Файл: Практическая работа к разделу 1 Ценности и их роль для человека и общества Знакомство с порталом Единое содержание образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа
к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»
Знакомство с порталом «Единое содержание образования»
-
Изучила информацию, представленную на портале, в разделе Разговоры о важном. -
Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения.
Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации внедрила предстоящий или скажем, уже начавшийся большой проект «Разговоры о важном». Эта тема так актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время. Я являюсь классным руководителем 9 класса, и темы, которые нашли наибольший отклик в моих детях, я решила отразить в своем анализе.
№ | Название мероприятия | Цель, задачи | Структура | Формы, методы |
1 | День народного единства | Цель: формирование у обучающихся исторической памяти, чувства причастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине. Главный вывод: 4 ноября отмечается День народного единства – праздник, способствующий объединению всех национальностей, народностей и этносов в один российский народ ради развития и процветания России. | Структура занятия Часть 1. Мотивационная Задача – нацелить обучающихся на восприятие темы. Мотивационная часть начинается с показа видеоролика (часть №1), который эмоционально готовит ребят к разговору о единстве страны, о восприятии себя частью большой России, тем самым предваряет вступительное слово учителя. Часть 2. Основная Задача – представить историческую основу празднования Дня народного единства 4 ноября, формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей страны. Часть 3. Заключительная В заключение разговора о Дне народного единства проводится этап рефлексии, учитель предлагает в свободное время подумать о полученной на занятии информации, поговорить о ней с близкими, совершить экскурсию в места, исторически связанные с событиями 1612 года. | Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеороликов, интерактивных заданий, анализ информации. |
2 | День пожилых людей | Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье. Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба Результаты занятия: осознание учащимися того, что преемственность поколений является гарантией развития современного государства, залогом сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей, поддержки младшим поколением старшего, а старшим поколением младшего. | 1.Общие рекомендации. Это занятие посвящено людям старшего поколения - бабушкам и дедушкам и их жизни. При отборе материалов учтена возможность использования (включения) регионального компонента: рассказ о традициях празднования Международного дня пожилых людей в разных регионах нашей страны. 2.Рекомендации по организации работы в группах. После мотивирующей части – видеоролика и интерактивного задания – учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с жизнью людей преклонного возраста, их заботами и проблемами и обратиться к малой прозе. Для выполнения задания в трех группах организуется работа с карточками, на каждой из которых предложены по 2 текста для обсуждения. Учителю необходимо заранее распечатать карточки. Ребятам в каждой группе предлагается прочесть текст, выполнить задание, а также выбрать докладчика, который позже будет представлять ответы группы всему классу. 3. Рекомендации по организации обсуждения итогов групповой работы Учитель организует общее обсуждение итогов групповой работы. Представители от каждой из трех групп передают основную идею прочитанного и освещают те проблемы, которые, на их взгляд, являются самыми значимыми и интересными. После завершения интерактивных заданий учитель может организовать беседу о том, как каждому можно сделать жизнь бабушек и дедушек / людей зрелого возраста счастливее и интереснее. 4. Заключение. Итоговая рефлексия В завершающей части занятия учитель предлагает школьникам подвести итог разговора с использованием следующих выражений: «Из услышанных сегодня историй отклик в моем сердце нашла …»; «Я думаю, что самое важное для бабушек и дедушек – это …»; «Прочитанное заставило меня задуматься о том, что…» | Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом. |
