Файл: 5 класс Раздел Фонетика. Культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5 класс

Раздел «Фонетика. Культура речи» 

1.Почему в слове «сдулся» пишется буква «с», а произносится звонкий согласный [ з ]? Напишите развернутый ответ.

2.Укажите, где допущена ошибка в фонетическом разборе.

веять – 2 слога, 1-ый ударный

в – [ в’]- согласный, глухой, мягкий

Е - [ э] - гласный, ударный

Я - [й’] - согласный, твердый, мягкий

[ и ] – гласный, безударный

Т - [т’]- согласный, глухой, мягкий

Ь - [ ]

5 букв, 5 звуков

3. Объясните, какая общая характеристика согласных звуков есть у слов каждой пары. Что вам нужно для это сделать?

а) песня, теперь б) слов, снова

4. Догадайтесь, какая пословица записана этими буквами. Какие звуки обозначают буквы в первом и во втором случае? Что лучше передает смысл слов? Проверьте свои догадки, загадав другие слова по образцу этого задания. Какие слова угадывать легче?

а) аы у уеоы у б) стрйдрглчшнвхдвх

5. Сочините миниатюру на одну из тем: «Весенняя капель», «Тишина», «На дворе ненастье». Для этого сначала подберите и запишите слова, которые передают фонетические особенности вашего текста (4 строки). В составленном вами тексте ни разу не должно употребляться ключевое слово, указанное в теме, его надо «услышать».

Раздел «Лексика. Культура речи»

1.Составьте и запишите словарик на тему «Приветствие», «Прощания» по схеме:

Приветствие

Ситуация, где оно уместно







2. Разделите слова на группы по разным основаниям. Объясните, по каким признакам вы объединили слова в группы. Запишите, указав общий признак каждой группы слов.

Добрый, доброта, мерить, подбор, измерять, сборный, мерный, добряк, мерка, подобреть, сборник, добродушный, мера, задобрить, сбор, добренький, померить, сборщик.

Раздел: «Орфоэпия», «Орфоэпические нормы».

1.Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными.

Позади веселое лето. Пришла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Слова для справок: ненастные, яростный, радостное, чудесная.


2.Отгадайте слово по лексическому значению, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

5. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

3.Отметьте нарушения норм ударения.

У Юли рисунок красИвее, чем у Лены.

Бригада работает вахтОвым методом.

Нам надо купить набор кУхонных ножей.

На ужин я купила языковУю колбасу.

Все любят тортЫ.

Раздел «Правописание»

Запишите ответ одним словом. В чем особенность написания этих слов? Составьте свой словарно-смысловой диктант на это правило.

1)Лицо, управляющее оркестром, хором; 2)кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром или напиток из него; 3)тонкая верёвка; 4)дорога с твердым покрытием; 5)цвет сажи, угля; 6)танец с частым, дробным постукиванием; 7)стержень для чистки стрелкового оружия; 8)мелкий маринованный огурец; 9)цвет песка, золота; 10)пестрая клетчатая ткань; 11)место соединения частей чего-нибудь.

Раздел «Текст»

1.Определите тему сочинения, озаглавьте его. Придумайте зачин и концовку.

2. Прочитайте текст. Какое предложение не связано по смыслу с другими предложениями в тексте?

Чист и прозрачен воздух далеко слышны звуки отчетливо разносятся голоса на дне лесного ручья виден каждый камешек каждая тонкая травинка по прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.

- Легко ли было читать текст? Почему? 

3. Перед вами – заголовки текстов. Какие из них, по-вашему, отражают только тему, а какие – главную мысль текста? Запишите их в две колонки.

Птицы – наши друзья. Скворец. Берегите птиц! Как построить скворечник Весна. Сады цветут! Скворцы прилетели! Весенние работы в саду. Весенний день год кормит.

4. Представьте себе, что вы - корректоры. Устно откорректируйте текст. Сколько получилось предложений? Сделайте вывод. (Предложения в тексте имеют границы)

5. Рассмотрите фотографии. Выберите одну из них и по ней напишите два зачина: для сочинения-описания и для сочинения-повествования. Какова будет основная мысль каждого из этих текстов?

