Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 889

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

101
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина система планировки встречается по всему миру в городах разных перио- дов, и до сих пор не устарела [7, 12].
В последующие исторические периоды на различных территориях так- же встречались похожие планировочные структуры временных поселений.
В некоторых из них прослеживалось влияние структуры поселений, опи- санных в ветхозаветных сюжетах. Но во всех примерах прослеживаются их главные общие характеристики: компактность, мобильность, четкое функциональное зонирование и строгая геометрия.
Во времена Средневековья временное жилье предназначалось для во- енных походов и для проживания работников при строительстве крупных архитектурных сооружений. Такое жилье, как и ранее, не представляло сложной реализации и являлось легким в исполнении. А кочевые наро- ды на протяжении веков продолжали использовать временное мобильное жилье, как основное.
В современном мире прослеживаются и иные потребности в исполь- зовании временного (второго) жилища, в связи с чем формируется его обширное типологическое разнообразие.
Классификация временного жилища по способу дислоцирования
По способу нахождения в окружающей среде выделяют две наиболее значимые группы второго жилища: наземные и водные.
Наземные – это привычные нам жилые строения или передвижные дома-устройства, имеющие возможность функционировать только на суще. Это наиболее популярный вид дислоцирования. Большинство раз- работанных и разрабатываемых мобильных или стационарных жилищ именно наземные (сухопутные).
Водные вторые жилища (как мобильные, так и стационарные) пред- ставлены группой временного жилья функционирующих на водной по- верхности. В основном, это устройства для кратковременного пребывания с преобладающей транспортной функцией (яхты, катера, лодки и т. д.).
Кроме того, в эту группу входят и пантонные дома, получившие широкую известность в Нидерландах. Различные парусники и плоты – также пред- назначены для водного использования.
Виды (типы) современного временного жилища
В зависимости от комбинации функциональных процессов (рекреа- ционные, аграрные, бытовые и т. д.) в процентном соотношении главной и второстепенных функций, формируется тип временного жилья. Пре- обладающая функция в жилье влияет на его планировочную структуру и облик, в целом.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   38

1. Мобильное
Первым в истории упоминаемым мобильным жильем для дальних странствий огромных размеров был корабль Сиракузия греческого царя
Гиерона. Это первый прототип крупных судов и первый мобильный пере- двигающийся комплекс.

102
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Самый простой вид переносного второго жилища, которое имеет почти каждая городская семья – туристическая палатка, оборудован- ная спальными местами. Такое жилище можно развернуть в считанные минуты. Оно неприхотливо в эксплуатации, и его можно многократно дислоцировать.
Сборно-разборные жилые дома – более сложная разновидность пере- мещаемого жилища, и по объемно-пространственной, и по конструктив- ной структуре. В современной строительной практике различают каркас- ное, щитовое и каркасно-щитовое направления возведения жилищ из сборно-разборных конструкций. Такие загородные дома получили доволь- но широкое распространение [11].
Анализируя опыт и работы по теме мобильного жилья российских и зарубежных ученых можно обобщить имеющиеся данные.
В.А. Сычёв, рассматривая туристический автотранспорт, выделяет та- кие виды мобильных жилищ, различающихся конструктивными решени- ями: пикапы со съемными жилыми кузовами, жилые прицепы для легко- вых автомобилей, дачи на колесах или автодома [15].
Н.А. Сапрыкина предлагает следующую классификацию мобильного жилища: сборно-разборные (панельные и каркасные дома), жилище из объемных пространственных элементов (объемные контейнеры, трейле- ры, плавучие дома), трансформирующиеся жилые устройства (складные конструкции, раздвижные конструкции); дает определение: мобильное жилище – то, что способно к быстрой и многократной дислокации [14].
Г.П. Бекер, указывая на основные виды изменяемых жилых пред- метно-пространственных комплексов – мобильные, складные, сборно- разборные – исследует возможность их произвольных комбинаций. Но, главное, на основе концепции «мембранной морфологии» он заостряет внимание на оболочке жилой среды, на «мембране», которая служит по- средником между внутренним и внешним пространством изменяющегося
(трансформирующегося) средового объекта [4].
Если рассматривать такую разновидность мобильного жилища, как перемещаемый семейный дом (второе жилище семьи), то прежде всего следует указать на два важных различительных признака: способ переме- щения и среда месторасположения. Основываясь на этих двух признаках, можно выделить следующие, получившие распространение разновидности перемещаемых домов: немоторизованные – перемещаемые с помощью внешних устройств (перевозные, переносные) и моторизованные – само- передвигаемые. Такие дома могут быть как сухопутными, так и водными.
Особой разновидностью мобильных жилищ являются водные плавучие устройства.
Такие жилища предназначены для водных путешествий на кратковре- менный или длительный срок. Водные жилища по способности к пере- движению также следует разделять на моторизованные (яхты, катера) и немоторизованные (плоты, парусники). Прототипом для водных мо- бильных жилищ послужили плавучие дома народов, проживающих на по- бережьях крупных водоемов.


