Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 студенческого самоуправления в УГТУ-УПИ», которая включает в себя мероприятия и проекты, реализуемые движением студенческих отрядов.
Бугаенко Н.П. рассматривает студенческие отряды как одну из основных форм студенческого самоуправления современного ВУЗа. Считая их
«конкретной формой и важным звеном студенческого самоуправления» [19].
Певзнер В.М. изучает студенческие отряды как неотъемлемую частью педагогического потенциала современного ВУЗа и определяет их как субъект воспитательной работы образовательного учреждения [20].
Тема гражданского воспитания студентов ВУЗа в студенческих педагогических отрядах нашла отражение в работе Гурской Т.В. [21]. По результатам исследования обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающий повышение эффективности осуществления гражданского воспитания студентов в системе вузовских общественных объединений, разработана и экспериментально проверена структурная модель процесса гражданского воспитания студентов в системе вузовских общественных объединений на примере студенческих педагогических отрядов, а также конкретизирована роль студенческих педагогических отрядов «как компонента системы вузовских общественных объединений, отражающая единство обучения, воспитания и развития студентов, проявляющаяся в таких формах, как «Школа вожатых», научно- исследовательская работа студентов, практика в летних детских оздоровительных центрах».
Середа В.А. рассматривает студенческие поисковые отряды как одну из форм гражданско-патриотического воспитания студентов педагогических
ВУЗов [22], отмечая, что студенческие отряды, одна из составных частей многоуровневой системы самоуправления ВУЗа [23].
С точки зрения формирования молодежных инициатив в социокультурной деятельности студенческих педагогических отрядов подходит
Ибатулиным А.Ш. [24]. В его трудах разработана «проектная модель
13 формирования молодежных инициатив в социокультурной деятельности студенческого педагогического отряда, состоящая их взаимосвязанных блоков: целевого, организационно-содержательного, оценочно-результативного, отражающая в совокупности цель, принципы, содержание, критерии, технологии, этапы и выступающая теоретико-технологическим основанием проектирования и прогнозирования предполагаемого результата».
Продолжение исследований социокультурной-деятельности отражено в работе Пономаревой А.В. «Развитие социальной успешности молодежи в социально-культурной деятельности студенческого педагогического отряда»
[25]. Пономаревой А.В. на основе социально-культурного, личностно- деятельностного, аксиологического, средового подходов «спроектирована модель, раскрывающая содержание развития социальной успешности молодежи в процессе социально-культурной деятельности студенческого педагогического отряда», а также «выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, составляющий организационно-содержательную основу развития социальной успешности молодежи в социально-культурной деятельности студенческого педагогического отряда: интеграция деятельности студенческого педагогического отряда в социально-культурное пространство».
К.Г. Емелин рассматривает социо-культурную деятельность движения студенческих отрядов как фактор развития лидерских качеств молодежи [26].
Автор разработал модель развития лидерских качеств молодежи в студенческих отрядах средствами социально-культурной деятельности, которая раскрывает специфику данного процесса, она включает: целевой, содержательный, методический и диагностический компоненты, согласно которой, возможно осуществлять подготовку различных видов молодежных лидеров: организаторов, интеллектуалов, эмоционалов.
Согласно К.Г. Емелину, к качествам лидера относятся такие качества как: эмоциональная устойчивость, психическая мобильность и творчество, способности к обучению, самосознание. Также в личность лидера относят
14 систему ценностей, доверие к членам группы, наклонности, чувство безопасности в быстроменяющихся условиях.
В подготовке лидеров движения студенческих отрядов К.Г. Емелин выделяет следующие управленческие навыки: наблюдение, мониторинг выполненных заданий (контроль), реализация программы личностного развития, эффективное принятие решений.
А.В. Ховрин подходит к изучению движения студенческих отрядов как субъекту реализации государственной молодежной политики [27]. В работе разработаны вопросы определения места и роли студенческих педагогических отрядов в современном молодежном движении, механизмов и форм их взаимодействия с ОУМП по реализации ГМП, изучения и классификации мотивов участия студентов в работе педагогических отрядов, выявления современных тенденций в развитии движения студенческих отрядов и другие.
