Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 893

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Смешанная жилая застройка города жилого района города-спутника. Выполнила студентка 4 курса Я. Босова. Руководители: С.А. Гилев, А.В. Шутка
Разнообразие функциональной организации, обеспечение населения всем многофункциональным комплексом услуг обеспечивает примене- ние смешанной жилой застройки. Интеграция жилой и общественной застройки обеспечивается в пределах одного здания, квартала, жилого микрорайона (рис. 5).
Заключение
Таким образом, историческое развитие городов-спутников, их архи- тектурно-планировочной структуры, жилой среды, общественного обслу- живания показывает, что смешанная жилая застройка является наиболее перспективной.
Удобно и комфортно для жизни городского населения – сочетание жилой застройки, общественного обслуживания, мест приложения труда на территории проживания, в объеме жилого образования и пешеходной доступности. Общее направление развития архитектурной мысли направ- лено на внедрение принципа смешанной застройки в практику проекти- рования жилых районов и микрорайонов городов-спутников.

115
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Рис.5. Смешанная жилая застройка города жилого района города-спутника. Выполнила студентка 4 курса В. Козлова. Руководители: С.А. Гилев, А.В. Шутка
Список литературы
1. Косицкий Я.В. Архитектурно-планировочное развитие городов: Учеб. посо- бие. М.: Архитектура-С, 2005. 648 с.
2. Смоляр И.М. Терминологический словарь по градостроительству. М.: РО-
ХОС, 2004. 160 с. (Теоретические основы градостроительства.)
3. Гельфонд А.Л. Концепции формирования комфортной городской среды ма- лых исторических городов // Жилищное строительство. 2018. № 12. С. 31–35.
4. Шутка А.В., Гурьева Е.И. Градостроительное проектирование ландшафтов.
Основы проектирования ландшафтов: учебное пособие / А.В. Шутка, Е.И. Гурьева;
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет». Воронеж:
Изд-во ВГТУ, 2020. 77 с.
5. Шутка А.В., Гурьева Е.И. Градостроительное проектирование ландшафтов: парк: учебное пособие / А.В. Шутка, Е.И. Гурьева; ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет». Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2021. 158 с.
6. XII Международная студенческая научная конференция. Студенческий на- учный форум – 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.
ru/2020/article/2018020516. – Дата доступа: 20.05.2021.
7. After the Factory. 11.2013 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://
afterthefactoryfilm.com. – Дата доступа: 19.05.2021.


116
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
8. Maths Isacson and Lars Magnusson «Proto-industrialisation in Scandinavia: craft skills in the industrial revolution» Journal of Social History Vol. 22, № 2 (Winter, 1988), pp. 396–398; Published by: Oxford University Press [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.jstor.org/stable/3788243. – Дата доступа: 19.05.2021.
9. «Reusing the Industrial Past by the Tammerkoski Rapids Discussions on the Value of Industrial Heritage». Kirjapino Hermes Oy, Tampere, 2011.
УДК
Н. В. Брыксина
Научный руководитель – И. М. Ястребова
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ГОРОДА
Статья посвящена исследованию уже существующих и выявлению но- вых принципов при проектировании в городской среде воспитательных учреждений, направленных на социальное адаптирование детей-сирот, выявление влияния и взаимосвязи архитектурно-планировочных решений таких учреждений на формирование личности воспитанников старшего подросткового возраста (13–17 лет) и их приспособленность к самостоя- тельной жизни.
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно- государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные учреждения. Россия по числу сирот (на 100 тыс. населения) занимает одно из лидирующих мест в мире.
На сегодняшний день численность детей, оставшихся без попечения родителей, более 500 тыс. человек Значительная часть детей, воспитыва- ющихся в социальных учреждениях, более 40 %, старшего подросткового возраста (13–17 лет), а значит, в ближайшие годы эти дети будут вынуж- дены покинуть стены детских домов и взять ответственность за организа- цию собственной жизни полностью на себя.
Перед воспитанниками остро встает проблема включения в социум.
Растущий в условиях учреждений интернатного типа ребенок, как пра- вило, не осваивает навыки продуктивного общения. Во многом этому поспособствовала осуществляемая на протяжении всего ХХ века и нача- ла XXI века принятая государственная политика ведения воспитания та- ких детей – создание специально организованных учреждений закрытого типа, для обеспечения безопасности нахождения детей в учреждении, но в итоге, это стало настоящей резервацией сирот от всего остального со- циума. В результате, 18-летний подросток просто поставлен перед фактом радикальных перемен новой социальной среды, приспособиться к кото- рой получается лишь у небольшого процента выпускников.
В условиях интернатного учреждения именно адаптивная функция призвана приспособиться к новым для него условиям жизни, как в сте- нах учреждения, так и за его пределами. К сожалению, в настоящее время


