Файл: Народнохозяйственный оборот. Основные макроэкономические показатели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 573

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Макроэкономика

3_Аудиторная контрольная работа по курсу макроэкономики

Профессор Илюхин А.А.

Екатеринбург

2022

 Тема: Народнохозяйственный оборот. Основные макроэкономические показатели

А. Задачи:

1. Фирма продала 200 изделий по цене 100 ед. Производство характеризуется следующими показателями:

- затраты на приобретение сырья и материалов – 7000 ед.;

- заработная плата работников – 9000 ед.;

- амортизационные отчисления -2500 ед.;

- прибыль фирмы -1500 ед.

Определите вклад фирмы в ВВП. в ВНП включается только добавленная стоимость, равная стоимости конечной продукции. Добавленная стоимость – это разница между общей выручкой от продаж и стоимостью промежуточной продукции (т.е. стоимостью сырья и материалов, которые каждый производитель (фирма) покупает у других фирм). При этом все внутренние затраты фирмы (на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала и др.), а также прибыль фирмы включаются в добавленную стоимость.
В нашем примере: 200х100-7000=13000 ед – Вклад фирмы в ВВП.
2.Экономика страны описывается следующими данными:

ВВП – 960; объем валовых инвестиций – 210; объем чистых инвестиций – 140; объем потребления домохозяйств – 590; государственные расходы -130; избыток государственного бюджета – 10.

Определить: ЧВП; чистый экспорт; располагаемый доход; объем сбережений (S). Чистый внутренний продукт:
ЧВП = ВВП – амортизация

Амортизация = Валовые инвестиции - чистые инвестиции = 210 - 140 =70

ЧВП = 960 - 70 = 890

ВВП по потоку расходов:

Y = С + Ig + G + Хn

С - потребительские расходы;

Ig - валовые инвестиции;

G - государственные закупки товаров и услуг;

Хn - чистый экспорт (разница между экспортом и импортом).

Хn = Y - С - Ig - G = 960 - 590 - 210 - 130 = 30

Личный располагаемый доход: ЛРД = ЧВП - налоги

Избыток государственного бюджета = налоги - государственные расходы

Налоги = избыток государственного бюджета + государственные расходы =


= 10 + 130 = 140

ЛРД = 890 - 140 = 750

Личный располагаемый доход распределяется на потребление (С) и сбережения (S): Yd = C + S

Отсюда сбережения: S = Yd – C = 750 – 590 = 160
3.В прошедшем году страна имела следующие показатели:

ВВП – 500; чистые инвестиции – 75; государственные закупки - 80; потребление домохозяйств – 250; поступление в госбюджет прямых налогов – 30, косвенных налогов – 20; экспорт – 150; импорт – 110.

Определить: располагаемый доход; амортизационный фонд; состояние госбюджета. а) Определим величину НД на основе данных о его использовании
у = 250 + 75 + 80 + 150 – 110 = 445.

Поскольку прямые налоги составляют 30 ден. ед., то располагаемый доход:
yv = 445 – 30 = 415.

б) Амортизационный фонд (D) соответствует разности (ВНП— ЧНП). В свою очередь ЧНП = 445 + 20 – 25 = 440.
Следовательно, D = 500 – 440 = 60.

в) Состояние госбюджета характеризуется разностью между государственными расходами и поступлениями в бюджет
δ= (80 + 25) – (30 + 20) = 55.
4. По данным рассчитайте индекс потребительских цен (индекс Ласпейреса) и дефлятор ВВП 2019г.


Продукт

2018г.

201 2019г.

Цена

Количество

Цена

Количество

Хлеб

Мясо

Одежда

1

3

6

200

100

60

1

4

8

300

150

50

Решение:

ИПЦ =

1*200+4*100+8*

60

_ = 1,26;

1*200

+3*100+6*

60

Дефлятор =

1*300+4*150+8*

50

__

= 1,24

1*300+3*150+6*

50


5. В США номинальный ВВП 1929 года составил 96 млрд. долларов, а 1933 года – 48 млрд. долларов. Дефлятор ВВП 1933 года (по базовому уровню 1929 г.) оценивался в 75%. Каким был реальный ВВП 1933 года?

Год Номинальный ВВП, млрд. долларов Реальный ВВП, млрд. долларов Дефлятор, %

1929 96 96 100

1933 48 72 75

Изменения, % 50 75 – 25

Изменения Реального ВВП 1933 = 48/96*100 – (75-100) = 75 %;

Реальный ВВП 1933 года = 96 * 75 % = 72 млрд. долларов.
6. Индекс потребительских цен учитывает две группы товаров: еду и жилье.

Доля продуктов питания в расходах – 33%, расходы на жилье составляют 67%. Цены на продовольствие выросли на 20%, жилье подорожало на 10%.

Рассчитайте ИПЦ.

Решение:


Методика расчета индекса потребительских цен учитывает три фактора: Структура потребительской корзины (еда и жилье). Удельный вес каждого компонента потребительской корзины (еда-0,33; жилье-0,67). Изменение стоимости каждого компонента потребительской корзины в течение определенного периода (еда-1,2; жилье-1,1). Стоимость товара и услуга выросла пропорционально его цене.
Стоимость еды равна: 1,2 * 0,33 = 0,396.
Стоимость жилья равна: 1,1 * 0,67 = 0,737.
Стоимость потребительской корзины равна: 0,396 + 0,737 =1,133.  

Таким образом, ИПЦ за исследуемый период составил 13,3%.  
Б. Аналитические задания:

1.Представьте динамику ВВП России за последние 5 лет, сравните ее с темпами ВВП других стран БРИКС. В чем, по вашему мнению, основные причины замедления экономического роста в нашей стране?

Динамика ВВП России 

2017г.:       1,8%

2018г.:       2,8%

2019г.:       2,2% (пятая оценка – декабрь 2021)

2020г.:     – 2,7% (пятая оценка – декабрь 2022)

2021г.:     5,6% (третья оценка – декабрь 2022)

2022г.:     – 2,1% (вторая оценка – апрель 2023)

2 мес. 2023г.:     – 3,2% (оценка МЭР)

По оценке МВФ (World Economic Outlook), ВВП России на душу населения в 2022г. в текущих ценах составил 15,44 тыс. долларов.

В 2023г. эксперты Фонда прогнозируют сокращение данного показателя до 14,4 тыс. USD.
2. В настоящее время наблюдается сокращение торговых связей зарубежных партнёров с нашей страной. Опишите и поясните: а) что произойдёт с чистым экспортом в нашей экономике; б) как изменится национальный доход в нашей стране?
4. Определите понятия: теневая (ненаблюдаемая) экономика; криминальная экономическая деятельность; неформальная экономическая деятельность. Выделите причины и последствия высокой доли теневого сектора в России. Что вам представляется результативным в борьбе с «тенью»?

Тема: Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS)

А. Задачи:

1. Предположим, что первоначально экономика функционирует на уровне своего потенциала (Y*). Впоследствии, в результате шока происходит снижение совокупного спроса при каждом значении уровня цен. К каким явлениям в экономике это приведет?

 Решение: Исходное равновесие характеризуется на графике линией предложения Y* и линией спроса AD1. Условие жесткости цен означает, что при шоке спроса величина равновесной цены не изменяется. Следовательно, линия спроса перемещается вдоль краткосрочного (горизонтального) отрезка предложения. При этом снижается равновесный ВВП, но потенциальный ВВП по-прежнему равен Y*. Так как фактический равновесный ВВП (при пересечении линии спроса AD2 с линией предложения AS) меньше потенциального, в соответствии с законом Оукена это означает появление циклической безработицы, то есть увеличение ее фактического уровня в экономике.


2. Долгосрочная кривая AS представлена как Y=2000 ед., краткосрочная кривая AS - горизонтальна на уровне P=1,0. Кривая AD задана уравнением Y=2,0×M/P. Предложение денег (M) равно 1000 ед. В результате ценового шока краткосрочная кривая предложения поднялась до уровня P =1,25. Каковы координаты точки краткосрочного равновесия в экономике, установившегося после шока?

Решение.

P=1,25  Y=2*1000/1,25=1600 

3. В таблице представлены данные, характеризующие совокупное предложение (AS):

Реальный ВВП (Y)

2000

2000

1900

1700

1400

1000

500

0

Уровень цен (P)

2,50

2,25

2,00

1,75

1,50

1,25

1,25

1,25

Функция совокупного спроса (AD): Y =1700 – 200P. Постройте график AD-AS. Определите, в каких пределах изменяется объем производства и уровень цен на: а) кейнсианском; б) промежуточном; в) классическом участках кривой AS. При каком уровне цен установится общее равновесие? Обеспечена ли полная занятость ресурсов в условиях равновесия?
Б. Аналитические задания:

1. Объясните с помощью модели AD-AS, какая ситуация наблюдалась в экономике России в 90-х гг. ХХ в. Как проявились эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных закупок в формировании совокупного спроса? Какие изменения произошли со стороны совокупного предложения?

В 1990-х годах экономика СССР (РСФСР), а затем и России, пережила глубокий спад, сопровождавшийся всплеском инфляции, снижением инвестиций, нарастанием внешнего долга, бартеризацией экономики, уменьшением доходов населения и многими другими негативными явлениями. В этот период проводился ряд экономических реформ, в том

числе либерализация цен и внешней торговли, массовая приватизация. Одним из результатов реформ стал переход экономики страны от плановой к рыночной. В 1990-е годы определился и рост разрыва в экономическом развитии регионов страны.

2. Представьте с помощью модели AD-AS, какие последствия может иметь рост государственных расходов в условиях наступившего в России экономического спада в краткосрочном (кейнсианская модель) и долгосрочном (классическая модель) периодах. Какие направления бюджетно-налоговой политики являются, на ваш взгляд, обоснованными? Экономический рост имеет место, когда растет уровень потенциального объема производства во времени. (Графически это может быть представлено как сдвиг кривой производственных возможностей вправо, или как сдвиг вправо кривой совокупного предложения в модели AD - AS.)


Однако обычно под экономическим ростом понимают рост реального объема

производства во времени.

Экономический рост можно определить двумя способами:

1 как увеличение реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства)

2 как увеличение реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства) на душу населения. Этот показатель рассчитывается как отношение суммарного выпуска (дохода) к численности населения.

Оба эти способы применяются для характеристики экономического роста, однако, для различных целей. Если хотят сравнить экономический и военно-политический потенциал различных стран, то используют первый способ. Для сравнения жизненного уровня населения (в разных странах или в одной и той же стране, но в разные периоды времени) применяют второй способ.

Однако, какой бы способ не использовался, измеряется экономический рост годовыми (среднегодовыми) темпами роста (точнее, прироста) , в%

Тема: Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы,

безработица и инфляция

А. Задачи:

1. Численность населения составляет 100 млн. чел., 24 млн. чел. – дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоляции; 30 млн. чел. выбыли из состава рабочей силы; 4 млн. 600 тыс. чел. – безработные; 1млн. чел. – работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу. Рассчитайте: а) численность рабочей силы; в) уровень безработицы

Решение: В состав трудоспособного населения не включаются: 24 млн.чел. – дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоляции; 30 млн.чел., выбывших из состава рабочей силы. Итого 54 млн. чел.  Работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу относятся к занятому населению и отдельно в расчете численности рабочей силы не учитываются.  Т.о., величина рабочей силы равна 100 - 54 = 46 млн. чел. (общая численность населения минус численность нетрудоспособного населения). Тогда уровень безработицы, как отношение безработных к численности трудоспособного населения, составляет 4,6/46 = 0,1 или 10%. 

2.Численность занятых – 85 млн. чел., безработных – 15 млн. чел. В течение месяца 0,5 млн. чел. были уволены и встали на учет в службу занятости, 1 млн. чел. покинули биржу труда