Файл: Е. И. Вялкова Нормоконтролер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Екатеринбург 2014
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет имени первого
Президента России Б.Н.Ельцина»
Институт физической культуры спорта и молодежной политики кафедра «Организация работы с молодежью»
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Зав. кафедрой ОРМ:
_____________ А.В. Пономарев
«____»__________________2014 г.
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
ПОТЕНЦИАЛ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В ПОДГОТОВКЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
39.04.03 Организация работы с молодежью
Научный руководитель
Зав. кафедрой
ОРМ, д.пед.н
А.В. Пономарев
Рецензент
Проректор по
ВиВР ТюмГАСУ, к.т.н.
Е.И. Вялкова
Нормоконтролер
Д.Ю. Нархов
Магистрант группы
ФКМ-220702
А.М. Яковлев

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....................................................................................................................... 4 1. ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ КАК СОЦИАЛЬНОЕ
ЯВЛЕНИЕ .................................................................................................................... 8 1.1. Теоритические подходы к изучению движения студенческих отрядов.
Потенциал движения студенческих отрядов ........................................................ 8 1.2. Динамика равзвития движения студенческих отрядов и его нормативно- правового обеспечения в России: исторический аспект ................................... 18 1.3. Современные подходы к определению содержания понятия
«Конкурентоспоспособный специалист» ........................................................... 36 1.4. Анализ направлений студенческих отрядов в опыте ВУЗов и СУЗов ..... 44 2. РОЛЬ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В ПОДГОТОВКЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ .............................................. 51 2.1. Анализ реализуемых движением студенческих отрядов социально значимых проектов ............................................................................................... 51 2.2. Результаты исследований влияния движения студенческих отрядов на подготовку конкурентоспособного специалиста ............................................... 61 2.3. Организационно-педагогические условия развития системы студенческих отрядов в УрФУ. Модель Штаба студенческих отрядов УрФУ ...................................................................................................... 101 2.4. Программа формирования общекультурных компетенций движения студенческих отрядов в ВУЗе. ........................................................................... 108
Заключение .............................................................................................................. 120
Глоссарий ................................................................................................................. 125
Список литературы ................................................................................................. 128
Приложение 1. Анкета определения составляющих модели конкурентоспособного специалиста ..................................................................... 135
Приложение 2. Анкета участника студенческого отряда ................................... 137
Приложение 3. Анкета студента ............................................................................ 140
Приложение 4. Анкета эксперта ............................................................................ 143
Приложение 5. Результаты распределения участников исследования по городам .................................................................................................................... 146


3
Приложение 6. Перечень ВУЗов участвующих в исследовании ....................... 147
Приложение 7. Положение о профильных отрядах ............................................. 148
Приложение 8. Положение о Центре профильных отрядов Штаба СО ............ 151
Приложение 9. Типовое письмо работодателю ................................................... 154
Приложение 10. Типовое соглашение о сотрудничестве .................................... 156
Приложение 11. Положение о производственном отделе Штаба СО УрФУ ... 160
Приложение 12. Положение о Службе технического обеспечения Штаба СО
УрФУ ........................................................................................................................ 162
Приложение 13. Положение о Группе развития интернациональных отрядов
Штаба СО УрФУ ..................................................................................................... 166
Приложение 14. Положение об информационном центре Штаба СО УрФУ ... 168
Приложение 15. Положение Об отделе методического обеспечения Штаба СО
УрФУ ........................................................................................................................ 170
Приложение 16. Анкета эксперта .......................................................................... 172
Приложение 17. Положение Об отделе методического обеспечения Штаба СО
УрФУ ................................................................ Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 18. Программа формирования компетенций движения студенческих отрядов……………………………………………………………..182

4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и постановка проблемы исследования. На сегодняшний день Россия вступила в Болонский процесс и перешла на двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратура). В связи с этим, в высшей школе получили внедрение образовательные стандарты третьего поколения, которые коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса в вузе.
Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что произошел переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций [1, c. 1].
Основным требованием этих стандартов и нового подхода является то, что недостаточно просто хорошо знать свой предмет, свою специальность, необходимо, что бы выпускник обладал уже сформированными компетенциями, которые должен быть готов применить с первых дней работы.
В связи с этим, компетентностный подход является необходимым условием подготовки конкурентоспособного выпускника, обеспечивающий формирование необходимых компетенций специалиста [2].
Однако с переходом высшей школы на уровневую систему обучения, прогнозируются потери в области востребованности выпускников вузов профессиональной средой, особенно на уровне бакалавриата. Данная ситуация ведет к необходимости «доращивания» выпускников [3, c. 1-2].
Кроме того, на сегодняшний день существует острая проблема с кадрами в РФ. Как отмечено на сайте Совета Федерации нашей страны «больше половины (54%) работодателей сетуют на дефицит кадров» [4].
Появляется противоречие между высоким дефицитом кадров в бизнесе и одновременными потерями востребованности выпускников
ВУЗов.
Становиться очевидным, что повышение уровня конкурентоспособности выпускников ВУЗов будет способствовать решению сложившейся ситуации.