Важно заметить, что автор ограничивается один направлением – педагогические отряды.
Близок к теме данного исследования подход Бойко С.С., согласно которому, студенческие отряды рассматриваются как процесс формирования социально-значимых качеств личности будущего специалиста [28]. В работе рассмотрены основные этапы становления и развития студенческих отрядов, разработаны организационно-педагогические условия эффективной деятельности студенческих трудовых объединений республики Чувашия по формированию социально-значимых и профессиональных качеств личности будущего специалиста, а также проанализированы различные варианты или модели трудовых, научно-исследовательских объединений студентов, предлагаемых для использования в современных условиях.
В работе Ярославовой Г.Ю. изучается «процесс формирования организаторских умений будущего учителя в условиях студенческого педагогического отряда» [29]. Автором, на основе системного и личностно- деятельностного подходов, разработана модель формирования организаторских
15 умений будущего учителя в условиях студенческого педагогического отряда, включающую мотивационно-целевой, содержательно-информационный, организационно-процессуальный и коррекционно-результативный блоки.
Особенностью данной модели является деятельностный характер подготовки будущего специалиста к организации воспитательного процесса и направленность на использование специфики педагогического отряда.
Аналогичный подход к подготовке будущего учителя изучает
Дмитриева Е.Ю. в работе «Формирование профессионально значимых качеств будущего педагога в условиях студенческого педагогического отряда» [30]. В исследовании
«выявлены структурные компоненты, составляющие формирование профессионально значимых качеств будущего педагога в условиях студенческого педагогического отряда, а именно: мотивационно- ценностный, когнитивный, деятельностный», на основе деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов «разработана и обоснована модель формирования профессионально значимых качеств будущего педагога в условиях студенческого педагогического отряда, особенностью которой является вовлеченность студентов в социально- педагогическую деятельность студенческого педагогического отряда, обеспечивающую формирование у него профессионально значимых качеств будущего педагога». Модель содержит следующие блоки: целеполагания, функциональный, организационно-содержательный, оценочно-результативный.
Понятие «потенциал» на сегодняшний день имеет широкое распространение различных сферах науки и социальной деятельности.
Существуют различные подходы к определению понятия «потенциал» и как следствие различные трактовки термина.
Содержание понятия «потенциал» отечественные психологи и педагоги характеризуют преимущественно как:
совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г.Л. Пихтовников, Л.Н. Москвичева);
16
синтетическое (интегрирующие) качество, характеризующие меру возможностей личности в осуществляемой деятельности (И.О. Мартынюк,
В.Ф. Овчинников);
социально-психологическую установку на нетрадиционное решение противоречий объективной реальности (Е.В. Колесникова);
специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме (определенной социальной роли), требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (С.Р. Евинзон);
характерное качество индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации
(М.В. Колосова);
развитое чувство нового, открытость всему новому, высокая степень развития мышления. Его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже, Ю.Н. Колюткин) и т.п.
Воспитательный потенциал студенческого самоуправления характеризует возможности воспитания, заложенные в нем, охватывающие как ресурсы самого студенческого коллектива, так и административные, педагогические ресурсы всей внеучебной воспитательной системы ВУЗа [2].
С точки зрения М.И. Шикова [31] воспитательный потенциал студенческого самоуправления – это комплекс возможностей в сфере воспитания будущих специалистов.
В данном контексте потенциал движения студенческих отрядов может быть определен как комплекс возможностей в процессе деятельности студенческих отрядов, обеспечивающий формирование и развитие у студента набора личностных качеств и компетенций, необходимых ответственному специалисту, готовому к постоянному профессиональному росту и обладающего высоким уровнем конкурентоспособности.
