Файл: Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи»

 Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении,  правильно употреблять прилагательные в речи.

Задачи урока:

Планируемые образовательные результаты:

предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного.

метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: конспект урока, дидактический материал, учебник ( Русский язык: учебник для 5 кл.)
Ход урока.

Этап 1 Организационный момент

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Психологический настрой. (музыка сыщик)

Ребята, пока я к Вам шла ,потеряла тему урока. - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении. Уважаемые коллеги! Предлагаю начать расследование. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной.

Наш урок - первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть следователями, детективами.

Целеполагание и постановка учебных задач.

Вот приметы пропавшей части речи:

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..(имя прилагательное).
(слайд № 2) Сегодня во время урока мы будем собирать пазл, я уверенна вы это умеете это делать, но позволю вам напомнить…….
Записываем дату.

Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи»

Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?

Дети: Прилагается к чему-то.

Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.

К чему же «приложено» прилагательное?

К имени существительному.

– Почему с именами существительными? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)

– Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой».

Актуализация знаний, умений.

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из иностранных языков. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное.»

Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.

С. Есенин

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.

Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным? Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?

Дети: Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым.

Учитель: Понравилось вам стихотворение?

Дети: Да!

Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?

Дети: Использование эпитетов.

Слово учителя:

Ребята, мы нашли первые улики в деле о пропавшей особе (ее происхождение) – Имени Прилагательном. Для того чтобы дальше продолжить расследование, необходимо определить цель всей нашей деятельности. Для этого вспомним:

- Какой раздел науки о языке изучает прилагательное?

Морфология

Итак, юные сыщики, какая цель стоит сегодня перед нами?

Сейчас вы проверите себя. Умеете ли вы ставить цель? Кто озвучит цель урока? Повторить всё что мы знаем об имени прилагательном. Совершенно верно. Ведь это только первый урок большой темы «Имя прилагательное».

Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать? Мы будем расследовать дело за делом и собирать наше досье в пазл!-

План урока

Роль прилагательного в речи.

Общее значение имени прилагательного

Морфологические признаки имени прилагательного

Синтаксическая роль

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
– Что нам нужно вспомнить об имени прилагательном? (1. Общее значение, 2. Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль)
– А зачем нам нужно это знать? (Чтобы уметь отличать прилагательные от других частей речи, правильно употреблять имена прилагательные, чтобы речь была красивая, точная…)

– По опорным фразам сформулируйте задачи урока:
Опорные фразы (карандаши)

Повторить изученное об … (имени прилагательном)

Учиться … речи (использовать прилагательные в устной и письменной речи)

Определить … в предложении. (синтаксическую функцию прилагательных)
Каждый сыщик, приступая к делу, изучает досье, уже имеющиеся материалы.

Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?

Дети: Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?

Учитель: Запомните имя прилагательно - это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного.

Учитель: Давайте хором повторим, имя прилагательное - обозначает признак предмета.

Анализ изученного содержания.
По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5 место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках).

А может и не нужно нам сегодня разыскивать прилагательное.

Зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?

Дети: Чтобы наша речь была красивой, красочной, яркой.

Поработаем с текстам, ваша задача дополнить текст прилагательными (Чайковский)


Зимний лес.
… снег укрыл землю … одеялом. Деревья надели … шапки. В воздухе кружатся … снежинки. Мы любуемся … лесом.

Зимний лес.
Пушистый снег укрыл землю белым одеялом. Деревья надели снежные шапки. В воздухе кружатся

лёгкие снежинки. Мы любуемся чудесным зимним лесом.




Учитель: К какому выводу вы пришли, для чего в речи используются прилагательные?

Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.

Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении.

На какой вопрос они отвечают?

Прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? чей?

Прилагательные не только дарят признаки, но и сами имеют свои характеристики и отличительные свойства.

Учитель: Посмотрите, ребята на экран. Выполните следующее задание:

Вставьте окончания в имена прилагательные, определите род, число и падеж.

Глух.., ритмичн.. стук (м.р., ед.ч., И.п.), лесн... царь (м.р., ед.ч., И.п.), лесн... птица (ж.р., ед.ч., И.п), длинн... клюв(м.р., ед.ч., И.п.), голуб... небо (ср.р., ед.ч., И.п.), ярк , красн (какие?) перышки (мн.ч., И.п.), вредн (какие?) (мн.ч., И.п.) насекомые, больн (какие?) (мн.ч., И.п.) деревья.

-Какой это признак прилагательного. Посмотрите, можем ли мы сказать лесная царь или лесной птица?

Дети: Нет

Учитель: А почему?

Дети: Потому что слово птица стоит в ж.р. и прилагательное должно стоять в ж.р.

