Файл: Самообразование как условие профессионального роста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки»


Программа профессиональной переподготовки

«Учитель немецкого языка. Теория и методика преподавания учебного предмета «Немецкий язык» в условиях реализации ФГОС НОО, ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО»
 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Самообразование как условие профессионального роста».

                       


 

 Выполнила: Щербакова Людмила Николаевна

высшая квалификационная

категория

    МБОУ Гагаринская СОШ

 Орловской области

 

 

д. Заверхская Слобода

2020 г

Содержание
Введение   3

Глава 1.  Самообразование как условие профессионального роста

педагога  6

1.1 Суть самообразования в педагогической деятельности  8

1.2 Творческая индивидуальность преподавателя  10

1.3 Профессиональный рост творческой индивидуальности педагога  13

Глава 2. Организация процесса самообразования педагога  17

2.1 Курсы повышения квалификации- важный этап в становлении профессионального роста педагога  20

2.2 Работа с научно- исследовательской и педагогической

литературой 27

2.3 Представление опыта на мастер-классе: методические

рекомендации    30

2.4 Участие в конкурсах профессионального мастерства как форма самообразования    34

Глава 3. Сравнительный анализ форм самообразования педагога 36

Заключение   40

Список литературы 41

 

 

 

 

 

 

Введение

В любых инновационных процессах педагогики, центральной фигурой является педагог. От того, насколько личностно и нравственно развитыми будут выпускники, покидающие стены различных образовательных учреждений, зависит будущее России. В современном мире отмечается повышение социальной роли образования, которое становится основным ресурсом общества, а также усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет ценности человека, способного к развитию и саморазвитию на протяжении всей жизни.

Основой для идеи модернизации является образовательная система. Образование должно протекать на протяжении всей жизни человека. Педагог способен внушить подрастающему поколению, что в век компьютерных технологий самое важное является уметь усваивать поток информации, правильно перерабатывать его и использовать в жизни. А для этого, педагог должен быть сам образован.


Самообразование педагога – одна из основных задач образовательной системы.

Преподаватель должен изо дня в день работать над собой, своим совершенствованием, повышать свою педагогическую культуру, проявлять профессионализм и мобильность в той или иной сфере деятельности. От уровня профессиональной подготовки педагога зависит и уровень образования молодого поколения в целом. Постоянно занимаясь самообразованием, педагог задаёт себе вектор саморазвития, и таким образом повышает уровень личностного развития ученика, как отдельной ячейки образовательной системы, так и общества в целом.  

Важно доказать ребенку, что образовательный процесс – есть неотъемлемая часть всей жизни человека, что нельзя останавливаться на достигнутых знаниях. Процесс образования проходит через всю жизнь.

Анализ литературы по данному факту установил, что изучены важнейшие вопросы теории и практики самообразования: социальные и исторические аспекты самообразования; особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности; пути и средства формирования и стремления к самообразованию.

Различными проблемами самообразования учителя занимались ученые Т.Г. Браже, A.Л. Вайсбург, М.М. Заборщикова, О.Е. Лебедев, В.Д.Луганский, И.Л. Наумченко, П.Г. Пшибельский и многие другие.

Выявлены основы педагогического самообразования,  и  доказана связь между самообразованием и эффективной профессиональной деятельности учителя.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, по проблемам самообразовательной деятельности преподавателя и изучая опыт работы средней школы, в аспекте организации самообразования были выявлены противоречия. Они состоят между потребностью общества в педагогах с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры и реальным состоянием их самообразовательной деятельности; между организацией самообразования в современных условиях и недостаточной ее ориентацией на личностно-профессиональный рост преподавателей.

Самое важное, сделать так, чтоб процесс самообразования не стал рутиной для педагога. Важно, чтоб преподаватель грамотно распределил своё личное время, разделив его на рабочее время, время на самообразование, и соответственно на отдых. Только тогда каждое занятие будет в радость преподавателю.

Именно поэтому, на каком бы этапе профессионального пути ни находился преподаватель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.



Исходя из этого, выбранная тема дипломного исследования является актуальной.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость изучаемой проблемы обусловили выбор темы исследования.