103
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
1.1. Моторизованные (кемперы, моторхоумы, яхты, катера)
Моторнизованный дом или автотрейлер, в отличие от немоторизо- ванного, является самостоятельным передвижным устройством. Такое устройство снабжено не только ходовой частью, но и двигателем, салоном для водителя и жилым блоком.
Данные типы передвигаемых немоторизованных и моторизованных мобильных жилищ получили названия «caravan» и «camper». Следует ска- зать, что зарубежный опыт производства мобильных жилищ богаче отече- ственного. Существуют специальные принципы конструирования и оцен- ки комфорта.
«Camper» Моторизованные мобильные жилища.
Кемпер – это дом-автомобиль. Такие мобильные жилища производят специализированные компании, используя шасси легких грузовых авто- мобилей или грузовиков средней тяжести.
Небольшие кемперы рассчитаны на проживание двоих взрослых или двоих взрослых и детей. Кемперы имеют модульный кузов, приспособлен- ный для, весьма, комфортного проживания. Как правило, жилой модуль изолирован от водительской зоны.
Классический малый кемпер Hobby Alkoven 545M массой от 2,9 до
3,4 т при полном снаряжении вмещает 4 человека. Несмотря на малую площадь в 5 кв. м., в кузове есть все необходимое для комфортного вре- мяпровождения и отдыха: обеденный стол, трансформируемый в кровать, зона кухни, зона санузла и 120-литровый водный накопитель.
Наиболее комфортабельными считаются кемперы, выполненные в виде единого удлиненного кузова. Модель I-647 немецкой компа- нии Bruster способен вместить пятерых. Здесь представлена «трех- комнатная» планировка: зона столовой-гостиной, зона спальни и хозблок. Также в кемпере находится водный накопитель на 150 л и 2 газовых баллона, от которых питается плита и независимый на- копитель на 150 л [9].
Еще одним из представителей мобильного жилища или «дома на ко- лесах» является моторхоум.
Моторхоумы, фактически, являются большими домами на колесах. Их производят на автобусном шасси или на удлиненном шасси большегру- зов. Моторхоумы состоят из нескольких помещений, отделенных пере- городками. Как правило, в таких моделях представлены гостиная зона, зона спальни, гардероб, зона кухни, зона санузла и ванная комната. Вес моторхоума может достигать 17 т, а длинна кузова 13 м [10].
Несмотря на внушительный срок производства мобильных жилищ в несколько десятилетий, конструктивные особенности такого жилья мало изменились. Стены, пол и потолок в новых моделях по-прежнему каркасно-обшивные. Раньше обшивкой служила фанера, сейчас ограж- дающими конструкциями выступают армированные сендвич-панели, в которых природные утеплители заменили на пенопласт и пенополиу- ретан. Толщина новых панелей не превышает 35 мм для стен и потолка и 45 мм для пола [8].