3 | Прорыв блокады Ленинграда | Цель занятия: способствовать формированию у школьников гуманистических ценностей, любви к своей стране, уважения к героическим страницам её истории и памяти о подвигах наших предков. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, любовь к Родине, патриотизм. | Часть 1. Мотивационная Занятие начинается со вступительного слова учителя и краткой беседы с обучающимися для определения уровня их осведомлённости в этой теме, связанной с событиями Великой Отечественной войны, касающейся блокады Ленинграда. Часть 2. Основная Показ кадров хроники блокадного Ленинграда, без слов диктора, но сопровождающийся звуком метронома, усиливает эмоциональную составляющую занятия. Хорошо, если видеоролик сам по себе сможет создать тишину в классе – это будет очень сильный эмоциональный эффект. Часть 3. Заключительная В заключение занятия учитель предлагает обучающимся совместно подвести итог состоявшегося разговора. Учитель предлагает обучающимся выбрать (и аргументировать свой выбор) тот символ, который лучше всего подошёл бы для создания памятника блокадному Ленинграду. | Рекомендуемая форма занятия: беседа, занятие предполагает также использование видеоролика, групповую работу. |
4 | Традиционные семейные ценности | Цель занятия: формирование у обучающихся понимания традиционных российских семейных ценностей; преемственности поколений, взаимоуважения и взаимопомощи в семье. Формирующиеся ценности: ценность семейных отношений, преемственность поколений в семье, историческая память Результаты занятия: понимание учащимися того, что семейные ценности очень важны для полной и счастливой семьи. | Часть 1. Мотивационная. Занятие начинается со вступительного слова учителя и краткой беседы с обучающимися. Беседа стимулирует познавательный интерес школьников, позволяет им задуматься о том, для чего нужно знать историю своей семьи. Учитель предлагает просмотреть видеоролик, который состоит из двух частей. Первая часть прерывается, и обучающимся предлагается предположить, чем заканчивается семейная история. Обучающиеся высказывают свои предположения, после этого учитель продолжает демонстрацию видеоролика.. Часть 2. Основная. Учитель обсуждает с обучающимися значение слова «семья», необходимость преемственности поколений. Демонстрация видеоролика и дальнейшие вопросы, которые можно обсудить с обучающимися после просмотра видеофильма, позволяют сделать основные выводы о важности знания семейной истории, о необходимости создания своего генеалогического древа, чтобы сохранить знание об истории своей семьи. Разговор о семейных традициях способствует созданию особой дружеской атмосферы на занятии. В качестве дополнительного задания можно предложить обучающимся просмотр и обсуждение видеопрезентации (см. дополнительные материалы) картин русских художников, изображающих совместное времяпрепровождение нескольких поколений семьи (совместный обед, чтение книг, музицирование и т. п.) и обсудить, сохранились ли (трансформировались или исчезли) эти традиции в наши дни. Часть 3. Заключение. Подводя итоги занятия, учитель напоминает обучающимся об особом весеннем празднике – Международном женском дне, 8 Марта. Не только в этот день мы благодарим наших мам. Поэтому обучающимся предлагается выполнить интерактивное задание «Спасибо, мама!» – конструктор открытки-благодарности для мамы. Обучающиеся переходят по QR-коду в интерактивное задание и создают свою открытку в активном шаблоне. | Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеороликов, интерактивных и презентационных материалов, включает анализ визуальной информации. |
5 | День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками | Цель занятия: формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны. Формирующиеся ценности: жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений | 1. Мотивационный этап, Занятие начинается с вводного слова учителя, рассказывающего о теме занятия. Дается определение понятия геноцид, выявляется его сущность, определяются причины возникновения геноцида. Учитель, используя видеоматериал, доносит до учащихся информацию о том, что такое День единых действий, какова его роль и значение. С помощью видеоматериала дети узнают об одной из самых трагических историй геноцида нашего народа – блокаде Ленинграда.. 