Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 939

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

270
Рис. 5. Деревня Тиебеле на карте Африканского государства Буркина Фасо – южная окраина [3]
Иллюстрации к статье
Мбисси Фасси Сефф
Осхи Кредди,
А. Р. Варфоломеевой,
Е.Г. Лапшиной
«Традиционная архитек-
тура народов Африки:
расписные дома поселка
Тиебеле»
Рис. 6. Деревня Догонов на плато Бандиагара, юго- восток Мали, приграничные районы Буркина-Фасо
Рис. 7. Министерство топлива и углерода.
Город Либервиль. Габон [6]
Рис. 4. Уникальное африканское искусство с религиозными истоками. уникальное африканское искусство с религиозными

271
Рис. 1. Экстерьер: а – Powerhouse Brattørkaia; б – Powerhouse Telemark
Иллюстрации к статье
И. О. Николаевой,
Л. В. Савельевой
«Современные
тенденции
проектирования
энергоактивных
зданий
и комплексов»
а б
Рис. 2. Экстерьер: а – Urban Solar Farm; б – Aqaba Port Terminal а
б

272
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Иллюстрации к статье Д. С. Пчелинцевой, Т. Б. Ефимовой
«Архитектура промышленных зданий»

273
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина студенты под руководством доцента Ирины Глущенко разработали проект музея хрущёвки. Зимой 2016 года он победил на университетском конкур- се Фонда образовательных инициатив. После объявления о реновации, когда идея стала особенно актуальной, рабочая группа оформила проект как музей «Черёмушки» и показала чиновникам. В июле прошлого года проект «Музей “Черёмушки”» представили на заседании коллегии Мини- стерства культуры РФ. По словам Глущенко, создание музея может занять несколько лет. Пока авторы проекта ждут финального решения властей.
Рис. 2. Слайд презентации проекта «Городские рощи»
В конце сентября 2018 года стали известны компании, которые за- ймутся реновацией на пяти экспериментальных площадках в Москве.
Среди победителей конкурса – архитектурное бюро SPEECH. Его про- ект «Городские рощи» будет в ближайшие годы реализован в Кузьминках.
SPEECH планируют разделить территорию на небольшие жилые кварталы и застроить их домами-колодцами.
Бюро обещает сохранить четыре пятиэтажных дома серии 1-515, кото- рые расположены рядом друг с другом в глубине района. Здания отремон- тируют, а внутри откроют Музей панельного домостроения.
Если превратить в музей целый многоквартирный дом пока не полу- чается, то интерьеры советской квартиры уже увековечены. Их можно де- тально рассмотреть в историко-мемориальном музее «Пресня» в Большом
Предтеченском переулке. Экспозиция «История российской повседнев- ности. ХХ век» занимает три этажа. Среди многочисленных воссозданных помещений есть и реконструкция кухни, и комнаты малогабаритной квар- тиры серийной советской пятиэтажки.


274
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
В Москве памятники архитектуры и особенно значительна роль но- вых современных музеев, которые могут быть созданы и на базе ти- повой индустриальной застройки. Скромные, порой запущенные, ли- шенные должного финансирования, удерживаемые силами энтузиастов, ветеранов производства, иногда администрации реконструкции, они могут стать бесценным источником исторической научно-технической, архитектурно-промышленной, социально-экономической информации.
Кроме традиционного музеефикации объектов индустриального насле- дия, российскими исследователями разработаны интересные проекты создания комплексных индустриально-ландшафтных музеев «под от- крытым небом». Это полностью находится в русле общемировой тен- денции музеефикации не отдельных объектов, а целых индустриальных ландшафтов и территорий.
Список литературы
1. Боровикова Н.В. Критерии сохранения индустриального наследия / Н.В. Бо- ровикова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного уни- верситета. 2019. Т. 21. № 2. С. 52–62.
2. Будкевич Н.М. Проявление российской специфики в вопросах формирова- ния концепции «Индустриальное наследие» / Н.М. Будкевич // В книге: Инду- стриальное наследие России: междисциплинарные исследования, опыт сохранения, стратегии реновации. Сборник тезисов Всероссийской научной конференции. Хан- ты-Мансийск, 2020. С. 81–84.
3. Запарий В.В. «Индустриальное наследие» и его современное толкование /
В.В. Запарий // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. № 1.
С. 32–35.
4. Копылова А.А. Индустриальное наследие: переосмысление и трансформа- ция / А.А. Копылова // Туризм: технологии и тренды: материалы III студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 18 февраля 2017 г. Екатерин- бург: Издательство Уральского университета, 2017. С. 117–126.
УДК 727.7
Т. А. Кочергина
Научный руководитель – А. К. Туякаева
Международная образовательная корпорация «Казахская головная архитектурно-строительная академия», Алматы, Казахстан
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ МУЗЕЕВ ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Музей естественной истории или музей естествознания естествозна- ния — это научное учреждение с коллекциями естественной истории, ко- торые включают текущие и исторические записи о животных, растениях, грибах, экосистемах, геологии, палеонтологии, климатологии и многом другом другом [1].
В Казахстане отсутствует полноценный музей естественной истории.
Обобщение мирового опыта проектирования такого типа музеев, выявле- ние особенностей и новейших тенденций архитектурно-планировочной организации, позволит выработать подходы для проектирования такого типа зданий для специфических условий Казахстана.