5
Как будет показано ниже, повышение уровня конкурентоспособности выпускников возможно при организации их участия в движении студенческих отрядов, что в значительной степени оказывает влияние на формирование компетенций и качеств личности студентов – будущих специалистов и делает их более востребованными на современном рынке труда. В связи с эти актуальным и востребованным сегодня является вопрос изучения потенциала движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособных специалистов. Актуальность темы исследования также подчеркивает бурный рост движения студенческих отрядов в РФ в период последнего десятилетия с
2004 по 2014 гг. количество участников движения увеличилось на 105 тыс. человек достигнув отметки в 236 тыс. чел.
Проблема исследования заключается в недостаточном уровне изученности влияния потенциала движения студенческих отрядов на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Цель исследования – изучить влияние потенциала движения студенческих отрядов на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Объект исследования – движение студенческих отрядов.
Предмет исследования – потенциал движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что потенциал движения студенческих отрядов оказывает влияние на подготовку конкурентоспособного специалиста путем формирования компетенций и качеств личности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1.
Провести анализ теоритических подходов к изучению движения студенческих отрядов, определению содержания понятия конкурентоспособный специалист, динамики развития, передового опыта

6 организации студенческих отрядов в РФ, реализуемых движением СО социально – значимых проектов.
2.
Провести исследование по определению составляющих модели конкурентоспособного специалиста.
3.
Провести исследования по оценке влияния движения СО на уровень формирования общекультурных, в том числе организационно-управленческих компетенций и качеств личности у участников движения.
4.
Разработать, с учетом проведенных исследований, организационно- педагогические условия развития студенческих отрядов в ВУЗе.
5.
Разработать программу формирования общекультурных компетенций движения студенческих отрядов в компетентносном формате.
Практическая-значимость исследования:
1.
На основе исследований сформирована модель конкурентоспособного специалиста, востребованного на современном рынке труда.
2.
Раскрыт потенциал движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста.
3.
Разработана программа формирования общекультурных компетенций движения студенческих отрядов в ВУЗе.
4.
Получили дальнейшее развитие организационно-педагогические условия развития системы студенческих отрядов в ВУЗе
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретической обоснованностью используемых подходов, комплексной методикой исследования, репрезентативностью выборок, а также сопоставлением полученных результатов с аналогичными исследованиями, проведенными ранее в УрФУ.
Структура магистерской диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы, включающего 72 источника,


7 18 приложений. Основной текст магистерской диссертации изложен на
134 страницах.
Результаты проведенного исследования были представлены на
Всероссийской научно-практической конференции «Социальные приоритеты молодежной политики» г. Санкт-Петербург, Международной конференции
«Актуальные вопросы развития физической культуры и студенческого спорта»
(секция «Потенциал органов студенческого самоуправления в развитии физической культуры и студенческого спорта») и получили положительную оценку научной и педагогической общественности, также к печати готовиться итоговый материал для публикации в издании Казахского национального университета им. аль-Фараби.

8 1.
ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ КАК СОЦИАЛЬНОЕ
ЯВЛЕНИЕ
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДВИЖЕНИЯ
СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ. ПОТЕНЦИАЛ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ
ОТРЯДОВ
Отечественную историографию движения студенческих отрядов можно условно разделить на два периода: советский и постсоветский.
Первые исследования, посвященные анализу проблемы появляются практически одновременно с официальным оформлением движения в 1960- е гг. В конце 1960 – начале 1970-х гг. появляются первые сборники, посвященные как молодежному движению в целом, так и движению студенческих строительных отрядов в частности. Одним из первых опытов научного анализа и обобщения практики работы студенческих отрядов явились материалы научно-практической конференции «ССО – активная форма коммунистического воспитания молодежи», впервые проведенной в Алма-Ате в 1971 г. [5].
В конференции участвовало около 200 преподавателей и научных работников, активистов комсомола, ветеранов и руководителей ССО, студентов, проявивших желание выступить с докладами по результатам своих исследований по проблемам ССО. В данном сборнике, составляющем значительную историческую ценность, можно выделить работы
М.И. Исиналиева, Ю.М. Кердоды, Е. Куандыкова, И.И. Ляхова, В. Шустера и других исследователей, публикации которых были посвящены истории студенческого стройотрядовского движения, роли комсомола в организации и управлении движением, вопросам конкретно-социологических исследований.
Изучению воспитательной роли движения студотрядов были посвящены статьи
К.В. Бажиной, Ф.С. Медведевой, Г.В. Мокроносова, Е.В. Нижиховской и других исследователей.