2. Часть 1 Основной линией занятия является осуждение идеологии нацизма, имеющей человеконенавистническую природу через обращение к историческим фактам геноцида в годы Великой Отечественной войны. В основной части занятия рассматриваются эпизоды Великой Отечественной войны, которые являются фактами проявления геноцида советского народа: внимание обучающихся обращается на блокаду Ленинграда, во время которой погибли сотни тысяч жителей этого города; приют «Призрение» подневольных детей-доноров, действовавший в оккупированной Макеевке Сталинской области (Донецкая Народная Республика) в 1942 – 1943 гг.; лагерь смерти «Красный», организованный немецкими оккупационными властями на территории совхоза вблизи Симферополя (поселок Мирное). Учитель рассказывает учащимся о трудностях жизни советского населения в оккупационный период. С помощью вопросов узнает мнение детей, делают выводы. Учитель приводит факты, рассказывающие о системе концентрационных лагерей, созданной нацистами, приводя статистические данные, делая акцент на человеческих качествах, которые помогли узникам выжить в нечеловеческих условиях. Говоря о преступлениях нацистов, учитель акцентирует внимание, что наряду с взрослыми, часто жертвами фашизма становились дети – самая 4 незащищенная категория населения. Учитель переходит к рассмотрению деятельности приюта «Призрение» подневольных детей-доноров. С помощью видеофрагмента обучающиеся узнают о преступлениях нацистов против детей, которые стали широко известны относительно недавно, подходят к выводу о том, что убийство детей из макеевского приюта «Призрение» - акт геноцида. Далее учитель с помощью видеоматериала знакомит учащихся с деятельностью лагеря смерти «Красный» в Симферополе. Обучающиеся подходят к выводу о том, что преступления нацизма не имеют срока давности. Часть 2 Основная мысль заключительной части занятия – историческая память и преемственность поколений в отношении геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны. В этой части занятия обучающиеся кратко знакомятся с деятельностью Нюрнбергского трибунала и Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Из видеоматериала обучающиеся узнают о судебных процессах в Российской Федерации по признанию геноцида советского народа, а также заявлении Государственной Думы 22 марта 2023 года о важности дать судебноправовую оценку совершенных в Великую Отечественную войну преступлений против человечности. Памятники Донбасса, восстановленные и воздвигнутые уже в настоящее время, не позволяют нам забыть уроки прошлого.
Заключительная часть занятия проводится в формате общего обсуждения, организованного учителем. Во время ответов на вопросы важно подвести обучающихся к выводу о необходимости активных действий по сохранению исторической правды и памяти о событиях Великой Отечественной войны. | Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. |
Вывод: Развитие системы ценностей происходит на протяжении всей жизни человека. Степень развитости ценностных ориентаций, качественная характеристика ценностных отношений позволяют судить об уровне развития личности, ее цельности, устойчивости и перспективах ее совершенствования.
«День пожилого человека», «Традиционные семейные ценности» . При проведении данного мероприятия очень важно поговорить с детьми об уважительном отношении к людям старшего поколения. Все мы знаем, все учителя всегда говорят об этом на уроках литературного чтения, при прочтении соответствующей литературы, на классных часах, эти темы проскальзывают параллельно на других уроках, и мы ведем воспитательную работу. Основная ценность этого урокав рамках «Разговоры о важном»— это доброта, забота и милосердие. Я думаю, что это будет один из самых ярких и эмоциональных уроков, которые мы проведем, потому что мы будем говорить о самых наших близких людях, которые рядом с нами. Я думаю, что всем нам удастся создать эмоциональные образы в глазах детей о тех людях, кто пел колыбельные песни нам, читали детские сказки.
Актуальные вопросы патриотизма будем раскрывать на уроках «День народного единства». Уж сегодня, как и всегда, нам приходится доказывать, что любовь к Родине никогда нельзя купить, оно у нас есть испокон веков. Особенность нравственного воспитания как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта. И этот «культурный код» есть у нас и у наших детей. Его только нужно разбудить на «Уроках мужества». На уроках, посвященных «Дню снятия блокады Ленинграда», День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками эти уроки можно приглашатьнаших современных героев, участников боевых действий. Сопоставлять мужество героев Отечества современных и прошлых лет. Можно с обучающимися посетить музеи, памятники Славы с помощью современных интерактивных игр, организовать онлайн-экскурсии, что способствует формированию системы ценностей личности.
