Файл: Международный научный журнал 13 (408) Издается с декабря 2008 г. Выходит еженедельно.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 365

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТЬ Молодой ученый
Международный научный журнал 13 (408) / Издается с декабря 2008 г. Выходит еженедельно
Главный редактор Ахметов Ильдар Геннадьевич, кандидат технических наук
Редакционная коллегия:
Жураев Хусниддин Олтинбоевич, доктор педагогических наук (Узбекистан)
Иванова Юлия Валентиновна, доктор философских наук
Каленский Александр Васильевич, доктор физико-математических наук
Кошербаева Айгерим Нуралиевна, доктор педагогических наук, профессор (Казахстан)
Куташов Вячеслав Анатольевич, доктор медицинских наук
Лактионов Константин Станиславович, доктор биологических наук
Сараева Надежда Михайловна, доктор психологических наук
Абдрасилов Турганбай Курманбаевич, доктор философии (PhD) по философским наукам (Казахстан)
Авдеюк Оксана Алексеевна, кандидат технических наук
Айдаров Оразхан Турсункожаевич, кандидат географических наук (Казахстан)
Алиева Тарана Ибрагим кызы, кандидат химических наук (Азербайджан)
Ахметова Валерия Валерьевна, кандидат медицинских наук
Бердиев Эргаш Абдуллаевич, кандидат медицинских наук (Узбекистан)
Брезгин Вячеслав Сергеевич, кандидат экономических наук
Данилов Олег Евгеньевич, кандидат педагогических наук
Дёмин Александр Викторович, кандидат биологических наук
Дядюн Кристина Владимировна, кандидат юридических наук
Желнова Кристина Владимировна, кандидат экономических наук
Жуйкова Тамара Павловна, кандидат педагогических наук
Игнатова Мария Александровна, кандидат искусствоведения
Искаков Руслан Маратбекович, кандидат технических наук (Казахстан)
Кайгородов Иван Борисович, кандидат физико-математических наук (Бразилия)
Калдыбай Кайнар Калдыбайулы, доктор философии (PhD) по философским наукам (Казахстан)
Кенесов Асхат Алмасович, кандидат политических наук
Коварда Владимир Васильевич, кандидат физико-математических наук
Комогорцев Максим Геннадьевич, кандидат технических наук
Котляров Алексей Васильевич, кандидат геолого-минералогических наук
Кузьмина Виолетта Михайловна, кандидат исторических наук, кандидат психологических наук
Курпаяниди Константин Иванович, доктор философии (PhD) по экономическим наукам (Узбекистан)
Кучерявенко Светлана Алексеевна, кандидат экономических наук
Лескова Екатерина Викторовна, кандидат физико-математических наук
Макеева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук
Матвиенко Евгений Владимирович, кандидат биологических наук
Матроскина Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук
Матусевич Марина Степановна, кандидат педагогических наук
Мусаева Ума Алиевна, кандидат технических наук
Насимов Мурат Орленбаевич, кандидат политических наук (Казахстан)
Паридинова Ботагоз Жаппаровна, магистр философии (Казахстан)
Прончев Геннадий Борисович, кандидат физико-математических наук
Рахмонов Азиз Боситович, доктор философии (PhD) по педагогическим наукам (Узбекистан)
Семахин Андрей Михайлович, кандидат технических наук
Сенцов Аркадий Эдуардович, кандидат политических наук
Сенюшкин Николай Сергеевич, кандидат технических наук
Султанова Дилшода Намозовна, доктор архитектурных наук (Узбекистан)
Титова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук
Ткаченко Ирина Георгиевна, кандидат филологических наук
Федорова Мария Сергеевна, кандидат архитектуры
Фозилов Садриддин Файзуллаевич, кандидат химических наук (Узбекистан)
Яхина Асия Сергеевна, кандидат технических наук
Ячинова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук ООО Издательство Молодой ученый, 2022

Международный редакционный совет:
Айрян Заруи Геворковна, кандидат филологических наук, доцент (Армения)
Арошидзе Паата Леонидович, доктор экономических наук, ассоциированный профессор (Грузия)
Атаев Загир Вагитович, кандидат географических наук, профессор (Россия)
Ахмеденов Кажмурат Максутович, кандидат географических наук, ассоциированный профессор (Казахстан)
Бидова Бэла Бертовна, доктор юридических наук, доцент (Россия)
Борисов Вячеслав Викторович, доктор педагогических наук, профессор (Украина)
Буриев Хасан Чутбаевич, доктор биологических наук, профессор (Узбекистан)
Велковска Гена Цветкова, доктор экономических наук, доцент (Болгария)
Гайич Тамара, доктор экономических наук (Сербия)
Данатаров Агахан, кандидат технических наук (Туркменистан)
Данилов Александр Максимович, доктор технических наук, профессор (Россия)
Демидов Алексей Александрович, доктор медицинских наук, профессор (Россия)
Досманбетов Динар Бакбергенович, доктор философии (PhD), проректор по развитию и экономическим вопросам (Казахстан)
Ешиев Абдыракман Молдоалиевич, доктор медицинских наук, доцент, завотделением (Кыргызстан)
Жолдошев Сапарбай Тезекбаевич, доктор медицинских наук, профессор (Кыргызстан)
Игисинов Нурбек Сагинбекович, доктор медицинских наук, профессор (Казахстан)
Кадыров Кутлуг-Бек Бекмурадович, кандидат педагогических наук, декан (Узбекистан)
Кайгородов Иван Борисович, кандидат физико-математических наук (Бразилия)
Каленский Александр Васильевич, доктор физико-математических наук, профессор (Россия)
Козырева Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия)
Колпак Евгений Петрович, доктор физико-математических наук, профессор (Россия)
Кошербаева Айгерим Нуралиевна, доктор педагогических наук, профессор (Казахстан)
Курпаяниди Константин Иванович, доктор философии (PhD) по экономическим наукам (Узбекистан)
Куташов Вячеслав Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия)
Кыят Эмине Лейла, доктор экономических наук (Турция)
Лю Цзюань, доктор филологических наук, профессор (Китай)
Малес Людмила Владимировна, доктор социологических наук, доцент (Украина)
Нагервадзе Марина Алиевна, доктор биологических наук, профессор (Грузия)
Нурмамедли Фазиль Алигусейн оглы, кандидат геолого-минералогических наук (Азербайджан)
Прокопьев Николай Яковлевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия)
Прокофьева Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Казахстан)
Рахматуллин Рафаэль Юсупович, доктор философских наук, профессор (Россия)
Ребезов Максим Борисович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор (Россия)
Сорока Юлия Георгиевна, доктор социологических наук, доцент (Украина)
Султанова Дилшода Намозовна, доктор архитектурных наук (Узбекистан)
Узаков Гулом Норбоевич, доктор технических наук, доцент (Узбекистан)
Федорова Мария Сергеевна, кандидат архитектуры (Россия)
Хоналиев Назарали Хоналиевич, доктор экономических наук, старший научный сотрудник (Таджикистан)
Хоссейни Амир, доктор филологических наук (Иран)
Шарипов Аскар Калиевич, доктор экономических наук, доцент (Казахстан)
Шуклина Зинаида Николаевна, доктор экономических наук (Россия
На обложке изображен Иммануил Кант (1724–1804), немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения.