17
Подводя итог, отметим, что потенциал движения студенческих отрядов предстает перед нами в качестве объекта социального управления, изучение и практическое использование которого призвано способствовать достижению целей высшего профессионального образования – подготовке современных конкурентоспособных специалистов.
Таким образом, проведенное нами изучение подходов к изучению движения студенческих отрядов дает основание для ряда выводов.
1.
Движение студенческих отрядов следует рассматривать как составляющую часть государственной молодежной политики, студенческого самоуправления и воспитательной среды ВУЗов оказывающую значительное влияние на формирование качеств личности и компетенций, у студентов участвующих в движения студенческих отрядов, в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов.
2.
Потенциал движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста следует рассматривать как комплекс возможностей в процессе деятельности студенческих отрядов, обеспечивающий формирование и развитие у студента набора личностных качеств и компетенций, необходимых ответственному специалисту, готовому к постоянному профессиональному росту и обладающего высоким уровнем конкурентоспособности.
Для того что бы подтвердить высокий потенциал движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста, автором были проведены комплексные исследования, включающие: изучение динамики развитие студенческих отрядов и его нормативно-правового обеспечения в
России, проанализированы модели студенческих отрядов в опыте ВУЗов и
ССУЗов, проанализированы социально-значимые проекты реализуемые движением СО, а так же комплексные социологические исследования влияния движения СО на подготовку конкурентоспособного специалиста.
18 1.2.
ДИНАМИКА
РАЗВИТИЯ
ДВИЖЕНИЯ
СТУДЕНЧЕСКИХ
ОТРЯДОВ И ЕГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В
РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Движение студенческих отрядов в массовом масштабе зародилось в конце 50-х начале 60-х годов. Однако историки затрудняются назвать единую дату возникновения данного явления.
Так, при определении периода начала движения СО Г.М. Соколова считает, что история студенческих строительных отрядов начинается с 40-х годов, когда отдельные отряды выезжали в различные районы страны [32, c.
247]. Предтечей зарождения движения студенческих отрядов явилось массовое участие студентов в уборке урожая в местах освоения целинных и залежных земель. Кроме того, уже в 1956-57 гг. имелись примеры прямого участия студентов в строительных работах, в реализации на практике своих архитектурных проектов.
В частности, студенты
Горьковского политехнического института по своим проектам построили сельские клубы в четырех колхозах.
В свою очередь, В.П. Яковлев считает, что начало студенческого движения следует отнести к весне 1958 года, когда 350 студентов
Ленинградского инженерно-строительного института работали в совхозах
Ленинградского района Кокчетавской области Казахстана [33, c. 99].
По мнению А.И. Иванника, студенческое строительное движение началось с работы студентов летом 1958 года на Новокриворожском горно- обогатительном комбинате [34, c. 71].
В ряде научных трудов и политических статьях инициативу зарождения движения СО многие авторы относят к отряду Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Исследователи А.Б.Безбородов,
Т.Б. Бугаева, В.А. Волчек, А.Б. Гуркон, А.И. Клепиков, C.B. Лукьяненко считают датой возникновения ССО 1959 год, когда 339 студентов физического
19 факультета МГУ им М.В. Ломоносова трудились на сооружении 20 объектов в совхозах Булаевского района Северо-Казахстанской области [35, c. 10].
О начале возникновения общественного трудового движения студентов в
1959г. говорится в Постановлении ЦК ВЛКСМ «О работе студенческих строительных отрядов в период летних каникул 1966 года» от 18 июля 1966г.
[36, c. 267].
По мнению В.А. Приступко, расхождение в датах определяющих зарождение движения студенческих отрядов вызывается различием понимания его сущности. Одни связывают зарождение движения с возникновением отдельных, единичных отрядов. Другие считают, что в данном случае данное движение необходимо рассматривать как масштабное социальное явление молодежной среды.
А.И. Пискун считает, что до 1959 года работа студентов носила эпизодический характер, не была системной. Дату зарождения он относит непосредственно к 1959 году. Именно в этом году одновременно во многих вузовских центрах страны были сформированы студенческие отряды [37, c. 11].
Е.Ф. Артемьев на основе анализа значительного количества документов
50-70-х годов сделал вывод о том, что в студенческие отряды превратились в массовое общественное движение советской молодежи во второй половине 60-х годов. Именно в это время, сложилась система управления деятельностью
Всесоюзного студенческого отряда, сформировались основные направления и формы работы отрядов. Данное движение получило широкую общественно – государственную поддержку, что нашло отражение в политических документах и нормативно - правовых актах, издававшихся органами государственной власти, партийными и комсомольскими органами [38, c. 43-44].
Таким образом, несмотря на относительно небольшой временной промежуток, отделяющий сегодняшний день от момента возникновения студенческих отрядов, до настоящего времени нет единой точки зрения по дате
(периоду) возникновения этого студенческого движения.
20
Не менее различные мнения существуют и по поводу причин зарождения трудового движения студенческой молодежи. Наиболее часто среди них упоминаются:
причины общегосударственного характера, выражающиеся, прежде всего в дефиците трудовых ресурсов, обусловленных необходимостью масштабного освоения целинных и залежных земель, развития промышленности и социальной сферы, а также негативными демографическими последствиями Великой Отечественной войны;
коллективный энтузиазм молодежи в строительстве социализма, укреплении его позиций, развитии социалистической экономики;
патриотическая приподнятость, царившая в стране после победы советского народа в Великой Отечественной войне, которая вызывала у студенческой молодежи ответный порыв [39, c. 13].
Автор, анализируя различные точки зрения, делает вывод о том, что зарождение движения студенческих отрядов было инициативой самой студенческой молодежи, организационно и идеологически поддержанной комсомольскими, партийными и государственными органами, администрациями учебных заведений. Этот феномен свидетельствует о высоком уровне социальной и трудовой активности студенческой молодежи 50-
60-х годов. В эти годы, безусловно, соблюдался принцип добровольности участия в студенческих отрядах. Более того, отбор студентов для работы в отрядах проводился комитетами ВЛКСМ с предъявлением достаточно жестких, комплексных требований к потенциальным участникам, а подчас и на конкурсной основе.
Однако, по мере формирования плановой системы организации деятельности студенческих отрядов, включения в народнохозяйственные планы выполняемых ими объемов работ, постепенно стало возникать противоречие между принципом добровольности участия студентов в этих объединениях и необходимостью обязательного выполнения масштабных производственных
21 заданий, требующих привлечения значительного числа человеческих ресурсов.
Это противоречие в реальной жизни часто приводило к тому, что работа в отрядах принимала все более обязательный характер.
Факты администрирования, отступления от принципа добровольности и поверхностного подхода к отбору студентов отмечались как негативная практика на XX съезде ВЛКСМ [40].
По характеру и степени влияния на профессиональную подготовку будущих специалистов студенческие отряды можно условно разделить на три основные группы, в которых:
характер работы отрядов не совпадает с профилем будущей специальности, получаемой студентами;
производственная деятельность осуществлялась студенческими отрядами в отрасли, соответствующей профилю приобретаемой в вузе профессии: в процессе подготовки и непосредственно во время работы в отряде студенты получали дополнительные навыки рабочих специальностей;
трудовая деятельность в отряде по содержанию труда максимально приближалась к профилю будущей специальности: во время учебного года члены отряда выполняли научную, конструкторскую, проектную, изыскательскую, экспериментальную и другую работу, результаты которой в каникулярное время внедрялись в производство.
Первая группа была наиболее многочисленной. Она составляла основу движения студенческих отрядов. Именно с нее начиналось массовое развитие движения. Так, зачинателями движения студенческих строительных отрядов официально признаны студенты фического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Тенденция превалирования в студенческом трудовом движении отрядов первой группы (в основном строительного профиля) сохранялась до начала восьмидесятых годов.
При этом, по данным СО ЦК ВЛКСМ отрядов других профилей деятельности до 1969 года включительно, практически не создавалось. В этом году,