Файл: Методические рекомендации по выполнению и оформлению основных видов письменных работ обучающихся справочное пособие.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Справочное пособие
ПОУ «Уральский региональный колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Справочное пособие
Челябинск, 2022
ББК 74.58
Методические рекомендации по выполнению и оформлению основных видов письменных работ: Справочное пособие / Авт. – сост.: Е.Ф. Струнина. – Челябинск: ПОУ «УРК», 2022. – 99 с.
В справочном пособии приведены сведения, раскрывающие технологию подготовки различных видов контрольных заданий и работ для обучающихся. Материал содержит вопросы, касающиеся отличительных особенностей видов контрольных мероприятий по оформлению организации текста, формированию аппарата издания, составу обязательных структурных элементов.
Данное издание предназначено для обучающихся всех специальностей.
© Издательство ПОУ «Уральский региональный колледж», 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | | 5 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ | | 6 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ | | 21 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТА | | 25 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ | | 46 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПОРТФОЛИО | | 69 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | | 76 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А Оформление титульного листа контрольной работы | | 76 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оформление титульного листа реферата | | 77 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В Оформление титульного листа курсовой работы | | 78 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Пример оформления содержания | | 79 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Пример оформления списка использованных ресурсов | | 80 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Пример заполнения портфолио | | 82 |
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача данных методических рекомендаций — оказать необходимую помощь, а также правильно направить усилия обучающегося на качественное выполнение работ по дисциплинам. Методические рекомендации предназначены для обучающихся очной и заочной форм обучения.
Данное пособие, опираясь на ГОСТы Российской Федерации, регламентирует структуру и оформление учебно-методического комплекса, который является частью основной образовательной программы высшего образования, разрабатываемой по каждому направлению или специальности.
Целью настоящего издания является формализация и унификация учебной и научно-методической документации.
При создании данного сборника сознательно использован формализованный способ изложения материала, присущий нормативно-техническим документам, в частности стандартам, для которых характерны четкая структурированность текста, однозначность содержащихся положений и рекомендаций, унифицированный порядок построения.
Четкость структуры, ясность и определенность положений и рекомендаций, присущие стандарту как виду документов, типичных именно для учебных текстов, оказывает помощь преподавателю и обучающемуся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа – это письменная работа, которая является обязательной составной частью учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования. В контрольной работе решаются конкретные задачи либо раскрываются определенные условием вопросы.
1 ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Исходными данными для выполнения контрольной работы могут служить нормативные правовые акты, учебники и учебные пособия, статистические данные, результаты социологических исследований и др.
Перечень учебных дисциплин, по которым предусматривается выполнение контрольной работы, определяется учебными планами специальности по каждой форме обучения.
Преподаватели должны разрабатывать и рекомендовать обучающимся методические пособия (индивидуальные задания) по написанию контрольных работ применительно к конкретной учебной дисциплине.
Завершенная контрольная работа, оформленная должным образом, подписывается обучающимся на титульном листе и сдается для окончательной проверки преподавателю.
2 ПОРЯДОК ВЫБОРА ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Примерная тематика контрольных работ разрабатывается преподавателем и рекомендуется обучающимся. Все темы контрольной работы должны соответствовать объему теоретических знаний и практических навыков по дисциплине.
Выбор варианта контрольной работы определяется, в основном, по двум последним числам зачетки обучающегося. Преподаватель также может указать в методических рекомендациях по дисциплине условия выбора варианта контрольной работы.
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа состоит из содержания, основной части, списка использованных ресурсов, приложения (при необходимости). Вместе с тем контрольная работа может содержать такие разделы, как введение и заключение.
Содержание включает в себя наименование всех разделов и подразделов с указанием страниц. В верхней части этого листа пишется заголовок:
«Содержание» (по центру строк), затем дается перечень глав и пунктов. Главы нумеруются арабскими цифрами, пункты пишутся с отступом вправо, их нумерация содержит две цифры: первая указывает на номер главы, вторая – номер этого пункта в данной главе, главы и пункты контрольной работы должны иметь четкие заголовки.