Родился Кант в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство. В семье Кантов было двенадцать детей, Иммануил родился четвертым. Многие из ребятишек погибли в младенчестве от болезней. В живых остались три сестры и два брата. Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В XVIII веке строение было уничтожено пожаром.
Родители Канта были приверженцами особого течения в лютеранстве пиетизма. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Иммануилу любовь к окружающему миру. В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступил в Кенигсберг- ский университет. Фаворитами философа были естественные и точные науки философия, физика, математика.
После смерти матери многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег наеду. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот. Однако со смертью отца Канту пришлось оставить университет, и, чтобы прокормить семью, он пошел работать домашним учителем и почти десять лет обучал детей из семей графов, майоров и священников. В свободное время Иммануил писал философские сочинения, которые вошли в основу его трудов.
Ученые разделяют философское творчество Иммануила Канта на два периода докритический и критический. Докритический период — это становление философской мысли Канта и медленное освобождение от школы Христиана Вольфа, чья философия господствовала в Германии. Критическое время в творчестве Канта — мысль о метафизике как о науке, а также создание нового учения, которое базируется на теории активности сознания. Свое первое сочинение Мысли об истинной оценке живых сил Иммануил написал в университете, куда он вернулся чтобы защитить диссертацию Об огне и получить степень магистра, а позднее и докторскую степень за работу в области теории познания Новое освещение первых принципов метафизического познания. Там же он начал преподавать логику и метафизику.
Критический период в творчестве Канта возник, когда он начал преподавать логику и метафизику в университете. Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году он расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ Критика чистого разума, в которой подробно описал понятие категорического им- ператива.
Философ вел затворнический образ жизни и никогда не женился по его мнению, любовные отношения мешали бы научной деятельности. По этой причине ученый таки не завел семью. Однако Кант любил женскую красоту и наслаждался ею. К старости
Иммануил ослеп на левый глаз, поэтому вовремя обеда просил, чтобы какая-нибудь юная красавица села справа от него. Ученый был слаб здоровьем, но разработал собственную гигиену организма, поэтому дожил до преклонного возраста. Остаток жизни ученый прожил в домике, находясь в достатке. Несмотря на тщательное слежение за здоровьем, организм летнего философа начал ослабевать сначала его покинула физическая сила, а затем рассудок начал мутнеть. В преклонных годах Кант не мог читать лекции, аза обеденным столом ученый принимал только близких друзей. Кант отказался от любимых прогулок и пребывал дома. Философ пробовал написать сочинение Система чистой философии во всей ее совокупности, ноу него не хватило сил. Позже ученый стал забывать слова, а жизнь начала угасать быстрее. Перед смертью его словами были «Es ist gut» Это хорошо. Похоронен Иммануил Кант возле Кафедрального собора Кёнигсберга, а над его могилой возвели часовню.
Екатерина Осянина, ответственный редактор

“Young Scientist” . # 13 (408) . April СОДЕРЖА НИ ЕЮ РИС ПРУД ЕН Ц ИЯ
Акимов Г. А.
Стратегия национальной безопасности РФ в свете современных угроз ..........................169
Бадюл О. С.
Разграничение организованной группы и преступного сообщества ...........................171
Бовбеков Ш. З.
Особенности привлечения сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей в выходной или праздничный день Герман Л. Г.
Понятие, виды, общественная опасность наркопреступности ....................................177
Гильманова В. Р.
Административный иски требования к нему ......................................................179
Гилязутдинова В. Д, Мусюкова АС,
Рузавина О. Ю.
Особенности предоставления служебного жилого помещения в пользование гражданам Данилов В. А.
Механизмы совершенствования норм, предусматривающих ответственность за хищение культурных ценностей ................................183
Дуюнова А. С.
Правовой анализ Устава Всемирной туристской организации ..............................................185
Елагин С. С.
Актуальные проблемы исполнения запрета определенных действий как меры пресечения в Уголовном процессе России ......................186
Зейналова М. И.
Конституционные принципы и ценности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации ................................................188
Золотарёва А. В.
Правовое регулирование статуса иностранных граждан и лиц без гражданства....................191
Золотарёва А. В.
Сущность правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства....................193
Иерусалимская Е. А, Воропаева С. СО некоторых практических проблемах, возникающих в процессе прохождения процедуры ликвидации юридических лиц .......................................195
Коваленко А. О.
Единственное жильё как предмет ипотеки .....198
Ковальчук А. К.
Некоторые аспекты участия защитника в суде первой инстанции .............................200
Козлова А. М.
Ответственность за налоговые правонарушения анализ применения в РФ .............................203
Кочуганова Е. А.
Проблема разграничения легкомыслия и косвенного умысла в судебной практике по уголовным делам .......................................205
Краузов И. Н.
Понятие и признаки корпораций в Российской Федерации ................................................207
Кутузов М. А.
Проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних в современной России ................................209
Левковский В. А, Толстая Е. А.
ЕСПЧ: история и перспективы развития .........210
Мареев П. Г.
Правовое регулирование и общая характеристика банкротства физических лиц .......................213
Маркова Е. В.
Отдельные проблемы административно- правового регулирования в сфере образования..............................................216
Миронова А. А.
Сведения о жертве серийного преступления как элемент криминалистической характеристики
Молодой учёный» . № 13 (408) . Апрель 2022 г.
vi
Содержание
Муравьева А. А.
Реализация права на судебную защиту местного самоуправления .........................................220
Орлова А. А.
Цифровая трансформация плюсы и минусы внедрения. Взаимосвязь с областью права .......................................................221
Осипов В. В.
Уголовно-процессуальные механизмы противодействия терроризму в СССР и современной России ................................224
Петросова КМ, Федорова И. А.
Роль контролирующих органов кредитного потребительского кооператива в делах о банкротстве ............................................226
Плыс А. С.