9
Экономическую сторону деятельности, вопросы организации труда студентов, их профессиональной подготовки, снабжения и обеспечения изучали
В.П. Бех [6], В.А. Пепеляев [7], и другие. Е.Н. Авилов, Н.А. Иванов [8],
В.Г. Чайцева [9] и другие рассматривали в своих работах вопросы медицинского обеспечения студенческого отряда и медицинской службы в отрядах. Анализ студенческой печати, ее роли в организации и работе ССО, пропаганде и агитации провели в своих исследованиях А.А. Краслянский [10] и
О.А. Бажина [11].
Среди работ данного периода выделяются исследования и публикации
Е.Ф. Артемьева [12], B.C. Липицкого [13],А.Я. Семенченко [14], которые, помимо общего анализа достижений студенческих отрядов предлагают периодизацию движения.
Е.Ф. Артемьев [15], B.C. Липицкий [13], А.Я. Семенченко [14] и другие выделили такие основные этапы развития:
1. 1959-1961 гг. исследователи характеризуют поиском и рождением организационных форм, методов и принципов работы. В это время разрабатывалась структура студенческих строительных отрядов, правила руководства и управления. Центральной проблемой в вопросе истории движения ССО в 1960-1970-е гг. является поиск «родоначальников движения».
Инициативу создания специального отряда для строительных работ в целинных совхозах в период летних каникул отводили студентам физического факультета
МГУ им. Ломоносова, работавших летом 1959 г. Вместе с тем, уже в следующие периоды стали появляться и другие мнения относительно времени возникновения движения.
2. 1962 - 1966 гг. В этот период происходит более широкое привлечение студентов вузов к участию в патриотическом движении, расширение географии деятельности ССО, создание подготовительных штабов, резко возрастает численность, расширяются масштабы деятельности ССО, а также происходит качественный рост отрядов.


10 3. 1967-1970 гг. Сводный студенческий отряд вузов страны становится вполне самостоятельной организацией. Движение охватывает подавляющее большинство вузов страны.
Публикации 1960-1970-х гг. рассматривали студенческие отряды, главным образом, в контексте коммунистического воспитания, в связи с чем основное внимание уделялось педагогическому и воспитательному значению движения. В то же время, отсутствовало рассмотрение системных несовершенств общей организации труда со стороны вузовского, районного, областного или центрального руководства. В целом, работы 1960 – 1970-х гг. носили больше пропагандистский, нежели исследовательский характер.
Движение трактовалось как воплощение лучших традиций ВЛКСМ, признававшееся доказавшим свою воспитательную и экономическую эффективность средством формирования квалифицированного специалиста
[16].
Исследования второй половины 1970-х – первой половины 1980-х гг. уделяли проблемным вопросам организации и трудовой деятельности участников студенческих отрядов. Более открыто в этот период говорилось о негативных явлениях, имевшихся в студенческих отрядах: низкой организованности и недисциплинированности участников студенческих отрядов, вызванной появлением фактора так называемой «обязаловки», принуждения студентов к участию в движении во время летних каникул помимо их собственного желания. Если в 1960-е гг. в ССО попадала лишь студенческая элита, то в 1970-е гг. участие в ССО стало обязательным для каждого студента. Открыто стала обсуждаться в публикациях, и проблема нерациональной организации руководящими органами и администрацией направлений студенческого труда. Причиной изменения общего курса работ, данного период является воплощение в Уставе КПСС (1971 г.), положений о развитии критики и самокритики, которая должна была выявлять противоречия, нерешённые проблемы и трудности в обществе [15].

11
В рамках исследования проблематики студенческого самоуправления студенческие отряды рассматривали и анализировали такие авторы, как
М.Е. Лутай, А.И. Пискун и др. [17].
В работах второй половины 1980-х – начала 1990-х стали изучаться некоторые спорные вопросы экономической эффективности студенческих отрядов. Однако большинство авторов не предлагало способ решения проблем, а лишь указывало на них [16].
В постсоветский период со сменой общественно-политической системы, самороспуском ВЛКСМ и прекращением деятельности студенческих трудовых отрядов в большинстве регионов Российской Федерации внимание науки и общественности к опыту движения студенческих отрядов снизилось, однако совсем не исчезло [16].
Движение студенческих отрядов в постсоветский период вновь становиться «полем» исследований различных ученых. Проведем краткий обзор подходов постсоветского периода к рассмотрению и изучению движения студенческих отрядов в России.
А.В. Пономарев, М.А. Бердников в работе «Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста» рассматривают движение студенческих отрядов как действенную и эффективную форму студенческого самоуправления [2]. Стоит отметить, что в этой же работе исследован уровень конкурентоспособности представителей профсоюзной организации и профбюро, представителей студенческих отрядов, представителей студенческих корпусов общежитий, студентов не участвующих в работе органов ССУ, с результатами которого сравниваются результаты исследования данной диссертации.
В своей монографии Пономарев А.В. [18] анализирует студенческие отряды как форму студенческого самоуправления, влияющую на подготовку конкурентоспособных специалистов в системе высшего профессионального образования. В монографии приводится «Комплексная программа развития