ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 938
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
281
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина архитектуры. В настоящее время в Нижнем Новгороде построен новый пассажирский терминал по проекту английского архитектурного бюро
Hintan associates [2], который сохранил в своем образе черты стеклянной архитектуры, но отражает более пластичные и современные формы.
Рис. 1. Аэропорт «Стригино» в г. Горьком (слева) и аэропорт «Шерементьево-1» в Москве (справа)
Другой подход к формированию архитектуры использовался при про- ектировании здания Московского железнодорожного вокзала (Гипро- дортранс. М. Готлиб, Ю. Мелюшин, 1965 г.) [1], расположенного в Ка- навинском районе города на пл. Революции (рис. 2). Основной объем здания – параллелепипед. Для придания архитектурной выразительности простой форме фасады главного корпуса дополнены рядом частых вер- тикальных простенков в виде пилонов, что создает метрический ряд уз- ких остекленных проемов. Такой приём вертикального членения фасадов был характерным для зданий разной типологии. Симметрия, гармония и простота архитектурного решения на ассоциативном уровне связыва- ет здание железнодорожного вокзала с Дворцом съездов в Московском кремле (М.В. Посохин, 1956–1961 г.) [3] (рис. 2), чей прием спокойного ритма вертикальных пилонов приобрел широкое распространение по всей стране. В интерьере Московского железнодорожного вокзала в г. Горьком можно особо отметить просторный зал ожидания. Его стены, свободные от остекления, оформлены масштабными мозаичными панно на тему соц- реализма и революционных волнений 1902–1905 года. Таким образом, железнодорожный вокзал воплотил в себе ряд общесоюзных тенденций формирования архитектуры общественных зданий. До настоящего вре- мени сооружению удалось сохранить концепцию своего первоначального облика: фасады здания были отреставрированы, а в интерьерах сохранены ценные декоративные панно.
Особое место в архитектуре г. Горького занимает здание речного вокзала (Ленинградский Гипроречтранс. М.И. Чурилин, Л.С. Смирнова,
1964 г.) [4] (рис. 3). Оно расположено в историческом центре города, при вы- ходе пл. Маркина к Нижневолжской набережной (Нижегородский район).
За счет ступенчатого силуэта и использования белого цвета, горизон- тальной композиции с надстройкой верхнего этажа, здание визуально
282
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin напоминает корабль с капитанской рубкой, что позволяет говорить об определенной степени его образной выразительности как о региональном приеме формирования современной архитектуры. Сооружение стало од- ним из знаков-символов города своего времени. В его силуэте легко про- читывается архитектурный замысел. Оно отличается простой и удобной планировкой, в основе которой лежит простой вытянутый параллельно береговой линии прямоугольник. Образуя транзитную зону, центральная часть здания служит для пассажиров, оставляя подсобные и вспомога- тельные помещения на периферии плана. Интерьеры вокзала выполнены в светлых тонах, а большая площадь остекления в центральном зале по- зволяет зрительно объединить пространство интерьера с речными видами.
Для данного случая, как и для других вокзалов в г. Горьком, свойственна определенная степень преемственности архитектуры с примерами транс- портных сооружений других городов. Например, при сравнении здания с финляндским железнодорожным вокзалом в Ленинграде (П.А. Ашастин,
Н.В. Баранов, 1961 г.) [5] (рис. 3), среди общих черт можно выявить схожее решение основного объема: простого по геометрии протяженного остеклен- ного фасада, увенчанного высоким шпилем. С течением времени здание претерпело некоторые изменения. Согласно планам 1987 года (Гипрореч- транс. Горьковское отделение) торцевые фасады вокзала были дополнены полукруглыми объемами. Новые формы лаконично поддерживают компози- ционный замысел сооружения, не нарушая его. В недавнем прошлом было обновлено внутреннее пространство речных ворот города. Нижегородские архитекторы разработали гармоничную концепцию интерьера, в котором подчеркнули легкость и стройность основного объема здания, наполнив пространство новыми смыслами и контекстуальными образами.