Доведение до самоубийства несовершеннолетних и беспомощных проблемы правоприменения ......................................233
Плыс А. С.
Уголовно-правовое соотношение составов преступлений, предусмотренных статьями 110 и 110.1 Уголовного кодекса Российской Федерации ................................................236

“Young Scientist” . # 13 (408) . April ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Стратегия национальной безопасности РФ в свете современных угроз
Акимов Георгий Александрович, студент
Научный руководитель Индык Константин Петрович, кандидат юридических наук, доцент
Северо-Западный институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Санкт-Петербург)
Современный мир ставит перед государством новые задачи в расширении политики национальной безопасности. Каждый день число угроз национальным интересам возрастает, а система безопасности устаревает и её необходимо модернизировать. На основе анализа Стратегий национальной безопасности Российской Федерации, действующих в разное время, можно сделать выводы о том, что стратегические приоритеты расширяются, государство выделяет новые направления, создает новые условия обеспечения безопасности на разных уровнях, однако самыми важными остаются оборона страны и сбережение народа России. Особое внимание, в частности, уделяется обостренным российско-украинским отношениям. В связи с этим информационной безопасности уделяется меньше внимания, результатом этого становится информационная война, к которой Россия оказалась неготова. Развитие системы национальной безопасности необходимо ив дальнейшем для сохранения национальных интересов государства и его народа. Автором статьи представлен анализ документов стратегического планирования, на основе которых выстраивается система национальной безопасности. В статье рассмотрены основные угрозы национальным интересами суверенитету Российской Федерации и их юридическое обоснование.
Ключевые слова национальная безопасность, стратегия национальной безопасности, национальные интересы, информационная безопасность.
П
онятие национальной безопасности в Российской Федерации вошло в политико-правовой язык в х годах прошлого столетия. Первое упоминание термина национальная безопасность было в федеральном законе от 20 февраля
1995 года № 24-ФЗ Об информации, информатизации и защите информации. Закрепление определения термина в Послании Президента Российской Федерации О национальной безопасности было осуществлено в 1996 году. В дальнейшем система национальной безопасности начала стремительное развитие, об этом свидетельствуют принятые в х годах нормативно-правовые акты, регламентирующие направления политики безопасности Российской Федерации.
На современном этапе в Российской Федерации осуществлением внутренней и внешней политики занимается Президент РФ — высшее должностное лицо государства, он же и принимает меры по охране суверенитета РФ, территориальной целостности, поддерживает гражданский мири согласие в стране. Эти положения закреплены в статье 80 Конституции Российской Федерации [1], они обязывают действующего Президента РФ создавать условия для реализации мер по обеспечению национальной безопасности.
Одним из ключевых документов, регламентирующих политику национальной безопасности является принятая Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 О Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, основные положения которой определяют стратегические приоритетные направления, цели и задачи государственной политики для защиты национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Она основана на принципах Конституции Российской Федерации, положениях федеральных законов от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ О безопасности [9] и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ О стратегическом планировании в Российской Федерации На основе анализа положений Стратегии можно выделить следующие стратегические национальные приоритеты, обеспечение и защита которых осуществляется за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала) оборона страны) государственная и общественная безопасность) информационная безопасность) экономическая безопасность) научно-технологическое развитие) экологическая безопасность и рациональное природопользование) защита традиционных российских духовно-нрав- ственных ценностей, культуры и исторической памяти
Молодой учёный»

. № 13 (408) . Апрель 2022 г.
170
Юриспруденция
9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество Сравнительный анализ Стратегий 2015 и 2021 годов позволяет увидеть динамику развития политики безопасности, распространяющей своё действие на новые сферы жизни из-за вызовов, которые бросает современный мири его реалии. Так в новую Стратегию были добавлены некоторые положения, которые ранее отсутствовали в Стратегии, принятой в 2015 году и утратившей силу в 2020 году [3]. Эти изменения в документах свидетельствуют о постоянно возрастающем количестве внешних и внутренних угроз. В их числе угрозы санитарно-эпи- демиологического благополучия населения, повышение уровня неравенства граждан в зависимости от их доходов, наращивание военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора вблизи российских границ, активизация разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации крупных военных формирований и ядерного оружия. Формирование новых положений в Стратегии национальной безопасности было связано со стремительным распространением новой коронавирусной инфекцией, повлекшей за собой рост смертности и проблемы с демографией в стране, обострением ситуации на российско-украинских границах, усилением военной мощи НАТО и США, а также проведение их учений в Прибалтике, вспышками незаконных акций и демонстраций на территории Российской Федерации, а также иных стран, входящих в Содружество независимых государств. В целях защиты от выявленных угроз Совет безопасности РФ уделил особое внимание повышению уровня санитарно-эпиде- миологического благополучия, созданию условий для мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение ее военной безопасности [2]. За время пандемии новой коронавирусной инфекции российская система здравоохранения улучшила свою работу и качество оказываемой медицинской помощи, что говорит о ее следовании Стратегии.
В свою очередь и Вооруженные силы Российской Федерации претерпели множественные изменения в лучшую сторону наращивание военной мощи увеличило обороноспособность Российской армии. Однако, помимо Вооруженных сил за охрану границ отвечает и Пограничная служба в структуре Федеральной Службы Безопасности, которая обеспечивает защиту от угроз терроризма и разведывательной деятельности спецслужб зарубежных государств. Возникновение таких угроз зачастую связано с процессами глобализации и стремлением Запада получить преимущества в экономической, военной и политической сферах.
В новой редакции Стратегии также упомянуты и новые задачи внутренней политики, стоящие перед органами государственной власти по части защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Однако, условия, которые имеются сейчас не в полной мере могут способствовать реализации поставленных задач, т. к. системы пожаротушения лесных территорий не могут обеспечить должную защиту от лесных пожаров в полной мере, о чем свидетельствуют обширные выгоревшие территории лесных массивов Западной Сибири.
Наибольшей угрозой национальному суверенитету стали обостренные российско-украинские отношения. Этот вопрос актуален уже на протяжении 8 лети имеет разные точки зрения. Однако, ситуация обострилась в феврале 2022 года, а конкретно из-за выступления Президента Украины Владимира Зеленского на Мюнхенской конференции по безопасности, входе которого он предложил странам Запада размещение ядерного вооружения на территории Украины, а также упомянул про поставки новых видов вооружения. Владение Украиной ядерным вооружением и современными видами вооружений могут стать серьезными вызовами для дополнительного развёртывания Вооруженных сил Российской Федерации на границах с Украиной, это обосновано частью 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации [1], которая запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Рассматривая данный вопрос сточки зрения международного права можно сослаться на статью 51 главы 7 Устава ООН [5], которая предусматривает права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.
