ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей №21»
г. Иваново
Конспект разработала:
Тарасова Надежда Николаевна
Должность: Учитель музыки
3 класс
Урок «Образ матери в музыке,
поэзии, живописи».
Цель урока: сформировать представление об образе матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве
Задачи урока:
1) раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;
2) развивать внимание, память, умение сравнивать;
3) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.
Повторение:
-
Как поэты, художники и композиторы передают образ Богоматери?
(Музыка, литература и изобразительное искусство каждое своими средствами выразительности создают образ Богоматери, красками, звуками, словами, картины, мелодии, стихи)
-
Что узнали нового на уроке? (Богородицу называют Дева Мария, Всепетая, Мадонна, Царица Небесная)
Новый материал.
Сегодня урок хочу начать с прослушивания произведения С.В.Рахманинова.
Слайд - №2
-
Что это звучит?
ЗВУЧИТ «БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ» С.В.Рахманинов
(это «Богородице Дево, радуйся» мы слушали на прошлом уроке это произведение).
Молодцы! Узнали! Этот хор из большого произведения, которое предназначено для церковной службы – «Всенощное бдение» – а звучит оно без сопровождения (a capella), что является отличительной особенностью песнопений в русской православной церкви.
-
Какими чувствами охвачены поющие люди? (спокойствие, восхищение) -
Какой хор исполняет молитву? (смешанный)
Мы сегодня продолжим наслаждаться произведениями разных искусств, в которых передан образ Богоматери и простых мам.
-
А как же называется наш урок сегодня?
Откройте страницу 44 учебника. Прочитайте! Слайд №3.
«Древнейшая песнь материнства»– урок назван словами художника И. Грабаря, которые он сказал о шедевре русской художественной культуры – иконе «Богоматерь Владимирская».
Эту икону мы видим на стр.44 в учебнике и на слайде №4. (крупно)
-
Что вы видите на иконе? Опишите. (Божья матерь держит младенца, прижимает его к себе) -
Какие чувства вы испытываете, глядя на икону? (любви, тревоги, заботы) -
Какие лица? (серьёзные, спокойные)
На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».
Прочитайте строки Волошина на стр.45. – Слайд №5. Выскажите свои впечатления.
Дети читают:
« Не на троне – на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке…
Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты»
(эти строки очень подходят иконе, описание иконы, здесь описывается это чудо, что нет в мире большей красоты, как мать с младенцем)
-
Как же возникла икона? Давайте узнаем.
Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Темерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. В память о чудесном бескровном избавлении столицы от врагов был установлен 8 сентября праздник «Сретение (встреча) Владимирской иконы Божией Матери». Там где встречали Чудотворную икону, встал позже монастырь, а к Кремлю побежала улица Сретенка. Лишь в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. Иконе Владимирской Богоматери в древнерусской литературе посвящено развернутое сказание о ее чудесах.
Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость».
Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Эта икона – величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.
В православных храмах в честь святых и праздников звучат особые песнопения.
Давайте послушаем одно из таких - тропарь.
ЗВУЧИТ ТРОПАРЬ Слайд №6.
-
Как он звучит? -
Какие чувства вы испытаете? -
Что необычного в исполнении и что напоминает манерой исполнения?
Ответы (песеннаяоснова, наличие распевов, которые роднят его с народными напевами, ощущение, что и мы находимся в церкви, умиротворение).
Сравните ТРОПАРЬ с молитвой «Богородице Дево, радуйся!»
-
Что вы можете сказать?
(в этих произведениях выражены: красота, простота, спокойствие, одухотворенность, умиротворение)
А сейчас, выберите нужные слова, стр.45 и слайд №7, которые очень подходят к произведениям нашего урока.
(мир, радость, величие, красота, простота, спокойствие, благородство, достоинство, тишина – все слова очень подходят картинам, стихам и музыке)
Молодцы ребята!
На иконе и на многих картинах, изображена женщина с младенцем, без короны, без богатой одежды, а весь мир называет ЕЁ ЦАРИЦЕЙ НЕБЕСНОЙ.
-
Почему? (потому что она родила Христа, спасителя, её сила в женственности, мудрости, в спокойствие, доброте…) -
Музыка, воспевающая Богородицу, простая и величественная одновременно. А картины и стихи? (картины и стихи также наполнены величием, простотой)
А как называется следующий разворот учебника? (стр.48) Слайд №8.
«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» - назван словами песни В. Гаврилина «Мама».
Послушайте песню.
-
Какими чувствами наполнена она?
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ТИХАЯ МОЯ, МАМА» В.Гаврилина
(песня наполнена любовью, ребёнок очень любит свою маму, хочет её уберечь от невзгод)
Прочитайте стр.46. Слайд №9.
Читают: «Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Ведь всё самое дорогое, родное, святое связано с мамой».
Рассмотрим картины, которые размещены на стр. 46-47.
«Петроградская мадонна» с.46 – слайд №10
-
Какие интонации переданы в картине? -
Почему? -
Какой музыкой можно было бы озвучить эту картину?
Ответы (тревога, мать сжимает руку ребёнка, будто хочет уберечь сына от невзгод.
«Петроградская мадонна» изображена на фоне городского пейзажа: улица, дома, люди, марширующие военные – музыка маршевая, тревожная)
А теперь посмотрим на «Мадам Шарпантье с детьми» с.47 и слайд №11
-
Какие интонации переданы в картине? -
Почему? -
Какой музыкой можно было бы озвучить эту картину?
Ответы (атмосфера уюта, любви, счастья, покоя, умиротворения;
уют и покой домашней обстановки: цветы на столе, спящий пес на полу, музыка спокойная).
-
А можно эту картину озвучить песней, которую мы разучили на прошлом уроке «Мама» А.Ермолова? (да)
Тогда, давайте вспомним и исполним эту песню.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «МАМА» А.Ермолов под плюс или минус. Слайды №12-13.
(тексты песни выданы ребятам – 3 класс)
Итог урока:
Мы анализировали произведения живописи, музыки, литературы, которые передали образ Богоматери и мамы.
-
Какое эмоциональное состояние они передали нам? (покой, умиротворение, радость или тревога, волнение). -
С помощью чего передали такое состояние художники? (плавные линии картин, сочные яркие краски) -
С помощью чего передали такое состояние композиторы? (песенные мелодии, мажорный и минорный лад). -
Что такое тропарь? (это песнопение, которое исполняют в церкви)