Условия и закономерности формирования ценностных представлений личности:
-
Совместная деятельность учащихся, учителей и родителей, которая рождает доверительные отношения. Родители являются активными участниками. Любая деятельность начинается с общения с родителями. Они определяют направление работы, составляют общий план реализации проекта. Из числа родителей выбираем руководителей групп и экспертов. Родители же являются самыми благодарными зрителями. Они фиксируют результаты, значимые события, переживания, открытия, определяют рост и развитие внутреннего мира ребенка; -
Самонаблюдение – отслеживание состояния своего здоровья. Самонаблюдение- это особая творческая составляющая всей деятельности. Дневник путешественника ведёт каждый участник, включая учителей и родителей. Структура дневника: -
Страницы по составляющим здоровья -
Наблюдение за собой, своими отношениями, познаниями, открытиями -
Цветопись составляющих здоровья. В дневнике отмечается состояние своего физического (моё физическое здоровье), социального ( мои взаимоотношения с другими), интеллектуального ( я познаю мир), нравственного ( я готов делать добро и противостоять злу), эмоционального (я чувствую, переживаю, осмысливаю) здоровья. Предлагаю и вам, уважаемые коллеги, в своей рабочей тетради отметить цветопись вашего здоровья на данный момент. Важно не только делать пометки, но и анализировать прожитое событие. Благодаря постоянному общению, обсуждению увиденного, услышанного, пережитого, происходит взаимодействие и самопознание участников процесса. -
Личностно-значимый характер деятельности. Участвуя в деятельности, важно увидеть смысл. «Для чего я это делаю? Зачем мне это нужно? Кому принесёт пользу?». Такой взгляд на мир позволяет по другому относиться к делу, воспитывает уровень ответственности, сопричастности жизни общества и развитию смыслообразования. -
Экспедиционная деятельность- расширение развивающего пространства. Экспедиция – это поход, поездка группы лиц, с каким-либо специальным заданием. Планирование содержания экспедиции происходит постепенно. Разрабатываются маршруты, виды деятельности. Составляются конкретные задания. Во время экспедиции дети могут найти ответы на возникшие вопросы, что вызывает эмоциональное удовлетворение, увеличиваются впечатления, все это способствует более длительному сохранению в памяти полученной информации. В классе были реализованы культурологические, этнографические и краеведческие экспедиции. -
Исследовательская деятельность. Путей развития ценностно-смысловой сферы существует, наверно, много, но собственная проектно-исследовательская деятельность бесспорно одна из самых эффективных. -
Проектная деятельность – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать свой результат – чего достиг, что сумел, при чем практически сам, ведь, как известно, знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, своими чувствами и преодолениями.
Ребенок средного школьного возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания. Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Льва Семеновича Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей – важный момент на этапе взросления. В 11-13 лет ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, он учится оценивать свои и чужие поступки.Наша задача привить патриотизм, любовь к Родине, к нашей великой стране, уважать традиции, показать способы самореализации и развития. После у детей должно появиться понимание того, что любовь к Родине начинается с любви к семье, к людям, к природе родного края, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны.
Чтобы достигнуть этих целей разработчики очень постарались, материал по циклу «Разговоры о важном» очень обширный, темы актуальные. Я думаю, все эти цели мы достигнем и задачи будут решены.
-
План беседы
-
Что такое «Разговоры о важном»?
«Разговоры о важном» - одно из направлений внеурочной деятельности, которое касается информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности.
-
Цель и задачи внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Цель занятий: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Задачи занятий: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
-
Тематика занятий
Темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы (например, 3 апреля занятие было посвящено «Дню Земли»), ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения (например, тема занятия «День театра. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского»), доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам (занятие «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками»).
-
Форматы организации деятельности обучающихся на занятии
В ходе урока необходимо обеспечить активную познавательную деятельность обучающихся, используя различные формы ее организации: индивидуальную, групповую, фронтальную.
-
Практические советы
-
Методические материалы находим на сайте: https://razgovor.edsoo.ru/ -
Открытые вопросы, предполагающие развернутые ответы, могут побудить детей к размышлениям, особенно если сформулировать их так, что на них будет интересно отвечать. -
Следует передавать ученику не только те или другие познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Ребятам можно дать небольшое домашнее задание, например, решить кроссворд по изученной теме, включив в него вопросы повышенной сложности. -
Ребятам нравится смотреть видео, где люди делятся своим жизненным опытом, дают практические советы. -
Если не объяснять ученикам, для чего они делают то или иное задания, зачем им что-то учить, то их внутренняя мотивация падает. Вместо того, чтобы просить школьников приступать к выполнению упражнения, попробуйте заинтересовать их темой урока. -
Подбадривайте учеников и давайте позитивную обратную связь. -
Комплект материалов, которые можно использовать в работе: − сценарий, − методические рекомендации,− видеофрагмент,− презентация,− комплект интерактивных заданий и др.