Не менее серьезной угрозой можно считать кибератаки и информационные преступления, которые совершаются достаточно часто. К ним можно отнести взломы сайтов и банковских систем, кражу персональных данных. Нельзя исключать и факт информационной войны, которая создает антиправительственные и националистические настроения среди населения, пропаганду запрещенных организаций, а также призывает к осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых беспорядках. Осуществление контроля за размещением материалов в сети Интернет осуществляет Роском- надзор, но контроль осуществляется в недостаточной мере, о чем свидетельствуют факты проведения незаконных митингов в марте и апреле 2021 года, феврале 2022 года, призывы к которым размещались в сети Интернет организациями, признанными иностранными агентами. Действия организаций, признанных иностранными агентами, в данной ситуации считаются противозаконными, а конкретно нарушают п. 1 статьи 15.2 закона от 27.07.2006 N149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и защите информации [4]. На основании фактов наличия публикаций о призывах косу- ществлению экстремистской деятельности и проведению незаконных митингов можно сделать вывод о том, что защита информации в Российской Федерации осуществляется не на должном уровне.
На основе всего вышеупомянутого следует сделать вывод о том, что 21 век — век совершенно новых вызовов и угроз, которые ставит перед органами государственной власти, обеспечивающими безопасность, современность. Угрозы ядерного нападения, терроризм, угроза национальному суверенитету, угроза здоровью нации — заставляют пересматривать действующие положения политики национальной безопасности для их дальнейшего усовершенствования. Защита национальных интересов стала ежедневной повесткой дня Президента РФ, Правительства РФ и Федерального Собрания РФ. Наиболее приоритетными направлениями для органов власти являются оборона, здоровье нации и экономическая устойчивость.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными входе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru
2. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 О Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации http://www.consultant.ru
3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N683 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации http://www.
consultant.ru
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и защите информации http://www.consultant.ru
5. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 года, с поправками от 17 декабря 1963 года,
20 декабря 1965 года, 20 декабря 1971 года http://www.consultant.ru
6. Конкин, В. С. Национальная безопасность современной России / В. С. Конкин. — Текст электронный // cyberleninka.ru: сайт. —
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-bezopasnost-sovremennoy-rossii/viewer (дата обращения 17.03.2022)
7. Макарейко, Н. В. Проблемы номативного правового регулирования национальной безопасности / Н. В. Макарейко. — Текст электронный // cyberleninka.ru: сайт. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nomativnogo-pravovogo-reg- ulirovaniya-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения 17.03.2022)
8. Шободоева, А. В. Стратегия национальной безопасности РФ и ее вклад в развитие понятийного аппарата общей теории национальной безопасности РФ / А. В. Шободоева. — Текст электронный // cyberleninka.ru: сайт. — URL: https://cyberlen- inka.ru/article/n/strategiya-natsionalnoy-bezopasnosti-rf-i-ee-vklad-v-razvitie-ponyatiynogo-apparata-obschey-teorii-natsional- noy-bezopasnosti-rf (дата обращения 17.03.2022)
9. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ О безопасности http://www.consultant.ru
10. Федеральный закон от 28 июня 2014 года N172-ФЗ О стратегическом планировании в Российской Федерации Разграничение организованной группы и преступного сообщества


Бадюл Оксана Сергеевна, студент
Байкальский государственный университет (г. Иркутск)
В статье проводится анализ таких форм соучастия, как организованная группа и преступное сообщество. Определяются критерии, позволяющие проводить их разграничение. Выявляются проблемы их разграничения в научной и правоприменительной деятельности. Рассматриваются научные подходы к дискуссионным вопросам по разграничению организованной группы и преступного сообщества. Подводится итоги вносятся соответствующие предложения по изменению действующего уголовного закона.
Ключевые слова организованная преступность, организованная группа, преступное сообщество, соучастие, разграничение.
О
рганизованная преступность всегда представляла наибольшую опасность для общества и государства. Информа- ционно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации провел мониторинг выявленных лиц в составе организованной группы или преступного сообщества с 2010 г. по 2021 г. Данный мониторинг показывает динамику роста данных лиц, начиная с 2013 г. Рекордное количество зафиксировано в 2021 г. По сравнению с 2020 г. увеличение произошло на 20%, в то время как в прошлые года данная цифра не превышала 15% [1]. Данный мониторинг позволяет сделать вывод о том, что с каждым годом наблюдается тенденция к увеличению участников организованной преступности. Поэтому считается важными актуальным проводить разграничение организованной преступности и преступного сообщества для правильной квалификации деяния и назначения справедливого наказания.
Организованная группа и преступное сообщество являются формами соучастия. Так, ч. 3 ст. 35 Уголовного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что преступное сообщество сочетает в себе все признаки организованной группы, однако обладает и другими характерными особенностями, в частности) Преступное сообщество является структурированной организованной группой или объединением организованных групп) Создается исключительно для совершения тяжких или особо тяжких преступлений) Имеет своей целью получение финансовой или материальной выгоды прямо или косвенно В уголовном законодательстве проблем разграничения организованной группы и преступного сообщества не возникает. Однако в правоприменительной и научной деятельности возни
Молодой учёный» . № 13 (408) . Апрель 2022 г.
172
Юриспруденция
кают споры при разрешении вопроса о соотношении организованной группы и структурированной организованной группы, поскольку законодательно не закреплено понятие структури- рованности в преступном сообществе.