275
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
В 1635 году в Париже открылся Национальный музей естественной истории, который можно назвать первым музеем естественной истории.
В то время такие музеи были закрыты для свободного посещения, по- скольку это были частные коллекции [2]. Музей Эшмола, открытый в 1683 году, был первым музеем естествознания, который открыл доступ для широкой публики публики [3] (рис. 1, а).
Музей естественной истории не существовал как типичный му- зей до XVIII века. Гражданские и университетские здания действи- тельно существовали для размещения коллекций, используемых для проведения исследований, однако, в сегодняшнем понимании, они служили скорее складскими помещениями, чем музеями. Поскольку там было крайне мало названий и описаний экспонатов. хранящие- ся организмы обычно располагались в их таксономических системах и отображались вместе с аналогичными организмами. Музеи не ду- мали о том, чтобы разнообразить показ экспонатов и игнорировали точку зрения зрителей, отдавая предпочтение точке зрения научных сотрудников [4].
В XIX веке вырабатывались стандарты постройки музеев: замкнутая система залов; фасады, в которых использовался классический или не- оклассический стиль; малое количество реставрационных и служебных помещений (рис. 1, б). К экспонату добавляются название и неболь- шое описание.
а б
Рис. 1. а – Музей Эшмола в г. Оксфорд, Великобритания [5]; б – Музей естественной истории в г. Вене, Австрия, 1889 г. [6]
В XX веке усложняется планировка музеев, проводятся реконструкции существующих зданий зданий [7]. Благодаря активному развитию пале- онтологии появляется большое количество новых экспонатов. Поэтому многие музеи расширяются, увеличивается количество реставрационных мастерских, залы получают новые тематики (рис. 2, а). Экспонаты груп- пируются по каким-либо признакам. Описание экспонатов становится все более подробными и понятным, музеи начали стремится завоёвывать интерес публики (рис. 2, б).

276
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
В XXI веке по мере раз- вития технологий, улучшается качество показа экспонатов.
Появляются вивариумы с жи- выми бабочками, оранжереи и небольшие вазоны с живы- ми растениями, по всей терри- тории музея. Некоторые экспо- наты выносятся на улицу, с их помощью обогащают ландшафт вокруг музея (рис. 3, а).
К этому времени само здание претерпело серьезные измене- ния, классический и неокласси- ческие стили ушли в прошлое и начал активно использоваться хай-тек и эко-тек (рис. 2, в).
Они позволяют облегчить ис- пользование энергоэффектив- ных технологий. Например, некоторые музеи используют зе- леную кровлю, которая отлично охлаждает постройку в жаркие дни, что демонстрирует музей естественной истории в Шанхае
(рис. 3, б). Также кровлю мож- но использовать для установки солнечных батарей, как сделано в музее науки г. Тренто, Италия
(рис. 3, в). В последнее время музеи начали активно использо- вать многофункциональные про- странства. Кроме того, в струк- туру музеев вводятся учебные классы и лаборатории, для привлечения юной аудитории; кинолекционные залы – для проведения научных собраний и интерактивных лекций; раз- мещаются кофейни и буфеты, а также магазинчики с сувени- рами, чтобы сохранить память о посещении музея. Таким об- разом образовательная функция музеев естественной истории на- чинает активно выделяться.
а б
в
Рис. 2. а – Национальный музей естественной истории, г. Вашингтон, США, 1910 г. [8]; б – Музейная табличка [9]; в – Музей естественной истории в г. Шанхае, Китай, 2015 г. [10]


