Файл: Лекция 1 Предмет и метод философии. Место философии в системе культуры План лекции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 1. Философия, ее предмет и место в культуре
Лекция 1
Предмет и метод философии. Место философии
в системе культуры
План лекции:
-
Предмет. Специфика философского знания. -
Философия и мировоззрение. Функции философии. -
Место и роль философии в культуре.
-
Предмет. Специфика философского знания
Предметом философииявляются всеобщие связи в системе «человек - мир», философия - это рационально-теоретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении. В ходе развития философии представления о ее предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для крупнейшего древнегреческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств - искусством самопознания. Ученик Сократа, выдающийся философ античности Платон, считал философию познаниемистинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Величайший мыслитель Древнего мира Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Термин «метафизика» впервые был использован в античности философами и толкователями текстов Аристотеля как синоним слова «философия». Для античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Философией древние греки называли всю сумму теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию - с другой.
В Средние века философия выступала служанкой богословия и схоластики, она выполняла функцию дополнительного инструмента в богословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как и древние греки, любое теоретическое знание называли философским. Новое время определило философию как
науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, знаменитый английский философ и государственный деятель Нового времени Ф. Бэкон относил к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а основоположник европейской философской классики Р. Декарт уподоблял философию дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви - все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII века остается соотнесение философии с познающим разумом.
Расширительное понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII века. Во второй половине XVIII - начале XIX века происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX веке философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном. Так, великий немецкий философ – диалектик Г.Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. Основоположник немецкой классической философии И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.
В XX веке проявилось большое разнообразие трактовок предмета философского исследования. Так, неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях. Сохраняя понимание философии как науки о всеобщем, неокантианцы обнаруживают это всеобщее не в сфере познания, а в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается позитивистами как бессмысленная наука, в новом же облике она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания.
Заключая сказанное, следует подчеркнуть, что при всем разнообразии определений предмета философии сохраняется одна ее важная специфическая особенность: философия представляет собой рациональное знаниe о всеобщем. Однако всеобщность в
ней понимается по–разному в зависимости от решения основного вопроса философии – о соотношении материи и сознания.
Философские системы, будучи рефлексией над основаниями культуры, всегда несут на себе отпечаток времени от эпохи к эпохе. Тем не менее, во всех философских суждениях сохраняется общее, что позволяет идентифицировать их как философские. Как отмечалось выше, философские проблемы всегда сфокусированы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности. Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:
-
Что я могу знать? -
Что я должен делать? -
На что я смею надеяться?
Эти три вопроса объединяются в четвертом:
• Что такое человек?
И. Кант как великий философ первым из мыслителей Нового времени осознал антропоцентрический характер философского знания, тем самым существенно обогатил философию как науку о всеобщем.
В марксизме определяющая мировоззренческая постановка философской проблемы «человек - мир» сводится, прежде всего, к пониманию противоположностей «сознание - материя». Основным философским вопросом марксисты считают вопрос об отношении материи и сознания и о первичности материи. Таким образом, марксизм обращает внимание лишь на одну из возможных групп философских вопросов и придает им решающее значение в определении предмета и сущности философского знания.
Философия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных перспектив этой деятельности. Но поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа, то философские проблемы на каждом новом историческом этапе осмысляются по-иному. Так, вопрос о строении и происхождении мира появился уже в античной философии. Но вряд ли утверждение, что первоначалом мира является одна из природных стихий, удовлетворявшее древних греков, будет убедительным для современного человека. Или же интерпретация свободы как познанной необходимости у голландского мыслителя Б. Спинозы остается единственно возможной после размышлений о свободе Ф. Ницше в его философии воли или Ж.П. Сартра в его философии существования?
Как известно, в общем смысле методопределяется как система практических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата. Философский же метод является совокупностью только мыслительных приемов и правил. Основными особенностями метода в философии являются
комплексностьи релятивность.
Релятивность означает, что метод напрямую зависит от тех предпосылок, с которых начинается философское рассуждение. Эти предпосылки не всегда могут быть явными и осознанными. Можно сказать, что в философии точные определения и формулировки - результат размышления, а не его начало.
Философские категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ставится вопрос о причине самой причинности; в истории изучаются конкретные исторические события и факты, а философия занимается проблемой смысла истории вообще. Поскольку философские категории предельно общие, сложно найти им окончательное и адекватное определение. Поэтому предпосылки философского размышления могут оставаться неявными достаточно длительное время и выясняются только после того, как изменяются границы возможного исторического опыта.
Таким образом, философский метод, принципиально зависит от предпосылок, из которых исходит философ. Кроме того, философский метод всегда обусловлен особенностями предметa исследования, той совокупности связей, которые выделяются во всеобъемлющей системе «человек - мир». В современной философии одновременно сосуществуют несколько методов. Основными являются диалектический, феноменологический, герменевтический, структуралистский, антропологический. Часто в рамках одного философского исследования используются одновременно несколько методов.
Комплексность метода предполагает одновременное использование целого ряда приемов, которые реализуются в любом философском исследовании независимо от того, каких исходных предпосылок придерживается тот или другой мыслитель и какой предмет он рассматривает. Основными приемами, входящими в структуру любого философского метода, являются рефлексия- обращение мышления к собственным исходным предпосылкам; универсализация- выявление всеобщих форм бытия и мышления; тотализация- целостный охват отношений в системе «человек - мир». Кроме того, философский метод предполагает, такие универсальные приемы, как анализи синтез. Анализ
понимается как мысленное разложение целого до исходных составляющих, синтез - как мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований к новой целостности, объединение в единое целое отдельных сторон предмета. Анализ и синтез, как правило, не применяются в отрыве друг от друга, поскольку только их единство позволяет прояснить существенные связи действительности. В философии используется также абстрагирование- мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредоточения внимания на существенных. Еще одним универсальным приемом познания в философии выступает идеализация- мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Такие идеальные объекты опосредованно выражают реальные связи и отношения, существующие в действительности. Они представляют собой предельные случаи этих связей и отношений и служат средством их анализа.
2. Философия и мировоззрение. Функции философии
Большое значение в философской рефлексии предельных оснований культуры имеют такие функции философии, как мировоззренческая, синтетическая, критическая и методологическая. Основной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. Поэтому философию иногда называют самосознанием культуры.
Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.
Еще одной важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за пределы привычных знаний.
Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире. Вопрос «что такое бытие?» невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского знания в античной философии выразился в противопоставлении достоверного знания - «эпистемы» и