Наука уголовного права предлагает следующие точки зрения на содержание признака структуры преступного сообщества. Так, П. Сафонова отмечает решающее значение верного толкования признака структурированности как для разграничения преступного сообщества и организованной группы, таки для квалификации деяния. Она считает, что структурированная организованная группа должна иметь сложную структуру и включать в себя подгруппы. Также отмечается необходимость в особом выделении руководящего элемента и группы исполнителей. Помимо этого, могут выделяться подгруппы пособников (те. лиц, помогающих осуществлению преступной деятельности путем дачи указаний, устранением преградит. д) [3, с. 27–29]. Другие ученые придерживаются похожей точки зрения и считают данный признак одним из ключевых. По их мнению, он отличает преступное сообщество от иных форм. В этом ключе структурированность раскрывается как объединение нескольких организованных групп со своими подразделениями, которые осуществляют свою деятельность для достижения определенных преступных целей [4, с. Поданному дискуссионному вопросу свое мнение выдвинул Пленум Верховного Суда РФ. В своем постановлении он определяет структурированность как группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких преступлений, состоящую из подразделений, характеризующихся стабильностью состава и согласованностью своих действий. Помимо того, структурированной организованной группе присуще централизованное управление, сплоченная деятельность всех элементов с распределением роли каждого из них Рассматривая судебную практику, стоит сказать о том, что признак структурированности является важным для право- применителя в определении преступного сообщества. Так, согласно Приговору суда поч ст. 210 УК РФ № 1–352/2017, преступное сообщество поданному делу представляло собой структурированную организованную группу, включающую в себя два функционально обособленных структурных подразделения с четко построенной иерархической структурой Вышесказанное говорит о том, что вопрос о признаке струк- турированности преступного сообщества является спорным. На основании рассмотренных точек зрения, представляется, что структурированность не может лежать в основе разграничения данных форм соучастия, поскольку понятие структуры предполагает определенную организацию, устройство, совокупность определенных элементов и т. д. Исходя изданного подхода можно сказать о том, что и организованная группа, и преступное сообщество предполагает структурированность. Такого же мнения придерживается С. А. Коротков, говоря о том, что признак организованности касается как преступного сообщества, таки организованной группы Также критерием разграничения организованной группы и преступного сообщества является конечная цель действий. Согласно ч. 4 ст. 35 УК РФ члены преступного сообщества объединяются в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой, или иной материальной выгоды Наука уголовного права оспаривает количественную характеристику цели, объясняя это тем, что отсутствует необходимость в организации сложной структуры для совершения лишь одного преступления. В связи с этим научным сообществом предлагается внести корректировки в действующий уголовный кодекс ив качестве определяющего признака преступного сообщества отметить систематичность, те. совершение хи более преступлений [8]. Количественная характеристика данного элемента довольно относительна, поскольку количество совершаемых преступлений будет зависеть от различных факторов тщательность разработки плановых преступлений, наличие коррумпированных связей, профессионализм членов сообщества и т. д. Поэтому целесообразнее ограничиться указанием на систематичность преступлений.
Также в науке уголовного права вызывает дискуссию качественный критерий цели деятельности — совершение тяжких или особо тяжких преступлений. Уголовный закон не предусматривает совершение преступным сообществом преступлений легкой или средней тяжести. ГМ. Дашковская и Э. А. Капи- тонова считают, что часть преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков приобретают более серьезный характер при вмешательстве в них преступных сообществ. Такими преступлениями являются ч. 1 ст. 230 УК РФ (склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ, ч. 1 с. 232 УК РФ (организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ. Данные составы являются преступлениями средней тяжести, что исключает привлечение членов преступных сообществ к уголовной ответственности [9]. Следует отметить, что цель преступного сообщества не сводится к тому, что они должны совершать только тяжкие или особо тяжкие преступления. Наряду сними, могут совершаться преступления и более легких степеней тяжести ради исполнения тяжких или особо тяжких преступлений. В данном случае при квалификации деяния будут учитываться субъективные категории — осознание иными членами преступного сообщества необходимости совершения таких преступлений. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации, оценка всех преступлений членов преступного сообщества производится по квалифицирующему признаку совершения ими в составе организованной группы, что предполагает большую общественную опасность [4]. В данном случае эти преступления переходят как минимум в категорию тяжких. Исходя из позиции научного сообщества и Пленума Верховного суда можно сделать о том, что для преступного сообщества наиболее характерно совершение тяжких и особо тяжких преступлений, но наряду сними могут совершаться и преступления меньшей степени тяжести.
Завершающей характерной особенностью преступного сообщества является результат, на который нацелены члены преступного сообщества — получение прямо или косвенно финансовой, или материальной выгоды. Эта характеристика является относительно молодой — в 2009 г. была включена в российское законодательство из Конвенции ООН Против транснациональной организованной преступности. В дальнейшем в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 12 от 10 июня 2010 г. этот вопрос был наиболее широко раскрыт. Согласно Постановлению, прямое получение финансовой или материальной выгоды это тяжких или особо тяжких преступлений, в результате которых непосредственно происходит посягательство на имущество, которое впоследствии обращается в пользу членов преступного сообщество. По косвенной материальной или финансовой выгодой понимается отсутствие непосредственного посягательства на чужое имущество совершением тяжких или особо тяжких преступлений, однако в дальнейшем как члены преступного сообщества, таки другие лица получают денежные средства или права на имущество. Данный признак должен устанавливаться процессуальным путем с учетом конкретных обстоятельств дела, т. к. отсутствие лишь этого признака может ставить под угрозу наличие преступного сообщества. В таком случае предлагается данный признак рассматривать в качестве факультативного.
В результате проведенного анализа научных подходов, судебной практики и разъяснений Пленума Верховного Суда можно сделать вывод о том, что имеющиеся критерии разграничения организованной группы и преступного сообщества являются недостаточными и неспособными в полной мере проводить разграничение данных форм соучастия. Несомненно, это доказывает несовершенство уголовного закона в вопросе признаков преступного сообщества, а в частности, в толковании их органами следствия, судебными органами, а также научным сообществом. Для правоприменительной деятельности признаками, позволяющими проводить разграничение являются структурированность сообщества, тесное взаимодействие ее участников, цель создания, а также общая материальная база, которая обеспечивает функционирование и развитие преступного сообщества. Поэтому поводу предлагается разделить признаки преступного сообщества на обязательные и факультативные. К обязательному следует относить систематичность совершения преступлений. К дополнительным признакам стоит отнести следующее получение прямо или косвенно финансовой, или иной материальной выгоды, совершение тяжких или особо тяжких преступлений и др. Все приведенные выше рассуждения в очередной раз подчеркивают необходимость корректировки ч. 4 ст. 35 УК РФ в части признаков преступного сообщества для наиболее эффективного применения закона в практической деятельности правоохранительных и судебных органов и борьбе сорганизованной преступностью.
Литература:
1. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ Электронный ресурс. — URL: http://crimestat.ru/offenses_
chart (дата обращения 27.02.2022).
2. Уголовный кодекс РФ Федеральный закон от 13.06.1996 N63-ФЗ (ред. от 28.01.2022 г) // СПС Консультант Плюс. Сафонова П. Э. Структурированность организованной группы понятие и ее установление // Российский следователь. —
2013. — № 9. — C. 27–29 4. Тарбагаев А, Челнокова Т. Проблемы квалификации преступлений, совершенных участниками преступного сообщества Уголовное право. — 2012. — № 3. — С. 62–64.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 г. № 12 О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2010. — № 1 6. Приговор Промышленного районного суда г. Самары от 07.08.2017 по делу № 1–352/2017 Электронный ресурс. — URL: https://sud-praktika.ru/precedent/455942.html/ (дата обращения 27.02.2022).