117
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина уровень социальной адаптации воспитанников является недостаточным для полноценной насыщенной жизни, построению карьеры и даже соз- данию собственной семьи. Нередки случаи девиантного поведения, не- желания получать образование и профессию, попадание в места лишения свободы, отказ от воспитания собственных детей с последующей пере- дачей их в государственные учреждения среди бывших выпускников дет- ских домов и интернатов. И все же, последние 10–15 лет начинает четко прослеживаться заинтересованность правительства РФ в решении дан- ной проблемы. Это проявляется в ежегодном увеличении государствен- ного финансирования, выделяемого на нужды детей-сирот, финансового и льготного поощрения приемных семей, роста числа государственных и коммерческих волонтерских организаций, занимающихся вопросами детей, оставшихся на попечении государства, предоставлением бюджет- ных мест в вузах для бывших воспитанников детских домов и интернатов и увеличению числа тендеров на приобретение и строительство жилья для них, финансировании социальных исследований и освещения данной темы в СМИ, мониторинге ситуации и фиксировании данных о проблеме сиротства отдельно в каждом субъекте РФ с присвоением им категории выраженности проблемы от А до Е, где А – проблема выражена слабо, а Е – высокая выраженность проблемы.
Также, все чаще стали открываться «социальные гостиницы» – учреж- дения, занимающиеся постинтернатным сопровождением выпускников детских домов, 18–23 лет, так и не сумевших приспособиться к самостоя- тельной жизни, где им предоставляют временный кров, помогают трудоу- строится, учат выстраивать собственный быт, оказывают психологическую помощь, помощь в оформлении документов на получение жилья и т. д. Но данную проблему необходимо решать гораздо шире, в том числе и через пересмотр основных принципов проектирования, утвержденных для уч- реждений данного назначения.
В рамках экспериментальной гипотезы предлагается спрогнозировать возможные результаты при совмещении функций детских домов (школ с условием временного проживания), семейных центров, центров постин- тернатной поддержки и городских клубов в условиях единого комплекса и выявление наиболее релевантных архитектурных принципов и приемов для дальнейшего изучения данной темы и последующего проектирования детских центров социальной адаптации.
Концепция гипотезы заключается в том, что сочетание социально- и профориентированных методик воспитания и обучения вместе с со- временным проектированием адаптационных учреждений для детей- сирот, учитывающим актуальные особенности общества и жизненного устройства, позволит выпускать наиболее зрелых и подготовленных к самостоятельной жизни людей, исключит необходимость создания заведений постинтернатного сопровождения, а также поспособствует формированию социально-стабильных (а в последствии и социально- перспективных) групп населения, среди воспитанников детских государ- ственных учреждений.


118
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Для формирования современных центров социальной адаптации де- тей-сирот необходимо опираться на следующие принципы:
1. Принцип интегрирования в среду. Данный принцип опирается на градостроительные нормы и образуется в ходе анализа участка с градо- строительной точки зрения, с учетом всех факторов городской застрой- ки, масштабности зданий, композиционного решения генплана, релье- фа, транспортной доступности. Центр социальной адаптации детей-сирот
(ЦСА) должен вписываться в окружающую застройку, также его террито- рия должна быть частично открытой для города. На данный момент, в це- лях безопасности воспитанников детских социальных учреждений, у ребят практически нет возможности покидать территорию. Поэтому используя данный принцип, часть территории можно отвести под общественные объекты (библиотека, открытые спортивные площадки, кафетерий, амфи- театры, выставочные зоны, городские теплицы, детские мастерские и т. п.) чтобы ее могли посещать дети и подростки из полных семей, а дети-сиро- ты имели бы возможность общаться со сверстниками и социализировать- ся в обществе. Также не исключается возможность для подработок воспи- танников учреждений, например в кафетерии расположенном в ЦСА или теплицах, это научит ребят азам финансовой грамотности, планированию бюджета, а центру принесет дополнительную выручку, которую можно будет направить на дальнейшее развитие центра – это позволит ему более тесно участвовать в жизни города и приобретать большую независимость от бюджета выделенного государством или фондами.
2. Принципы функционального зонирования и содержания. Функци- ональное планирование центров социальной адаптации для детей-сирот является определяющим фактором в процессе их проектирования. Чтобы данный тип учреждений действительно оказывал положительное влияние на психологическое состояние и коммуникативные навыки подростка,
ЦСА необходимо включать не только расширенный состав общественных помещений, который будет способствовать развитию и адаптации вос- питанников, но и пересмотреть планировочные решения для приватных зон – спален, с/у и т. п. К тому же, помимо базовых помещений для образования, воспитания и содержания воспитанников, в центре необ- ходимо включать следующие зоны: медицинскую, компьютерную, обще- ственную, спортивную с площадками для игр внутри и снаружи центра, учебно-производственную, различные открытые пространства – лектории, амфитеатры. Данный принцип позволит обеспечить полноценное разви- тие подростка, обнаружить и развивать его способности и таланты, спо- собствовать его духовному развитию, обучить трудовым навыкам, а так- же предоставить личное пространство, что благоприятно скажется на его эмоциональном фоне.
3. Принцип адаптивности пространства. Данный принцип предусматри- вает гибкую модульную архитектурно-планировочную структуру, которая осуществляется за счет трансформируемых блоков, ограждающих конструк- ций, применением конструктивного решения с использованием каркас- ного или каркасно-стенового несущего остова и ориентации помещений


119
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина по четырем сторонам света. Также важную роль играет применение со- ответствующих материалов. Таким образом, сформированные архитектур- ные принципы проектирования центров социальной адаптации для детей- сирот позволят разработать новый тип детских социальных учреждений, который позволит обеспечить детям-сиротам и детям, оставшимся без по- печения родителей интересную и безопасную среду для проживания, вос- питания, развития и последующего плавного интегрирования в социум.
Также поможет сформировать теоретические основания для последующих исследований и реализации в отечественную проектную деятельность.
Выявление перспективных принципов и приемов проектирования цен- тров социальной адаптации для детей-сирот, даст возможность формиро- вания теоретической базы для дальнейших исследований проблемы со- циализации выпускников детских социальных учреждений с точки зрения архитектуры и позволит создавать качественно другую среду для воспи- тания ребят оставшихся без родителей или их попечительства, благопри- ятно сказываясь на их физическом, умственном и психическом развитии.
Таким образом, данные учреждения смогут выпускать поколения сфор- мировавшихся, приспособленных к построению самостоятельной жизни, ответственных граждан, формируя здоровое общество и способствуя улуч- шению экономической и демографической ситуаций в стране.
Список литературы
1. СП 145.13330.2020 «Дома-интернаты. Правила проектирования».
2. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. М.:
Стройиздат, 1993.
3. Иконников А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация город- ской среды. М.: Советский художник, 1985. 336 с.
4. Потиенко Н.Д. Архитектура специализированных зданий для детей-сирот //
Вестник СГАСУ, Градостроительство и архитектура. 2014. Вып. № 4 (17). С. 29–3.
УДК 712(574)
А. Бурангалиева
Научный руководитель – Н. Ж. Козбагарова
Международная образовательная корпорация «Казахская головная архитектурно-строительная академия», Алматы, Казахстан
ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО
ЛАНДШАФТА В УРБАНИЗИРОВАННУЮ СРЕДУ
АЛМАТИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Комфортность среды жизнедеятельности любого города определя- ется спектром факторов природного, культурного, инфраструктурно- го характера, одним из которых является фактор историко-культурной составляющей. Своеобразие любому городу придает культура и нацио- нальные традиции. Исторический аспект каждого фактора усиливает его эмоциональный потенциал в воздействии на население. Проблематика вопроса обсуждалась в научной профессиональной литературе не одно