сам этот интерес и, следовательно, гарантирует его собственный).

  2. Компромисс (политический) - стороны стремятся, по возможности, достичь своей заинтересованности путем переговоров, в ходе которых они заменяют разные интересы каждого субъекта общим компромиссом (как правило, каждая из сторон старается обеспечить свой максимум в этом).

  3. Коммуникативная (управленческая) - построение коммуникации, на основе которой стороны приходят к соглашению. Этим суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы, и они стремятся дополнить свои интересы, устраняя лишь противоправные, с точки зрения общества, различия. 


Движущей силой конфликта является любопытство или желание человека либо победить, либо сохранить, либо улучшить свое положение, безопасность, стабильность в команде или надежда на достижение явной или скрытой цели. Как действовать в той или иной ситуации, часто непонятно. 

Характерной чертой любого конфликта является то, что ни одна из вовлеченных сторон заранее точно и полностью не знает всех решений, принятых другими сторонами, их будущего поведения, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.

Причины конфликтов кроются в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и моральные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов влияют психофизические и биологические особенности людей.    

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченные ресурсы, которые необходимо разделить, взаимозависимость задач, различия в целях, различия в восприятии и ценностях, различия в поведении, уровне образования и плохой коммуникации. 

Способы разрешения конфликтных ситуаций

Можно очень долго находиться в конфликтной ситуации, привыкнуть к ней как к неизбежному злу. Но нельзя забывать, что рано или поздно произойдет определенное стечение обстоятельств, инцидент, который обязательно приведет к открытому противостоянию сторон, к демонстрации взаимоисключающих позиций. 

Конфликтная ситуация - необходимое условие возникновения конфликта. Чтобы такая ситуация переросла в конфликт, в динамику, необходимо внешнее влияние, толчок или инцидент. 

Бывает, что в одних случаях разрешение конфликтов очень правильное и профессионально грамотное, а в других, что бывает чаще, непрофессионально, неграмотно, чаще всего с плохими исходами для всех участников конфликта, где нет победителей, но только неудачники.

Чтобы устранить причины, приведшие к конфликту, необходимо выполнить работу, состоящую из нескольких этапов.

На первом этапе описывается проблема в общих чертах. Если, например, речь идет о непоследовательности в работе, о том, что кто-то вместе со всеми не тянет за лямку, то проблема может отображаться как распределение нагрузки. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между индивидом и группой, то проблему можно выразить как общение. На этом этапе важно определить саму суть конфликта, и еще не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Проблема не должна определяться в форме двойного выбора противоположностей да или нет, желательно оставить возможность поиска новых и оригинальных решений.     



На втором этапе определяются основные участники конфликта. Вы можете вводить в список отдельных лиц или целые команды, отделы, группы, организации. Если у людей, вовлеченных в конфликт, есть общие потребности в связи с конфликтом, их можно объединить. 

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и забот, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в этом вопросе. Действия людей и их отношение определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.  

Существует пять стилей разрешения конфликтов:

  1. уклонение - уход от конфликта;

  2. сглаживание - такое поведение, как будто не нужно раздражаться;

  3. принуждение - использование законной власти или давления для навязывания своей точки зрения;

  4. компромисс - уступка в той или иной степени другой точке зрения;

  5. решение проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях, требующих разнообразия мнений и данных, характеризующийся открытым признанием разницы во взглядах и столкновения этих взглядов с целью поиска решения, приемлемого для обеих сторон.

Выбор способа преодоления препятствий, в свою очередь, будет зависеть от эмоциональной устойчивости человека, имеющихся средств защиты его интересов, количества доступной власти и многих других факторов.

Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для защиты сферы индивидуального сознания от негативных психологических воздействий. В результате конфликта эта система работает непроизвольно, против воли и желания человека. Потребность в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, угрожающих самооценке, сформировавшемуся Я-образу личности, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку личности.  

В некоторых случаях восприятие ситуации человеком может быть далеким от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, от того, что ему кажется, и это обстоятельство существенно затрудняет разрешение. конфликта. Негативные эмоции, возникающие в результате конфликта, могут быть быстро перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личным сопротивлением. Чем сильнее обостряется конфликт, тем непривлекательнее выглядит имидж оппонента, что еще больше усложняет его решение. Возникает замкнутый круг, разорвать который крайне сложно. Желательно сделать это на начальном этапе развертывания события, до того, как ситуация выйдет из-под контроля.    


Заключение

Недооценка конфликта может привести к тому, что его анализ будет проводиться поверхностно и предложения, сделанные на основе такого анализа, будут малоэффективными. Недооценка конфликта может иметь объективные и субъективные причины. Объективные - зависят от состояния информационно-коммуникационных систем, а субъективные - от неспособности или нежелания человека правильно оценить возникшую ситуацию.  

Вредно не только недооценка, но и переоценка существующего противостояния. В этом случае прилагается гораздо больше усилий, чем действительно необходимо. Переоценка конкретного конфликта или заверение в возможности инцидента конфликта может привести к обнаружению конфликта там, где его на самом деле не существует.  

Конфликты можно предотвратить, изменив свое отношение к проблемной ситуации и поведению в ней, а также повлияв на психику и поведение оппонента.

Чтобы предотвратить межличностные конфликты, необходимо, прежде всего, оценить то, что было сделано, а затем, что не удалось: оценщик должен сам хорошо знать деятельность; давать оценку, по существу, а не по форме; оценщик должен нести ответственность за объективность оценки; выявить и сообщить о причинах недостатков аттестованным работникам; четко сформулировать новые цели и задачи; вдохновлять сотрудников на новые рабочие места.     

Соблюдение этих рекомендаций поможет конфликтующим сторонам предотвратить конфликтные ситуации, а если они возникнут, то конструктивно разрешить их и найти лучший выход из конфликта.

Список литературы

  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2000.    

  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2001.  

  • Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск: Тетра-Системс, 2004.  

  • Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.   

  • Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. М.: Инфра-М, 2002.  

  • Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005.  

  • Егидес А.П. Коммуникационные лабиринты, или, как ладить с людьми. АСТ-ПРЕСС, 2008.  

  • Емельянов С.М. Практикум по управлению конфликтами. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006.   

  • Зайцев А. Социальный конфликт. Москва: 2008. 

  • Конфликтология. Учебник. 2-е изд. / Под ред. А.С. Кармин. СПб: Лань, 2005.