7. Коротков С. А. Преступное сообщество (преступная организация) и ответственность их участников по российскому уголовному праву // Проблемы борьбы с преступностью. — 2020. — № 2(11). — С. 24–27.
8. Агапов П. В. Основы противодействия организованной преступной деятельности автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Мс. Дашковская ГМ, Капитонова Э. А. Проблемы выявления, расследования и квалификации деятельности преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков // Наркоконтроль. — 2006. — № 1. — С. Особенности привлечения сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей в выходной или праздничный день

Бовбеков Шевкет Замирович, слушатель
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
В статье изучены особенности режима служебного времени в органах внутренних дел, в частности особенности привлечения сотрудников органов внутренних дел к выполнению сверхурочной работы, к выполнению служебных обязанностей в выходные или праздничные дни ив ночное время
Молодой учёный»

. № 13 (408) . Апрель 2022 г.
174
Юриспруденция
Ключевые слова служебное время, сотрудник ОВД, особенности привлечения, сверхурочная работа, выходные или праздничные дни, ночное время.
В
опросы, связанные с привлечением сотрудников ОВД РФ к выполнению служебных обязанностей в выходной или праздничный день, в первую очередь, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации далее ФЗ О службе) [1], а также Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 01.02.2018 г.
№ 50 (далее — Порядок прохождения службы) [2], которые учитывают специфику служебной деятельности в органах и подразделениях внутренних дел. Однако, некоторые вопросы прохождения службы, касающиеся, в том числе, и вопросов привлечения сотрудников к работе в выходные и праздничные дни, и не урегулированные специальным законодательством, разрешаются в соответствии с действующим трудовым законо- дательством.
Прежде, чем перейдем к особенностям привлечения сотрудников ОВД к работе в выходные и праздничные дни, определим, что это за дни сточки зрения действующего трудового законодательства?
На сегодняшний день определения указанных понятий в трудовом законодательстве отсутствуют, что приводит к неоднозначному толкованию указанных понятий, их смешиванию.
Во-первых, отметим, что ст. 107 ТК РФ определены виды времени отдыха, среди которых — выходные дни и нерабочие праздничные дни. При этом, выходные дни, как указано в ТК РФ, представляют собой еженедельный непрерывный отдых [3]. Достаточно спорным, на наш взгляд, является такое определение понятия выходные дни, поскольку не всегда такой отдых в качестве выходных дней является непрерывным. Так, в ТК РФ в ст.ст. 107, 111 упоминается о выходных днях, но также о выходных днях упоминается ив других статьях кодекса. Так, например, в соответствии сост лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, имеют право на дополнительные оплачиваемые выходные дни. Кроме того, наряду с понятием выходной день на практике ив законодательстве применяется и такое понятие, как дополнительное время отдыха — своего рода выходной день, который применяется в случаях, определенных законом. Исходя из этого, все выходные дни можно поделить на группы:
выходные дни, которые представляют собой еженедельный непрерывный отдых (например, суббота и воскресенье при пятидневной рабочей неделе);
дополнительные выходные дни;
дополнительные дни отдыха, которые предоставляются работнику дополнительно как компенсация (например, дополнительный день отдыха, предоставляемый за работу в выходной день. Такие выходные дни могут предоставляться работнику в любой день недели, поэтому они и не подпадают под понятие еженедельный непрерывный отдых. Возможно, целесообразно было бы дополнить перечень видов времени отдыха, закрепленный в ст. 107 ТК РФ, еще двумя видами — дополнительный выходной день определенным категориям работников и дополнительный день отдыха (как компенсация за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени).
Что касается определения понятия выходной день, на наш взгляд, под таковым следует понимать — день недели, в течение которого работник освобождается от выполнения трудовых обязанностей и который может быть использован им по своему усмотрению, предоставляемый ему для отдыха и вос- становления.
Перейдем к рассмотрению понятия нерабочий праздничный день. В ст. 107 ТК РФ к перечню видов времени отдыха относится и нерабочий праздничный день. В ст. 112 кодекса перечислены нерабочие праздничные дни, в которые работники освобождаются от выполнения своих трудовых обязанностей. Указанное понятие в Трудовом кодексе РФ также не закреплено. На наш взгляд, под нерабочим праздничным днем следует понимать день недели, в течение которого работник освобождается от выполнения трудовых обязанностей и который может быть использован им по своему усмотрению, предоставляемый ему в связи с календарным событием политического, религиозного или гражданского характера.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дня выходной день переносится в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 112 ТК РФ.
Что касается особенностей осуществления служебных обязанностей сотрудником полиции в выходные и нерабочие праздничные дни, то, прежде всего, стоит сказать о том, что в силу специфики выполняемых ним служебных обязанностей, ответственного характера службы, привлечение последнего к работе в указанные дни осуществляется в особом порядке, который закреплен ведомственным законодательством.
Так, режим служебного времени сотрудника полиции устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка соответствующего, органа, подразделения, в котором проходит службу сотрудник. Правила внутреннего служебного распорядка представляют собой один из основных локальных актов, который должен определять количество служебных дней вне- делю и количество выходных, содержать указание на пяти- или шестидневную служебную неделю, определять продолжительность ежедневной работы, те. продолжительность служебного дня и перерыва в течение дня. Иными словами, в правилах внутреннего служебного распорядка фиксируется продолжительность служебного времени с учетом ограничения максимальной продолжительности служебного времени в неделю в 40 часов (36 часов в неделю — для сотрудников полиции женского пола, осуществляющих служебную деятельность в районах Крайнего Севера и пр.).
Однако в силу специфических функций в соответствии с действующим законодательством сотрудник внутренних дел при возникновении особых обстоятельств, может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 53 ФЗ РФ О службе) [4].
ФЗ О службе не определяет перечень таких обстоятельств, при возникновении которых возможно такое привлечение. Однако из содержания п. 274, п. 275 Порядка прохождения службы следует, что такая служебная необходимость определяется в каждом конкретном случаев зависимости от обстоятельств, которые послужили основанием для привлечения к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности. Кроме того, правом привлечения сотрудника к работе в выходные и нерабочие дни обладают Министр, его заместитель, руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России, начальник структурного подразделения МВД России, в составе которого имеется кадровое подразделение, которому он подчинен по службе. Оформляется привлечение правовым актом руководителя соответствующего уровня, с которым сотрудник должен быть ознакомлен под расписку. Однако, такое привлечение возможно ив устной форме, в случаях, не терпящих отлагательств п. 276) [5]. Такое решение уполномочен принять непосредственный руководитель, нов двухдневный срок обязан уведомить об этом руководителя из числа тех, кто перечислен выше.