277
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Во многих музеях появи- лись интерактивные техно- логии. А также появились инновационные технологии создания и поддержания ми- кроклимата для живых экспо- натов (рис. 4, а). Такие техно- логии применяются в музеях естественной истории спро- ектированных Ренцо Пьяно в Сан-Франциско и Тренто, также они используются при реконструкции американского музея естественной истории.
В последние десятилетия растет число реконструктивных работ в сфере музейного дела.
Интересен пример американско- го музея естественной истории в Нью-Йорке (рис. 4, б). Здесь виден процесс расширения и постепенных реконструкций музея. Постепенное увеличение площади музея связано с увели- чением количества экспонатов и желанием сформировать их по темам. На данный момент в му- зее есть океаническая галерея, галерея науки и даже планета- рий. В 2023 году планируется за- кончить последнюю реконструк- цию этого замечательного музея.
Новое крыло добавит еще один вход в музей и будет построе- но с применением всех совре- менных технологий. На данный момент возможно использовать в музее живые экспонаты, такие как бабочки. Ранее создание та- ких помещений виделось магией и не представлялось возможным.
Новая часть музея также добавит многофункциональность музею, поскольку там выделена часть пространства под учебные клас- сы, а также театр. а
б в
Рис. 3. а – экспонат, вписанный в ландшафт [11]; б – зеленая кровля в музее естественной истории г.
Шанхай [10]; в – схема солнечных батарей в музее науки в г. Тренто [12]

278
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin а б
Рис. 4. а – пример природной модели [13]; б – реконструкция Американского музея естественной истории [14]
Результаты и обсуждение
1. Архитектура музеев естественной истории за период XVIII-XXI вв. получила активное развитиев в сторону усложнения структуры и со- става функций.
2. Стилистические особенности архитектуры музеев естественной истории при зарождении данного типа музеев, характеризовались исполь- зованием классических и неоклассических образцов.
3. Функционально-планировочная организация музейного пространства в первоначальный период ограничивалась одним основными и минимальным набором вспомогательных помещений (уборная, внутренний двор, ресепшн).
4. В процессе развития музейного дела, появилась необходимость в дифференциации функциональных пространств по видам экспонатов, по интересам публики, появляется необходимость демонстрации живых экспонатов, что повлияло на усложнение архитектурно-пространственной и функционально-планировочной структур.
5. Определено направление развития архитектуры музеев естественной истории в современном временном отрезке (первые декады XXI в.): уве- личение количества функциональных зон (научная, общественная, тема- тические залы и др.), рост площадей служебных помещений, организация общественных многофункциональных пространств (зал для мероприятий,
«лестница», кафе, буфеты); использование инновационных технологий
(энергоэффективных, демонстрационных, создания микроклимата) и др.
6. Современные тенденции архитектуры музеев естественной истории характеризуются: вводом и расширением образовательной зоны – учеб- ных, научно-исследовательских помещенийи и лабораторий и др.
7. В функционально-планировочной организации музеев естественной истории идет тенденция к гуманизации и экологизации – можно кон- статировать расширение общественных и озелененных пространств, ко- торые получают трактовку в виде ввода дополнительных зон и помеще- ний, для удовлетворения интересов широкой публики в рекреационных и просветительских функциях.


279
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
8. В архитектуре музеев естественной истории наблюдается тенденция к активному использованию инновационных технологий озеленения, об- воднения и поддержания микроклимата.
9. Стилистические особенности современных музеев естественной ис- тори характеризуются активным использованием стилей хай-теки и эко- тек, облегчающих использование энергоэффективных технологий.
Заключение
Архитектура музеев естественной истории развивались и усложнялась по мере развития общества и музейного дела и, в последние десятилетия, активно связана с использованием инновационных технологий. Про- странства музея естественной истории претерпело ряд трансформаций от утилитарного склада исторических артефактов, до современных высоко- технологичных просветительских, объектов, которые являются центрами притяжения, имеющие общегородское значение.
Список литературы
1. Arrizabalaga i Blanch, Antoni. «Els museus d›histтria natural, biodiversitat o informaciу: salvar quи?». Lauro 1992. Granollers Museum of Natural Sciences. 4: 60–62. (in Catalan).
2. Resh, Vincent H.; Cardй, Ring T., eds. Encyclopedia of insects. Amsterdam 2003:
Academic Press. 771 p.
3. Stein, Andi; Evans, Beth Bingham, eds. An introduction to the entertainment in- dustry. New York 2009: Peter Lang. 115 p.
4. Merrill E: Zaha Hadid›s Center for Contemporary Art and the perils of new mu- seum architecture. ARQ: Architectural Research Quarterly. Sep 2019, Vol. 23 Issue Is- sue 3, p. 210-–224. 15 p.
5. chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://estates.admin.ox.ac.
uk/files/ashmolean-museum-conservation-plan.
6. https://www.amazon.co.uk/Kunsthistorisches-History-Museum-Vienna-Floor/dp/
B00TSP4TEQ.
7. Nyhart, Lynn K. Modern Nature. University of Chicago Press. 2009.
8. https://www.etsy.com/listing/732872302/1922-smitsonovskij-nacionalnyj- muzej?show_sold_out_detail=1&ref=nla_listing_details.
9. Ирина Герасимчук Экспонат – хранитель истории [Электрон. ресурс] –
2013. – URL: https://admzaoz.ru/muzey/933-eksponat-hranitel-istorii.html (дата обращения: 08.01.2023).
10. James Steinkamp, Connor Steinkamp Shanghai Natural History Museum /
Perkins+Will [Elektron.resurs]. 2015. URL: https://www.archdaily.com/623197/shang- hai-natural-history-museum-perkins-will.
11. Wally Gobetz Impress Your Friends with Cool Facts about Dippy the Dino [Ele- ktron.resurs]. 2015. URL: https://www.pittsburghmagazine.com/impress-your-friends- with-cool-facts-about-dippy-the-dino/.
12. Bridgette Meinhold Renzo Piano Unveils Italian Museum of Science for Former
Factory Site [Elektron.resurs]. 2011. URL: https://inhabitat.com/renzo-piano-redevel- ops-former-michelin-factory-site-into-new-museum/museum-of-sciences-in-trento-2/.
13. Silvia Ombellini Nature, Science and Ecology, in MUSE-o [Elektron.resurs].
2015. URL: https://ecobnb.com/blog/2015/01/muse-trento/.
14. Evan Bindelglass American Museum Of Natural History Expansion Gets Go-Ahead
From Landmarks [Elektron.resurs]. 2016. URL: https://newyorkyimby.com/2016/10/ameri- can-museum-of-natural-history-expansion-gets-go-ahead-from-landmarks.html.