104
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
1.2. Немоторизованные (караваны, парусники, плоты, каркасные строения)
Наиболее распространенный тип жилых ячеек, перемещаемых с по- мощью внешних устройств – это различного рода контейнеры (перевоз- ные, переносные), которые могут быть наделены, либо нет способностью к трансформации. Существенным минусом данных контейнеров является отсутствие у них ходовой части, в следствии чего такие контейнеры могут дислоцироваться только с помощью независимой подвижной платформы.
Сухопутное немоторизованное мобильное жилище представляет со- бой прицепную ячейку контейнерного типа (трейлер), которая имеет соб- ственную ходовую часть. Прототипом таких передвижных ячеек можно считать кибитки переселенцев.
«Caravan» дома-прицепы очень распространены во всех частях света и являются отличным примером мобильного жилья для загородного от- дыха. Они различаются по снаряженной массе и количеству спальных мест. Чаще всего встречаются прицепы массой, не превышающей 1 т.
Такие мобильные жилища рассчитаны на двоих взрослых или двоих взрослых и детей.
Один из самых популярных караванов является De Luxe Apple/Easy, жилая площадь составляет 8,4 кв. м. Такая модель вмещает зону кухни с обеденным столов, трансформирующимся в двуспальную кровать и зону санузла (биотуалет).
В модели Prestige Ash 560 UL весом 1,5 т. Может поместиться четыре взрослых человека. Executive Maple 720 UKFe весом в 2 т вмещает ше- стерых взрослых. Кроме того, разработана модель Landhouse 750 UMF, площадью 20 кв. м, который готов вместить сразу восьмерых взрослых людей. Данную модель можно назвать «особняком на колесах».
Каркасные дома, как разновидность мобильного жилища, если их ограждающие конструкции не очень массивные, а облегченного типа, обладают достаточно высокой способностью к быстрой сборке/разборке и перемещению. Яркий образец такого жилища – юрта кочевника.
Деревянные щитовые или каркасно-щитовые дома заводского изготов- ления по способности к дислокации проявляют себя более инертно. По идее, дома данного типа наделены такой способностью, и при необходи- мости могут быть разобраны и возведены на новом месте. Но, на прак- тике такое происходит крайне редко. В основном, деревянные каркасные и каркасно-щитовые дома используют как стационарные. Мобильность данного типа строений зависит от легкости их навесных и ограждающих конструкций, а также от простоты крепления различных узловых деталей и возможности повторной сборке и разборке в несколько раз без измене- ния их первичных функциональных и прочностных качеств.
В проектировании и строительстве временных жилищ и вторых домов компенсационного типа часто экспериментируют с новыми решениями.
Эксперименты чаще всего основаны на применении новых строительных материалов: пластмасс и композитных материалов, используя которые, можно в значительной степени облегчить вес ограждающих конструкций, сохранив их теплозащитные свойства и многократную быструю сборку/


105
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина разборку. Новые строительные материалы используют как для изготовле- ния плоских элементов (стены, перекрытия, панели), так и для объемных модулей, из которых в последствии монтируется здание.
2. Немобильное
Немобильные вторые жилища представлены примерами широкого ряда загородного жилья: ВЖКТ (второе жилище компенсационного типа), дача, вилла, скит и т. д. Главное отличие такого жилья от мобильного – это отсутствие возможности к перемещению.
Второе жилище компенсационного типа – это фрагмент городского жилища, вынесенный за черты города, который выполняет особую миссию, предопределенную городскими условиями проживания, компенсационную; это не основное, а временное жилище переменного режима функциони- рования и неравномерной загрузки, представляющее собой неразрывное двуединство жилого дома и земельного надела, принадлежащее на правах собственности или аренды одной семье, либо малой группе семей ВЖКТ – это целостный природно-технический комплекс, имеющий обозначенные границы, различающийся размерами территории, уровнем преобразования исходного природного ландшафта. Функциональные процессы – аграрные, рекреационные, хозяйственные, бытовые – в своих разнообразных комби- нациях и долевых соотношениях, разворачивающиеся в загородных услови- ях, предопределяют богатую палитру типологических решений.
Зафиксировано, что скит-дома, как правило, небольшие дома, общая площадь в которых составляет 25–75 кв. м и редко превышает 200 кв. м, что также отчетливо просматривается в современной даче. Дом выступает в качестве центрального элемента, двор – это его ближнее окружение с наи- высшей степенью благоустройства (с террасами, площадками, навесами, мощением и пр.), «огород/сад» – это окраина по отношению к ядру-дому и двору, но окраина очень значимая, она имеет зафиксированные границы.
Классификация временного жилья по способу поддержания баланса
Временное (второе) жилище может иметь как завершенный вид с точки зрения его архитектурной выразительности (дача, вилла, и т. д.), так и по- стоянно меняющийся. Во втором случае такой тип жилья видоизменяется в зависимости от внешних условий и факторов, воздействующих на него.
Это есть не что иное, как приспособление и адаптация. Главной задачей та- кого жилья является поддержание баланса и внутреннего микроклимата для комфортного пребывания в нем, в каких бы условиях жилье не располага- лось. Учитывая достижения науки III-го тысячелетия, и обобщая имеющий- ся опыт проектирования разного типа автономного жилья с использованием возобновляемых природных ресурсов – это, вполне, решаемая задача.
1. Неавтономное жилье
К неавтономному жилью относятся строения, которые мы привыкли видеть чаще всего. Это так называемые частные дома, дачи, виллы и дру- гие разновидности второго жилища без возможности самостоятельного