Согласно п. 284 Порядка прохождения службы за привлечение сотрудника к исполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни ему положена компенсация в виде предоставления дополнительного дня отдыха в другие дни недели. Именно предоставление целого дня отдыха отличает компенсацию за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (независимо от количества часов, которые сотрудник проработал) от компенсации за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, за которые предусмотрена компенсация в виде предоставления дополнительного времени отдыха.
Определенные особенности имеются в привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудников полиции, для которых установлен ненормированный служебный день. В соответствии с п. 286 такие сотрудники могут привлекаться эпизодически к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Решение о таком привлечении принимается прямым руководителем. Данные сотрудники полиции также имеют право наравне с другими на компенсацию такого привлечения в виде предоставления им дополнительного дня отдыха.
Однако следует отметить, что не во всех случаях запри- влечение к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам компенсируется такое привлечение предоставлением дополнительного дня отдыха. К таким исключительным случаям относятся выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. в период:
действия военного или чрезвычайного положения;
действия контртеррористической операции;
вооруженного конфликта;
ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. сотрудникам, осуществляющим своих служебные обязан- ности:
на основании графика сменности (зачастую выполнение служебных обязанностей сотрудниками ОВД проходит по сменам, сутки через двое или сутки через трое, те. в суточном режиме. В этом случае, например, когда сотрудник привлекается к суточному дежурству в выходной для него день — св субботу до 08.00 воскресенья, то за привлечение к выполнению служебных обязанностей в выходные дни с 08.00 до 22.00 субботы и 06.00 до 08.00 воскресенья сотрудники должно быть представлено два дополнительных дня отдыха при суммированном учете служебного времени в пределах нормальной продолжительности служебного времени;
выполняющим задачи по охране правопорядка и общественной безопасности в отдельных регионах Российской Федерации в особых условиях, обусловленных выполнением служебных обязанностей в условиях повышенной опасности для жизни и здоровья, изменением режима служебного времени, введением дополнительных ограничений. Таким сотрудникам вместо дополнительных дней отдыха предоставляются надбавки и повышающие коэффициенты к денежному доволь- ствию.
Основанием для предоставления дополнительного дня отдыха является соответствующий рапорт сотрудника. Рапорт должен быть согласован с непосредственным руководителем начальником. Рапорт подается руководителю (начальнику, обладающему полномочиями на принятие решения о предоставлении дополнительного дня отдыха. О принятом пора- порту решении уведомляется сотрудник, подававший рапорт. Затем рапорт передается лицу, ответственному заведение табеля учета служебного времени.
Следует подчеркнуть, что сотрудник при наличии у него права на дополнительный день отдыха, не может самовольно его использовать, минуя порядок, установленный Порядком прохождения службы. Вместо компенсации в виде предоставления дополнительного дня отдыха за привлечение к выполнению служебных обязанностей в выходной или нерабочий праздничный день сотрудник может претендовать на материальную компенсацию за такое привлечение. Для ее получения он должен обратиться с рапортом о предоставлении такой компенсации. Порядок выплаты компенсации регулируется приказом МВД России от 31 марта 2021 г. № 181 Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [7]. Затем уполномоченным руководителем издается приказ о предоставлении денежной компенсации, в котором указывается количество дней, за которые предоставляется компенсация. Компенсация предоставляется за количество дней, которые не превышают нормы, установленной трудовым законодательством в ст. 99 ТК РФ Достаточно часто на практике возникают вопросы относительно периода времени, в течение которого сотрудник может реализовать свое право на дополнительный день отдыха запри Молодой учёный» . № 13 (408) . Апрель 2022 г.
176
Юриспруденция
влечение к выполнению служебных обязанностей в выходной или нерабочий праздничный день. Нив ФЗ О службе, нив Порядке прохождения службы такой период нормативно не определен. В повседневной служебной деятельности сотруднику полиции не всегда удается реализовать право на дополнительный день отдыха в силу загруженности. Дополнительные дни отдыха накапливаются и при возможности могут быть присоединены к основному оплачиваемому отпуску. Но как быть в случаях, когда у сотрудника нет возможности реализовать свое право на дополнительные дни отдыха или денежную компенсацию в том году, когда он привлекался к выполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни и даже в следующем году?
Возможно ответить на поставленный выше вопрос, получится в результате анализа судебной практики. Так, из определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2016 г. № КГ поиску НМ. Бу- хольцевой к Восточно-Сибирскому линейному управлению МВД РФ на транспорте о предоставлении дополнительных дней отдыха следует, что использование сотрудником ОВД РФ права на дополнительный день отдыха за привлечение к выполнению служебных обязанностей в выходной или нерабочий праздничный день возможно при соблюдении трех условий:
факт, свидетельствующих о привлечении сотрудника к выполнению служебных обязанностей в выходной или нерабочий праздничный день;
желание сотрудника, о котором свидетельствует поданным им рапорт, согласованный с непосредственным руководителем;
соблюдение срока обращения к руководителю. Согласно п. 285 Порядка прохождения службы дополнительные дни отдыха, образовавшиеся в текущем году, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника либо могут быть использованы в течение следующего года. Возникает закономерный вопрос, возможно ли присоединение неиспользованных за предыдущий год ив течение последующего года дополнительных дней отдыха к основному отпуску последующего года?
Постараемся ответить на этот вопрос, исходя из позиции Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России, согласно которой, если дополнительные дни отдыха небыли использованы своевременно (те. в текущем году или в течение следующего года, денежная компенсация за них выплачиваться не будет. Соответственно, можно сделать вывод о том, что и присоединяться такие дни к основному ежегодному отпуску в следующем году, затем в котором сотрудник получил право на дополнительные дни отдыха, не могут [9]. А, следовательно, если сотрудник не реализовал свое право в указанный выше период, то это право аннулируется.