Учитель: Какой это признак прилагательного?

Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук- определяемое существительное - какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.

А какая форма прилагательного считается начальной (И.п., ед.ч, м.р)

Выделение главного в изученном.

Вывод: Прилагательное - самостоятельная часть речи, Которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей7

Прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам.

Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Мы сейчас сформулировали морфологические признаки имени прилагательного.

Физкультминутка. Для детектива важна хорошая физическая форма. Сейчас нам необходимо собрать улики. Я буду называть слова

, а вы будете выбирать из этих слов не только имена прилагательные, но и оставшиеся слова: глаголы и существительные. Все слова аккуратно разложим по своим коробкам. Итак, правила: Видим прилагательное – присесть, глагол – подпрыгнуть, существительное – хлопнем в ладоши. Начали:

Слова: Белый, краснота, белизна, белеть, синеть, синь, славные, хороша, синева, зелень, молодую, веселых, деревянное, красивым, красить.

Улики отобраны. Молодцы, ребята!

Слово учителя.

Расследование продолжается, оно близко к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении. (учебник стр.85 првило)

Работа со взаимопроверкой.

Внимательно посмотрите на предложения.

Выпал пушистый снег.

Снежинки красивы.

-Спишите.

-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.

Вывод: имена прилагательные в предложении являются определением или сказуемым.

Систематизация и обобщение.

-Итак, ребята, какую часть речи мы с вами открыли?

- Какое значение имеет прилагательное?

- На какие вопросы отвечает прилагательное?

-Какие морфологические признаки у прилагательного?

-Каким членом предложения является прилагательное?

-Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает……………………..

и отвечает на вопросы………………………

Изменяется по……………и ….…………

В единственном числе по…………………

Имена прилагательные ...........................с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

В предложении является …………………и…………………

Ну вот и подошел к концу наш урок. Ребята, скажите, что мы сегодня с вами повторяли? Вы убедились в том, что прилагательные занимают важное место в русском языке?

Ну что ж ребята, по крупицам мы собрали сведения об имени прилагательном. Самое время обобщить собранную информацию. Каждому сыщику предстоит для этого выполнить тест.(Спросить у Екатерины Ивановны)

  1. Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное;

Б) Имя прилагательное;

В) Глагол.

2. Имя прилагательное обозначает:

А) признак предмета;

Б) признак признака;


В) признак действия.

3. Какое слово называет признак предмета?

Среди тишины послышался тихий говор.

А)первое;

Б) третье;

В)четвертое.

4. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок);

Б) о книжной (полке);

В) отцовского (участка).

5. Имя прилагательное не изменяется:

А) по падежам;

Б) по спряжению;

В) по числам.

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

А) весенний лес;

Б) дружелюбный от природы.

Ключ к тесту.

  1. Б

  2. А «5» - 0 ошибок

  3. В «4» - 1 ошибка

  4. А «3» – 2 ошибки

  5. Б «2» – 3 ошибки

  6. Б

Выполняют тест. Самопроверка. Выставление оценок.

Установление межпредметных и внутрипредметных связей.

А теперь вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее? Давайте наметим, что еще хотелось бы узнать об имени прилагательном?

Да, наш урок только открывает тему «Имя прилагательное». Вам многое ещё предстоит узнать: разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен прилагательных. Так что , будет ещё чем заняться на следующих уроках.

Домашнее задание: правило на стр. 85 выучить. Упр. 577.

Рефлексия: Слово учителя.

Итак, юные сыщики, оказывается, Прилагательное спряталось, так как обиделось на людей. Ему кажется, что они пренебрежительно относятся к нему в своей речи. Решило посмотреть, что будет без него.

- Ребята! Изменится ли что- либо в нашей жизни без прилагательного? Обоснуйте свой ответ.

Итак, ребята, наше расследование подходит к концу. Мы создали морфологический «портрет» прилагательного и отыскали среди других частей речи. Выскажете свое впечатление об уроке, используя только прилагательные.
Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Ларионов Л.Л /Сборник упражнений по орфографии: 5 класс. Пособие для учителя. – М,: Просвещение, 2001.

  3. Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений» – М,: Издательство «Экзамен», 2014.

  4. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина. – М,: Просвещение, 1995.

  5. Богданова Г.А. Русский язык без репетитора: учеб. Пос. В 2-х ч. – Ч.1. Орфография. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2012.


Ссылки на источники:

  1. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

  2. http://www.ipmce.su/lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка

  3. Интернет-ресурсы по ФГОС http:// mon. gov. ru - сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС. http:// www. mcko. ru - сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной программы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.