Рис. 2. Московский железнодорожный вокзал в г. Горьком (слева) и Дворец Съездов в Москве (справа)
Проведенный анализ показал, что в г. Горьком 1960–1970 годов существо- вало несколько вокзалов разных типов. Изученные объекты отличаются друг от друга своим объемно-планировочным решением и используемыми архитек- турными приемами. Однако, взаимосвязь с определенными общесоюзными тенденциями эпохи раннего модернизма прослеживается в каждом объекте, что свидетельствует о соответствии архитектуры г. Горького новейшим веяни- ям времени и о её динамичном обновлении в эпоху советского модернизма.
283
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Рис. 3. Речной вокзал в г. Горьком (слева) и Финляндский железнодорожный вокзал в Ленинграде (справа)
Можно утверждать, что применение современных тенденций и идея вза- имосвязи с природным и рекреационным пространством (в здании речного вокзала) позволили более отчетливо сформировать региональное направле- ние в городе Горком, а также способствовали его дальнейшему развитию.
Вокзалы стали знаковыми объектами местного зодчества и достойными об- разцами советской архитектуры 1960-х годов, демонстрируя, что древний рус- ский город, отметивший свой 800-летний юбилей, сохранил в своей пестрой архитектуре наследие разных эпох. Стойко выдержав преобразования послед- них лет, они все также служат воротами города, встречая гостей и сегодня.
Список литературы
1. Соколов, А. Город Горький / А. Соколов // Архитектура СССР. 1971. № 1. С. 4–7.
2. Стригино: от деревянного теремка до стеклянного терминала. Ностальгия по советскому аэропорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nn.ru/
text/gorod/2017/07/12/50611851. (09.02.2023).
3. Иконников, А.В. Архитектура Москвы. XX век / А.В. Иконников. – М.:
Моск. рабочий, 1984. 222 с.: ил.
4. Бубнов, Ю.Н. Архитектура города Горького: Очерки истории / Ю.Н. Бубнов,
О.В. Орельская. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. 191 с.
5. Былинкин, Н.П. Современная советская архитектура 1955–1980 гг.: учеб. для вузов / Н.П. Былинкин, А.М. Журавлев, И.В. Шишкина [и др.]; под ред. Н.П. Бы- линкина, А.В. Рябушина. М.: Стройиздат, 1985. 224 с.: ил.
УДК
С. К. Кудаковская
Научный руководитель – Л. А. Казакова
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
НОВЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ
БОЛЬНИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ В РОССИИ
1. Проектирование медицинских учреждений – многогранный и струк- турированный процесс, который первостепенно начинают с комплекс- ного анализа планировки территории и после приступают к планировке
284
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin и инженерному оснащению зданий и сооружений объектов здравоохра- нения. Планировка здания должна обеспечивать следующие условия: по- следовательность (поточность) технологических процессов; оптимизацию путей движения ключевых потоков больных, персонала, больничных гру- зов для сокращения их протяженности и создания комфортных условий для сотрудников и больных.
2. Климатическим условия местности предопределяют архитектурно- планировочные приемы. При разработке генеральных планов лечебно- профилактических учреждений следует предусматривать меры по защите зданий и прилегающей территории от неблагоприятных внешних факто- ров. При выборе участков для строительства медицинских учреждений, определяющими факторами должны стать характеристики местной ори- ентации и микроклимата.
3. Использование сквозных цифровых технологий для создания умных зданий и сооружений при проектировании медицинских учреждений дает возможности повышения их эксплуатационных характеристик при одновре- менном сокращении затрат на обслуживание и ремонт. Применение систе- мы «Умные больницы» позволяет обеспечивать автоматическое управление и дистанционное управление в палатах и других помещениях больницы: открытие/закрытие дверей, штор, жалюзи, управление лифтами, замками.
4. Формирование комфортной среды лечебных учреждений – является одной из приоритетных задач при проектировании объектов здравоохра- нения в России. Установлено, что архитектурная «терапевтическая среда», которая по своим визуальным, композиционно-пространственным и тех- нологическим параметрам способна оказывать лечебный, терапевтический эффект на пациента. В архитектурно-художественном решении здания должна формироваться связь его объемно-пространственной структуры с окружающей средой и ландшафтом, которые способствуют скорейшему выздоровлению пациента.
5. «Исцеляющая среда» – архитектурный эффект плацебо, который ис- пользуется при проектировании, строительстве и обустройстве медицинских учреждений. При работе над поликлиниками и больницами архитекторы уделяют особое внимание внешнему облику здания, отходят от привычных архитектурных форм лечебных учреждений и вариантов отделки, отличаю- щихся своей тяжеловесностью и отсутствием естественного света.
6. С появлением новых материалов и медикаментов в медицине дол- жен быть разработан прогноз развития объекта, позволяющий достаточно точно предвидеть изменения в окружающей среде района и разработать систему мероприятий по ее охране и восстановлению – экологическую программу. Поскольку это играет большую роль в эпидемиологической, санитарной и экологической безопасности учреждений здравоохранения.
7. Во время COVID-19 популярным материалом для строительства ста- ли легкие тонкостенные конструкции. Данный метод строительства по- зволял возводить большие объекты за сравнительно короткий промежуток времени. Быстровозводимая технология требует значительно меньшее ко- личество средств, чем другие способы строительства больниц.
285
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
8. В России современные больницы представляют собой инженерный комплекс с разнообразным оборудованием и многочисленными систе- мами. Интегрирование в пространстве больниц инженерных функций позволяют нарастить эффективность работы современных медицинских учреждений. Например, включение в систему автоматизации вентиляции и кондиционирования воздуха всех необходимых элементов автоматиза- ции и управления, объединенные в единый щит автоматики и электри- ки – система диспетчеризации – повышает KPI больниц.
Список литературы
1. Аверин А.В., Швардакова О.А. Пациентоориентированные технологии в практике многопрофильной медицинской организации // Academia. Архитектура и строительство. 2022. № 10. 48 с.
2. Кочуров Б.И. Особенности строительство больниц после пандемии корона- вируса / Б.И. Кочуров, И.В. Ивашкина, Н.В. Фомина, Ю.И. Ермакова // Экология урбанизированных территорий. 2020. № 8. С. 60–61.
3. Сапрыкина Н.А. Основы динамического формообразования: учебник для ву- зов / Н.А. Сапрыкина. М.: Архитектура-С, 2018. 372 с.
4. Куракова Н.Г., Арефьев П.Г., Цветкова Л.А., Кураков Ф.А. Российская кли- ническая медицина как лицо российской науки // Менеджер здравоохранения.
2020. 53 с.
5. Соболева Е.В. Особенности архитектурно-планировочной модернизации больниц [Электронный ресурс] / Е.В. Соболева // Архитектон: известия вузов.
2013. № 1 (41). Режим доступа: http://archvuz.ru/2013_1/7.
УДК 72.01:159.942(470.40-21)
В. С. Кузина, Д. Д. Дубинина
Научный руководитель – Е. Н. Вечкасова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ И ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА АРХИТЕКТУРЫ ПЕНЗЫ
Введение
Одним из важнейших аспектов в области архитектуры и дизайна яв- ляется эмоциональное воздействие и восприятие форм. Одна из главных задач успешного проекта – это умение создать определенное психологи- ческое воздействие формы или среды на человека.
Все формы, связанные с архитектурой либо с дизайном среды, неиз- бежно влияют на человека в той или иной степени. Человеческий мозг тонко реагирует на форму зданий и цветовое оформление. Независимо от сложности формы, всё это по-разному влияет на сознание, жизнеде- ятельность и работоспособность людей. Окружающее нас пространство может положительно или отрицательно влиять на наши эмоции и, соот- ветственно, воздействовать на наше поведение, мысли, настроение, эмо- циональное самочувствие. Профессионалы, занимающиеся этой пробле- мой, при создании определенной среды, архитектурной застройки помимо
286
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin эстетической составляющей, должны учитывать, как формы будут влиять на психоэмоциональное состояние человека.
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 38
Задачи:
– Изучить эмоциональные свойства архитектурной среды и психоло- гические особенности восприятия архитектурной формы.
– Найти научные обоснования особенностей восприятия свойств ар- хитектурного пространства.
– Проанализировать примеры влияния архитектурной среды на эмо- циональное состояние человека.
Ниже приведены следующие факторы в архитектуре, которые влияют на психологическое состояние людей, рассмотренные в статье Д.Н. Та- палчиновой.
Архитектура имеет следующие способы воздействия на людей:
● архитектурные формы;
● цветовое решение;
● естественное и искусственное освещение;
● строительные материалы [1].
На здоровье человека, его работоспособность и настроение архи- тектура оказывает непосредственное влияние, которое может созда- вать модель поведения, вызвать чувство тревоги или агрессии. А может и наоборот, побуждать к общности. Учёные многих стран давно из- учают влияние геометрических форм на человека. Ими было доказано, что различные формы способны вызывать у человека определённые эмоции. Например:
1. Страх – открытое незащищенное панорамное либо узкое замкнутое пространство туннельной формы с прямыми гранями или в форме куба.
2. Грусть – тесное, глухое, замкнутое пространство, низкие потолки.
Форма куба, цилиндра, туннеля, тетраэдра.
3. Неприязнь – открытое панорамное пустое пространство, глухое тес- ное пространство, многоплановое и бессистемное пространство. Форма куба или туннеля.
4. Умиротворение – достигаемое пространство, широкий обзор, углу- бление в рельефе. Купольные и арочные формы.
5. Радость – достигаемое пространство, панорамный обзор, высота, ритмика, динамичность, купольные формы, высокие колонны, арки.
6. Удивление – высокое помещение с панорамными видами и четкой ритмикой форм, купольные формы [2].
Также простые геометрические формы, как овал и квадрат, гораздо быстрее воспринимаются и лучше запоминаются, чем сложные. Формы линий влияют на скорость и качество восприятия информации.
● Горизонтальные и вертикальные линии чаще всего вызывают ассо- циации со спокойствием и ясностью, а изогнутые – изяществом и непри- нужденностью [1].
● Зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии [3].
287
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Каждая геометрическая форма имеет свою характеристику, например:
● Круг – одна из самых распространенных геометрических форм.
У круга отсутствует начало и конец, а также направление, благодаря чему он ассоциируется и с бесконечностью, и в то же время с завершенностью.
● Эллипс. Стороны эллипса символизирует эволюцию и инволюцию, то есть обратное движение. В немного наклоненном состоянии эллипс ассоциируется с динамикой и стремлением вперед.
● Квадрат является символом порядка и комбинации четырех различ- ных элементов. К тому же квадрат символизирует простоту, но в то же время прочность и стабильность.
● Треугольник – одна из самых универсальных и распространенных геометрических форм. Треугольник, обращенный вершиной вверх, назы- вается солнечным и символизирует жизнь, огонь, пламя и жару. Рядовые треугольники образуют гексаграмму и ассоциируются с синтезом противо- положностей.
● Прямоугольник символизирует надежность и рациональность, а так- же является одной из популярных геометрических форм человека.
● Гексагон – это правильный шестиугольник. Данная геометрическая фигура распространена в природе. Примером могут послужить пчелиные соты, кроме того, гексаграмма – символ иудаизма. С точки зрения психо- логии правильный шестиугольник ассоциируется с красотой, гармонией, изобилием и свободой [3].
Если коснуться истории, то формирование безликих городов, при- шлось на советский период. Время массовой застройки однотипных серых домов. Архитектура того времени была нацелена на постройку большого количества жилых зданий, а психологическая и эстетическая составляю- щие не играли тогда важной роли. Время серых, тусклых тонов однотип- ных сооружений.
Одним из главных моментов в проектировании зданий и сооружений должно быть цветовое решение фасада. В настоящее время, этому уделя- ется большое внимание, это уже можно заметить невооруженным взгля- дом. Современные постройки сделаны в ярких оттенках, что положи- тельно влияет на психологическое состояние человека. Палитра цветовых решений в новостройках разнообразна: от ярких контрастных решений, классических спокойных отношений, пастельных изысканных. В зависи- мости от поставленной задачи проектировщику [4].
Каждый цвет влияет по-разному на психику человека:
– оранжево-красный оказывает возбуждающее действие, увеличивает частоту сердцебиения и повышает давление;
– синий цвет темных оттенков успокаивает, способствует физическому и ментальному расслаблению;
– серый цвет нейтрален, тем не менее способствует меланхолии;
– желтый поднимает настроение и активизирует работу мозга;
– зеленый снимает нервную и зрительную усталость [1].
Так же немаловажную роль играет естественное освещение, которое имеет положительное влияние на психику человека. Благодаря солнцу