Таким образом, вопросы, связанные с привлечением сотрудников ОВД РФ к выполнению служебных обязанностей в выходной или праздничный день, регулируются ФЗ О службе, Порядком прохождения службы, а также трудовым законодательством в части, не урегулированной ведомственными нормативными правовыми актами. На сегодняшний день определения понятий выходной день, нерабочий праздничный день в трудовом законодательстве отсутствуют, что приводит к неоднозначному толкованию указанных понятий, их смешиванию. В ст. 107 ТК РФ определены виды времени отдыха, среди которых — выходные дни и нерабочие праздничные дни. При этом, выходные дни, как указано в ТК РФ, представляют собой еженедельный непрерывный отдых, что является достаточно спорным, поскольку не всегда такой отдых является не- прерывным.
Все выходные дни можно разделить на группы выходные дни, которые представляют собой еженедельный непрерывный отдых дополнительные выходные дни дополнительные дни отдыха, которые предоставляются работнику дополнительно как компенсация. Такие выходные дни могут предоставляться работнику в любой день недели, поэтому они и не подпадают под понятие еженедельный непрерывный отдых. Целесообразно было бы дополнить перечень видов времени отдыха, закрепленный в ст. 107 ТК РФ, еще двумя видами — дополнительный выходной день определенным категориям работников и дополнительный день отдыха (как компенсация за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени).
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 гс изменениями, одобренными входе общероссийского голосования 01.07.2020). Москва Эксмо, 2020. 64 с. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (редакция от 30.04.2021 г. Электронный ресурс. — Режим доступа URL: https://base.garant.ru/12192456/9d6506b7354f91b33cd5839dca900db1/
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (редакция от 28.06.2021 г. Электронный ресурс. — Режим доступа URL: https://base.garant.ru/12125268/
4. Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации приказ МВД России от 01.02.2018 г. № 50 (редакция от 24.11.2020 г. Электронный ресурс. — Режим доступа URL: http://ivo.ga- rant.ru/#/document/71905114/paragraph/699:0 5. Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Приказ МВД России от 31.03.2021 г. № 181. Электронный ресурс. — Режим доступа URL: https://www.garant.ru/
products/ipo/prime/doc/400615907/
6. Письмо Департамента государственной службы и кадров МВД России от 14.06.2018 г. № 3. Электронный ресурс. — Режим доступа URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-MVD-Rossii-ot-14.06.2018-N-3_187707160050/

“Young Scientist” . # 13 (408) . April 2022
177
Jurisprudence
7. По вопросу предоставления дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни письмо Договорно-правового департамента МВД России от 15.01.2018 г. № 25–134. Электронный ресурс. — Режим доступа URL: https://ювао.мск.мвд.рф/document/16652382
Понятие, виды, общественная опасность наркопреступности
Герман Лика Григорьевна, студент
Дальневосточный институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (г. Хабаровск)
Ключевые слова наркомания, общественная опасность, наркопреступления, преступление, незаконный оборот наркотиков.
А
ктуальность темы обусловлена современными реалиями, которых наркопреступность является одной из глобальных проблем, угрожающих безопасности не только отдельных государств, но и всему человечеству. В этой связи необходимо дать характеристику понятию, видам, общественной опасности наркопреступности.
Единого определения наркопреступности доктриной не выработано. В самом общем виде под наркопреступностью принято понимать преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее — НСПВ). Так, как совокупность преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, еще в 2008 г. рассматривала наркопре- ступность Т. М. Клименко [6, с. 3]. Аналогичным образом рассматривает наркопреступность и А. В. Табаков, определяя нар- копреступность как преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, наркосодержащих растений и новых потенциально опасных психоактивных веществ [7, с. Представляется, что, так как сама наркопреступность носит комплексный характер, то и ее определение следует рассматривать комплексно. Так, в доктрине проблемы, связанные с наркотиками, принято рассматривать в двух аспектах — медицинском и социальном.
Термин наркомания является медицинским, в то время как термин «наркотизм» подразумевает явление социальное. Данное понятие является более широким, чем понятие наркомания. Так, В. А. Жбанков в этой связи отмечает, что наркотизм представляет собой такое состояние в обществе, в котором имеются злоупотребления наркотиками и вытекающие из этого негативные социальные последствия. Наркотизм включает в себя медико-биологическую, юридическую, социально-пси- хологическую составляющую [5, с. 24]. Очевидно, что нарко- тизм включает в себя множество различных аспектов. В частности, это и непосредственно механизм незаконного оборота наркотиков, и система идеологического воздействия на молодежь, с целью вовлечения ее в наркоманию и наркопреступ- ность, и организованная преступность в сфере наркобизнеса.
Наркомания же, являясь термином медицинского характера, представляет собой заболевание. Законодательное определение наркомании содержится в ст. 1 ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах от 08.01.1998 № 3-ФЗ« вред. от 08.12.2020. Согласно данному определению, под наркоманией понимается болезнь, обусловленная зависимостью от НСПВ. Соответственно, больным наркоманией признается лицо, которому на основании медицинского освидетельствования, проведенному в соответствии с установленными в законе условиями, поставлен диагноз наркомания. Само по себе данное заболевание не может быть преступным, как и любая другая болезнь. Признаки преступления наркомания приобретает только при совершении лицом, как зависящим, таки независящим от НСПВ, противоправных деяний. Таким образом, оба эти термина — наркомания и наркотизм тесно связаны между собой, они соотносятся как часть и целое соответственно. Поэтому и рассматривать наркотическую преступность следует комплексно, с учетом как социальных, правовых, таки медицинских аспектов.
Наркопреступность может быть классифицирована по самым различным основаниям. Так, в зависимости от возраста субъекта преступления, можно выделить подростковую и взрослую наркопреступность; в зависимости от предмета преступления можно выделить наркопреступность, связанную с наркотическими средствами наркопреступность, связанную с психотропными веществами наркопреступность, связанную с новыми потенциально опасными психоактивными веществами по признаку заболевания наркоманией можно выделить лиц, зависимых от НСПВ, и лиц, независимых от НСПВ; по целям совершаемых преступлений можно выделить лиц, совершающих преступление по причине заболевания наркоманией и лиц, совершающих данные преступления с корыстной целью преступления, непосредственно связанные с незаконным оборотом НСПВ, и преступления, несвязанные с незаконным оборотом НСПВ, но совершаемые лицами, больными наркоманией. Возможны и другие основания классификации наркопреступности, например, по признаку организованности. Преступления, связанные с незаконным оборотом НСПВ регламентированы ст. 228–234.1 Уголовного кодекса Российской
Федерации.
Уголовная ответственность предусмотрена за изготовление, переработку, перевозку, хранение, сбыт, хищение, вымогательство, контрабанду НСПВ, а также растений/частей растений, содержащих наркотические вещества, а также новых потенциально опасных психоактивных вещества также за неко-
Молодой учёный»
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18