280
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
УДК 725.3(470.341-25)
И. С. Красавина
Научный руководитель – О. В. Орельская
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,
Нижний Новгород, Россия
ВОРОТА Г. ГОРЬКОГО. ТРИ ВОКЗАЛА
«Старинный русский город, город-труженик, город-борец, расположен- ный на живописных берегах Волги и Оки, неузнаваемо преобразился за годы советской власти» [1, с. 4]. Так охарактеризовал город Горький и про- изошедшие с ним в советскую эпоху изменения Л.И. Брежнев в своей речи в связи с награждением Горьковской области орденом Ленина. Город
Горький (ныне г. Нижний Новгород) в 1960–1970 годы представлял со- бой крупный региональный центр с населением более миллиона человек и активно развивающейся промышленностью, один из культурных центров страны. При советской власти в эпоху главенствующего в архитектуре мо- дернизма город быстро преображался, наращивая темпы жилищного строи- тельства и возводя новые общественные здания. Статус культурного центра как места притяжения людей из разных городов и стран тесно связан с раз- витием учреждений транспорта. Три вокзала разных типов были построены в г. Горьком в указанный период времени. К ним относятся здания речно- го и железнодорожного вокзала, а также новый терминал аэропорта. Каж- дый из объектов имеет свои отличительные особенности, но все постройки соответствуют новационным тенденциям того времени, которые складыва- лись под влиянием столичной архитектуры (а также опосредованного вли- яния зарубежной архитектуры) и имеют аналоги в других городах страны.
Небольшое, компактное здание аэропорта «Стригино» в г. Горьком
(1965 г.) (рис. 1) выполнено в духе времени. Здесь можно говорить о тен- денциях интернациональной стеклянной архитектуры, отличительной осо- бенностью которой стало применение больших поверхностей стекла на фа- садах или полностью остекленных стен. Внешний облик здания формирует большая остекленная плоскость, расчлененная сеткой тонких металлических переплетов. Плоский консольный навес над входом горизонтально делит поверхность главного фасада. Остальная часть объема решена просто, с по- мощью повторяющейся системы окон, что создает контраст и подчеркивает решение входной группы. Интерьер пассажирского терминала аэропорта представляет собой двухуровневое пространство с четкой планировочной структурой. При входе в здание посетителю открывается просторный холл, схожий с атриумом. В шаговой доступности – кассы и другие необходи- мые для пассажиров помещения. Перекрытие второго этажа имеет не- большой вынос, поддержанный колоннами. Здание аэропорта «Стригино» близко по своей архитектуре к зданию аэропорта «Шерементьево-1» в Мо- скве (Г. Елькин, Ю. Крюков, 1964 г.) (рис. 1), где остекленная плоскость главного фасада является одной из частей протяженного прямоугольного объема, решенного максимально просто и лаконично. Можно сказать, что г. Горький поддержал рационалистические тенденции интернациональной