После содержания помещается текст теоретических вопросов варианта задания выполняемой контрольной работы.
Основная часть
Основная часть обычно состоит из двух разделов:
-
в первом разделе раскрываются теоретические вопросы данной темы, ответы на вопросы должны быть полными и конкретными;
-
вторым разделом является практическая часть, которая представлена решением задачи. Перед решением задачи должно быть полностью приведено ее условие. Решение задач следует сопровождать необходимыми формулами, расчетами и обоснованием.
Задачи, в которых даны ответы без развернутых расчетов, пояснений и кратких выводов, или, если по условиям задания нет конечного документа, будут считаться нерешенными.
В приложения включаются связанные с выполненной контрольной работой материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть внесены в основную часть: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), разработанные в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера, формулы и т.д.
Объем контрольной работы должен составлять от 10 до 20 страниц печатного текста.
4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
4.1 Общие требования к оформлению текста
К оформлению текста контрольной работы предъявляются определенные требования, предусмотренные государственными стандартами: ЕСКД ГОСТ 7.12-93; ГОСТ 2.105-2019; ГОСТ 7.0.100-2018; ГОСТ Р 7.0.5–2016; ГОСТ 7.32-2017. Преподаватель имеет право не принять от обучающегося работу, если она оформлена не в соответствии с требованиями ГОСТа.
Контрольная работа должна быть оформлена машинописным способом в виде текста, подготовленного на персональном компьютере с помощью текстового редактора и отпечатанного на принтере на листах формата А4 с одной стороны. Текст на листе должен иметь книжную ориентацию, альбомная ориентация допускается только для таблиц и схем приложений.
Параметры страницы
Размер бумаги – А4 (297х210 мм).
Ориентация страницы – книжная.
Левое поле – 3 см.
Верхнее поле – 2 см.
Правое поле – 1,5 см.
Нижнее поле – 2 см.
Форматшрифта
Шрифт – Times New Roman.
Размер шрифта – 14 пт.
Масштаб шрифта – 100%.
Интервал – обычный.
Формат абзаца
Выравнивание – по ширине.
Отступ слева – 0 см.
Отступ справа – 0 см.
Отступ первой строки – 1,25 см (пять знаков).
Межстрочный интервал – 1,5.
Интервал перед и после каждого абзаца – 0 пт.
Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту (нумерация страниц – автоматическая). Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. В общую нумерацию включают титульный лист, но номер страницы на нем не проставляют. Таким образом, работа начинается со 2-й страницы. Приложения включаются в общую нумерацию страниц.
Цифровой (графический) материал, как правило, оформляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, иллюстраций и имеет по тексту отдельную сквозную нумерацию для каждого вида материала, выполненную арабскими цифрами.
4.2 Оформление титульного листа
Титульный лист оформляется в соответствии с локальными актами профессиональной образовательной организации. Образец оформления титульного листа в приложении А.
4.3 Оформление структурных элементов
Структурными элементами работы являются: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ (при необходимости), наименование всех разделов и подразделов основной части, ЗАКЛЮЧЕНИЕ (при необходимости), СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ, ПРИЛОЖЕНИЯ, с указанием номеров листов, с которых начинаются эти элементы документа.
Все наименования элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, номеров разделы не имеют.
Номера разделов и подразделов по тексту документа и в содержании должны совпадать.
Все структурные элементы в Содержании выравниваются по левому краю без абзацного отступа и с отступом 10 мм от колонки номеров.
Колонку с номерами страниц размещают у правого края листа. Расстояние от правого края листа до номеров страниц 15 мм. Пример оформления содержания представлен в Приложении Г.
4.4 Оформление глав и параграфов
Текст документа разделяют на главы и параграфы, пункты и подпункты.
Главы и параграфы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы (главы) записывают по центру без абзацного отступа прописными буквами, подразделы (параграфы) – с абзацного отступа с выравниванием по ширине страницы строчными буквами.