    6. Перед вами таблица, в которой приведены зачины и концовки сочинений. Составьте текст, используя варианты. Работа в группах (или в парах).



1 группа.

Зачин

Главная часть (развитие темы)

Концовка

Однажды я попал в горы.

 

Словом, это было настоящее приключение.

2 группа.

Зачин

Главная часть (развитие темы)

Концовка

Солнце клонилось к горизонту.

 

Кто не любит смотреть, как уходит день?

7. Представьте себе: утром вы идете по своей улице в школу. Какие звуки окружают вас? Напишите об этом небольшое сочинение, озаглавьте его.(Какие звуки слышу я на улице? Какими звуками встречает меня школа (лес, улица)?

 

Русский язык, 5 класс.



Учебное задание

Образовательный результат

Личностный результат

1.

Прочитайте данный текст, определите его основную мысль, а затем выскажите свое мнение по этому тексту.

Чудесная книга

В воскресенье Веня отправился следы звериные читать. Он взял с собой братишку Васю.

В лесу красота! Будто сказка. Вьюга украсила сосны лохматыми шапками. Берёзки надели искристые накидки. Красногрудые снегири, как живые игрушки, по веткам прыгают.

Объясняет Веня брату, где какой зверь прошёл. Здесь лось пробил снежную корку. Вот ласка след оставила, как двумя пальцами провела. Под дубом лисица мышку съела.

Пошли ребята по заячьему следу. Вдруг видят: в ловушке заяц бьётся. Шёрстка вся кровью вымазана, съёжилась. Веня снял с русака кольцо и отпустил его на волю.

По следам чужих лыж мальчики нашли ещё пять ловушек. Веня поломал их. Так проучили юные друзья леса нарушителя законов охоты.

Удачный день был у братьев. Много интересных страниц прочли мальчики в чудесной снежной книге.





2.

Составьте сочинение-миниатюру качествах своего друга – подруги, используя при этом только имена прилагательные. Постарайтесь рассказать о том, что вы знаете о нем(ней) Начиная с внешности ,заканчивая характером




Метапредметный результат

1.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, сгруппируйте слова с пропусками по видам орфограмм. В случае затруднения воспользуйтесь материалом «для справок»

Едва-едва ра(с,сс)вет р…скнул ра(с,сс)еять ноч(?)ной сумрак, торопя тьму убра(тся, ться) прочь, как Вова уже опять был на р…ке и, встав за куст около б…льшого камня, закинул удоч?)ку. Дед Василий удил у другого в…луна.

- Ну как?- тихо спр…сил Вова.

- Прошлый го…, вестимо, лучше было, а сейчас что-то совсем (не)клюёт, - послышалось в ответ.

Вдру… Вовин поплавок исче… под в…дой. Вова подсё… и выбр…сил на берег такого б…льшого окуня, что просто обезумел от радости.

Потом Вова ра(с,сс)казывал в школе, что впервые п..ймал окуня, весящего почти полкило.

Ребята (не)верили ему и посмеивались.

Для справок: а)безударная гласная, проверяемая ударением, б)удвоенные согласные на стыке приставки и корня, в)звонкие и глухие согласные, г) не с глаголами, д) сочетания чн, чк, нщ, щн, рщ; е))ться и тся в глаголах.





2.

2.Выпишите устаревшее слово, дайте его толкование, посоветуйтесь в паре(группе) , если в этом есть необходимость, почему это слово выделено запятыми.




Предметный результат

1.

Задание № 5. Вставь Ь, где это необходимо. Определи роль буквы Ь в словах и заполни таблицу:
Декабр…, дежуриш…, олад…и, морков…, жил…е, туннел…, реч…, пал…то, молодеж…, простудиш…ся, попрыгун…я, доч…, понедел…ник, бел…е, брош…, пустош… .







2.

Определи и подчеркни все члены предложения (главные и второстепенные).
А) Папа с мамой вчера посмотрели необычный фильм.
Б) Мне подарили компьютер.