Файл: Планконспект урока основы духовнонравственной культуры народов России (однкнр), 5 класс Тема урока Семья хранитель духовных ценностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), 5 класс
Тема урока: Семья – хранитель духовных ценностей
Учебник: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. «Основы духовно- нравственной культуры народов России». - Москва: издательский центр Вентана-Граф, 2017
Раздел II. Нравственные ценности русского народа.
Глава «Семья – хранитель духовных ценностей»
Цель. Показать значение семьи в жизни каждого гражданина. способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Задачи:
-
Формирование представлений о роли семьи в жизни человека. -
Определение значимости семейного воспитания для становления личности. -
Воспитание чувства ответственности, любви к своим родным. -
Расширение знаний об истории и традициях семьи, о культуре и традициях своего народа. -
Организация совместной деятельности по созданию народной куклы – символа семейных ценностей - «Отдарок на подарок».
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные УУД:
- уметь находить, анализировать, обобщать информацию при работе с разными источниками;
-определять цель – проблему; выдвигать версии; работать с понятием;
использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных
задач;
- понимать значение нравственных ценностей в жизни человека и общества; важность семейных ценностей для формирования гражданской идентичности.
Личностные УУД:
-уметь оценивать ситуации и поступки на основе общечеловеческих ценностей;
- уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-организовать работу в группе;
-следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
-формировать действия оценивания.
Оборудование: видеопроектор, презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, сказка Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек») (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Ткань 10х10 и 5х10 см., красная нить 20 см.
ЭТАПЫ УРОКА
-
Организационный момент (1-2 мин.)
Включение в деятельность.
Мы продолжаем знакомиться с большой темой «Нравственные ценности русского народа». Перед вами находятся карточки, на которых вы видите разные изображения, найдите среди них обозначающие те нравственные ценности, с которыми мы уже познакомились. (защита Отечества, созидательный труд, охрана природы).
Вспомните, как можно определить понятие «ценность»? (то, что наиболее важно для людей. Духовные ценности — одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.д.)
Как вы думаете, можно ли из этих иллюстраций выбрать ту, которая для нас станет символом нравственной ценности? (Семья).
Почему вы выбрали эту иллюстрацию (Семья является главной ценностью для каждого).
(Определение темы урока: «Семья – хранитель духовных ценностей», целей и задач)
-
Актуализация знаний (4-5 мин.)
Работа в группах.
Перед вами листочки, на которых написаны пословицы разных народов России, но эти пословицы потеряли свое начало и конец. Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания. и объяснить их смысл.
-
Добро по миру не рекой течет, а семьей живет (русская пословица) -
Кто мать и отца почитает, тот вовеки на погибает (татарская пословица) -
Если в семье есть старец, значит в семье есть драгоценность (Лезгинская пословица)
Вывод: ценность семьи важна для представителей разных народов.
Проблемный вопрос:
Почему в культуре любого народа мы можем найти высказывание близкое к народной пословице «Отца с матерью почитать — горя не знать», (родители-самое дорогое что у нас есть и если ты их любишь то и жизнь в радость). А бывают в жизни ситуации, когда кто-то поступает вопреки этой мудрости?
-
Открытие новых знаний (15 мин.)
Смысловое чтение сказки Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»
А) Подготовительная работа, предшествующая восприятию нового произведения.
Б) Прогнозирование. Работа по иллюстрации.
На слайде презентации или на листе-раздатке рисунок
Кого вы видите на этой иллюстрации? (Старика)
Как вы думаете, он наш современник? Почему? (Одежда, обувь старинные)
В) Словарная работа.
Сказка Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» была написана больше 100 лет назад. За это время изменилась наша речь и многие слова устарели и стали непонятны. Давайте посмотрим в словаре что они означают:
ЛОХАНКА – деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья.
НЕВЕСТКА – жена сына
СЛАЖИВАТЬ - строить, мастерить,
БРАНИТЬ - ругать, укорять
Г) Первичное восприятие текста. Целевая установка.
Прослушайте начало этой истории. Я попрошу вас внимательно слушать. (Читает учитель или включает видео первые 2 абзаца. Заканчивая фрагмент словами: «Старик только вздохнул и ничего не сказал»)
-
Какие чувства вы испытали? -
Хотели бы вы быть членом такой семьи? -
А можно ли эту семью назвать семьей? -
Посмотрите на 2й рисунок. Как вы думаете, он подсказывает о том, что будет дальше, или это иллюстрация из другого произведения? -
Как вы думаете, что будет дальше? -
Чем закончится рассказ?
(Дети высказывают свои предположения)
Чтение 2й части
-
Как вы думаете, о чём эта история? (об уважительном отношении к старшим, заботливом отношении к родителям). -
Когда вы узнали финал истории, смогли бы назвать ее героев семьей? Почему? -
А могла бы она произойти в наше время? -
Что надо сделать каждому из нас, чтобы такие истории не происходили в нашей жизни? (подвести к понятию «благодарность») -
-
Включение нового знания в систему знаний и повторение. (15 мин).
Благодарность можно выражать по-разному. Много веков существовал на Руси обычай делать подарок в знак благодарности. Назывался он – «Отдарок на подарок». Это кукла, которую делали своими руками малыши трех лет под руководством своих бабушек. И первую куколку малыш мастерил для родителей в знак благодарности, за то, что они растят и заботятся о нем.
В культуре любого народа присутствовало уважение к труду, лень считалась большим пороком.
Дети с ранних лет, посильно участвуя в труде взрослых усваивали трудовые навыки. Все члены семьи помогали друг другу, памятуя о том, что «в одиночку не перепрыгнуть и кочку» и изготовление этой куколки означало. Что малыш стал взрослым и самостоятельным и даже мог садиться за общий стол со взрослыми.
В это день собирали гостей, и ребенок, одетый в свою первую настоящую, как у взрослых, одежду вручал родителям куколку со словами: «Спасибо, папенька и маменька, что меня на ноги поставили». Эту куклу родители хранили у себя как большую ценность. И сейчас мы с вами сделаем свою куклу «Отдарок на подарок».
Изготовление куклы по схеме (ПРИЛОЖЕНИЕ).
-
Основа для головы. Скатать узкую полоску ткани спиралью. -
В центр прямоугольного лоскутка вкладываем в основу для головы. -
Формируем лицо – складываем ткань по форме косынки, но складочки располагаем параллельно вдоль головы. -
Нитью перевязываем шейку куклы -
Приподнимаем уголки-ручки, выводим концы нити вперед, перекрещиваем их на животе куколки и снова уводим за спину, перекрещиваем, и завязываем как пояс.
-
Рефлексия. (4-5 мин)
1-й вариант
Прием Свободный микрофон – ученики отвечают, какая информация была для них новой, какие из полученных знаний они смогут применить в жизни.
2-й вариант.
Прием Творческая рефлексия
Дерево – это показатель силы и мощи. Не случайно история рода, семьи обычно выполняется в виде дерева. А мы сегодня повесим листочки на наше дерево. Каждый из листочков – это ваши пожелания себе.
(например: обещаю любить маму, папу, бабушку и дедушку, обещаю быть добрым, милосердным, заботливым и т.д.).
-
Итог урока. (2-3 мин)
Домашнее задание. Выполнить в рабочей тетради задания по теме урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Л.Н. Толстой. Старый дед и внучек (Сказка)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели
, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?»
А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.