Объектом исследования является самообразование педагога, как основа для его профессионального роста.

  Предмет исследования – комплекс педагогических условий профессионального роста учителя.

Объект – профессиональный рост педагога.

Гипотеза исследования: Эффективность педагогической деятельности зависит от самообразования и самовоспитания учителя.

Цель работы  - составление индивидуального плана профессионально-личностного  самообразования педагога (учителя физики и математики).

В связи с целью, в дипломной работе поставлены задачи:

1. Показать требования, предъявляемые к личности и профессиональной деятельности преподавателя, определить сущность понятия «личностно-профессиональный рост» педагога и «педагогический идеал».

2. Обосновать особенности самообразования преподавателя в современных условиях развития системы образования.

3. Выявить средства и условия, обеспечивающие личностно-профессиональный рост преподавателя в процессе самообразования.

4. Проанализировать формы самообразования и сделать выводы.

Информационной базой для написания дипломной работы является научная литература по выбранной теме исследования; учебники и учебные пособия, которые в системном порядке излагают основные проблемные и актуальные вопросы; данные отечественных исследователей по проблемам самообразования преподавателей.

Решение задач исследования осуществлялось с применением следующих методов: теоретический анализ, сравнительный анализ, логико- интуитивный метод, метод наблюдения.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание дипломной работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы.

Глава 1.   Самообразование как условие профессионального роста педагога.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Предусматривается решение следующих задач:

•        обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;


•        обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий по астрономии;

•        организацию интеллектуальных соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

•        социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся ;

•        сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Сейчас, наряду с основной деятельностью педагога, ему необходимо подпитывать свой профессиональный потенциал, а не просто знать свой предмет, работая в учебном заведении.

Одним из основных показателей профессионального мастерства педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению прогрессивного опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального педагогического мастерства. Уровень обучения и воспитания молодого поколения напрямую зависит от совершенствования качества подготовки молодых педагогов. Этот уровень должен неизменно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Именно поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

На сегодняшний день нельзя получить специальность один раз и показывать свои умения и знания. Чтобы быть профессионалом, необходимо постоянно подпитывать свои знания из различных источников и реализовывать их на практике, то есть необходим непрерывный процесс самообразования, а для этого нужно находить время и прилагать усилия.

В самообразовании личности саморазвитие и самовоспитание являются важнейшими понятиями. В него входят изучение научной литературы, прохождение курсов повышения квалификации, посещение конференций и мастер – классов.

Быстрое развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет способствует виртуальному объединению педагогических сообществ и решению основных вопросов самосовершенствования, саморазвития и самообразования.


Самообразование будет продуктивным в том случае, если педагог способен оценить себя, готов к изменениям, владеет способами самоанализа и самопознания, владеет способностью к рефлексии, направленной на запоминание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Такая работа направлена на совершенствование воспитания и обучения, повышение методического мастерства. Самообразование помогает достичь конечных результатов преподавательской деятельности и обеспечить:

поиск и введение эффектных направлений воспитательного процесса и всестороннего развития учеников на основе новейших методов обучения;

повышение познавательной деятельности учащихся на основе их самостоятельной деятельности;

 участие всех педагогов в методической работе;

изменение программ обучения с учетом направленности изучаемой технологии;

непосредственной связи между общеобразовательными дисциплинами и внеклассной работой.

1.1    Суть самообразования в педагогической деятельности.

Ясно, что самообразование есть специально организованная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых целей: удовлетворение познавательных интересов, повышение квалификации, общекультурных и профессиональных потребностей.

Самообразование это большая система умственного и идеологического самовоспитания.

Необходимость в самообразовании диктуется с одной стороны, учительской деятельностью, ее общественной ролью, а с другой стороны, тенденциями непрерывного образования. Тенденции постоянного образования связаны с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, все возрастающими запросами к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на готовность перестраивать свою деятельность, умело решать новые важные задачи. 

Суть самообразования - растущая потребность педагога в самореализации путем непрерывного образования, в удовлетворении познавательной активности. Она заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным и профессиональным совершенствованием.

 Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий. Очень важно уметь получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно.