Файл: Лекция 1 Предмет и метод философии. Место философии в системе культуры План лекции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема № 1. Философия, ее предмет и место в культуре
Лекция 1

Предмет и метод философии. Место философии

в системе культуры
План лекции:

  1. Предмет. Специфика философского знания.

  2. Философия и мировоззрение. Функции философии.

  3. Место и роль философии в культуре.




  1. Предмет. Специфика философского знания

Предметом философииявляются всеобщие связи в системе «человек - мир», философия - это рационально-теоретичес­кое осмысление этих связей. В природе или культуре филосо­фию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, прелом­лено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и урод­стве, истине и заблуждении. В ходе развития философии представления о ее предмете ме­нялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для крупнейшего древнегреческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств - искусством самопознания. Ученик Сократа, выдающийся философ античности Платон, считал философию познаниемистинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (не­бытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Пла­тона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Величайший мыслитель Древнего мира Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричи­ны вещей, и называл ее госпожой наук. Термин «метафизика» впервые был использован в античности философами и тол­кователями текстов Аристотеля как синоним слова «филосо­фия». Для античности вообще характерно понимание филосо­фии как матери всех наук. Философией древние греки называли всю сумму теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию - с другой.

В Средние века философия выступала служанкой богосло­вия и схоластики, она выполняла функцию дополнительного инструмента в бо­гословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эманси­пация философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как и древние греки, любое теоретическое знание называли философ­ским. Новое время определило философию как
науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и неко­торые виды эмпирического знания. Так, знаменитый английский философ и государственный деятель Нового времени Ф. Бэкон относил к сфере философии естественную теологию, естественную фило­софию и учение о человеке, а основоположник европейской философской классики Р. Декарт уподоблял философию дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а вет­ви - все остальные науки. Несмотря на различие позиций, об­щим для всех философов XVII века остается соотнесение филосо­фии с познающим разумом.

Расширительное понимание предмета философии и отожде­ствление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII века. Во второй половине XVIII - начале XIX века происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX веке фило­софское знание как знание о всеобщем начинают противопос­тавлять конкретно-научному знанию о частном. Так, великий немецкий философ – диалектик Г.Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. Основоположник немецкой классической философии И. Кант опреде­ляет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.

В XX веке проявилось большое разнообразие трактовок предме­та философского исследования. Так, неокантианцы рассматри­вают философию как науку о ценностях. Сохраняя понимание философии как науки о всеобщем, неокантианцы обнаружи­вают это всеобщее не в сфере познания, а в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих зако­нах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понима­ет философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается позитивистами как бессмысленная наука, в новом же облике она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания.

Заключая сказанное, следует подчеркнуть, что при всем разнообразии определений предмета философии сохраняется одна ее важная специфическая особенность: философия представляет собой рациональное знаниe о всеобщем. Однако всеобщность в

ней понимается по–разному в зависимости от решения основного вопроса философии – о соотношении материи и сознания.

Философские системы, будучи рефлексией над основания­ми культуры, всегда несут на себе отпечаток времени от эпохи к эпохе. Тем не менее, во всех философских суждениях сохраняется общее, что позволяет идентифицировать их как философские. Как отмечалось выше, философские проблемы всегда сфокуси­рованы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельнос­ти. Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:

  • Что я могу знать?

  • Что я должен делать?

  • На что я смею надеяться?

Эти три вопроса объединяются в четвертом:

• Что такое человек?

И. Кант как великий философ первым из мыслителей Нового времени осознал антропоцентрический характер философского зна­ния, тем самым существенно обогатил философию как науку о всеобщем.

В марксизме определяющая мировоззренческая постановка философской проблемы «человек - мир» сводится, прежде всего, к пониманию противоположнос­тей «сознание - материя». Основным философским вопросом марксисты считают вопрос об отношении материи и сознания и о первичности материи. Таким образом, марксизм обращает внимание лишь на одну из возможных групп философских вопросов и придает им решающее значение в определении предмета и сущности философского знания.

Филосо­фия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных перспектив этой дея­тельности. Но поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа, то философские проблемы на каждом новом историческом этапе осмысляются по-иному. Так, вопрос о строении и происхождении мира появился уже в античной философии. Но вряд ли утверждение, что первоначалом мира является одна из природных стихий, удовлетворявшее древних греков, будет убедительным для современного человека. Или же интерпретация свободы как познанной необходимости у голландского мыслителя Б. Спи­нозы остается единственно возможной после размышлений о свободе Ф. Ницше в его философии воли или Ж.П. Сартра в его философии существования?

Как известно, в общем смысле методопределяется как система практи­ческих или мыслительных приемов и правил, следование кото­рым ведет к достижению желаемого результата. Философский же метод является совокупностью только мыслительных приемов и правил. Основными особенностями метода в философии яв­ляются
комплексностьи релятивность.

Релятивность означает, что метод напрямую зависит от тех предпосылок, с которых начинается философское рассужде­ние. Эти предпосылки не всегда могут быть явными и осознан­ными. Можно сказать, что в философии точные определения и формулировки - результат размышления, а не его начало.

Философские категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ста­вится вопрос о причине самой причинности; в истории изуча­ются конкретные исторические события и факты, а философия занимается проблемой смысла истории вообще. Поскольку фи­лософские категории предельно общие, сложно найти им окон­чательное и адекватное определение. Поэтому предпо­сылки философского размышления могут оставаться неявными достаточно длительное время и выясняются только после того, как изменяются границы возможного исторического опыта.

Таким образом, философский метод, принципиально зави­сит от предпосылок, из которых исходит философ. Кроме того, философский метод всегда обусловлен особенностями предметa исследования, той совокупности связей, которые выделяются во всеобъемлющей системе «человек - мир». В современной философии одновременно сосуществуют несколько методов. Основными являются диалектический, феноменологический, герменевтический, структуралистский, антропологический. Часто в рамках одного философского исследования используются од­новременно несколько методов.

Комплексность метода предполагает одновременное ис­пользование целого ряда приемов, которые реализуются в лю­бом философском исследовании независимо от того, каких исходных предпосылок придерживается тот или другой мыслитель и какой предмет он рассматривает. Основными приемами, входящими в структуру любого философского метода, являются рефлек­сия- обращение мышления к собственным исходным предпо­сылкам; универсализация- выявление всеобщих форм бытия и мышления; тотализация- целостный охват отношений в сис­теме «человек - мир». Кроме того, философский метод пред­полагает, такие универсальные приемы, как анализи синтез. Анализ
понимается как мысленное разложение целого до ис­ходных составляющих, синтез - как мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований к новой целостности, объе­динение в единое целое отдельных сторон предмета. Анализ и синтез, как правило, не применяются в отрыве друг от друга, поскольку только их единство позволяет прояснить существен­ные связи действительности. В философии используется также абстрагирование- мыслительный прием отвлечения от несу­щественных свойств и отношений объекта или явления и со­средоточения внимания на существенных. Еще одним универсальным приемом познания в философии выступает идеализация- мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Такие идеальные объекты опосредованно выражают реальные связи и отношения, суще­ствующие в действительности. Они представляют собой пре­дельные случаи этих связей и отношений и служат средством их анализа.
2. Философия и мировоззрение. Функции философии

Большое значение в философской рефлексии предельных оснований культуры имеют такие функции философии, как мировоззренческая, синтетическая, критическая и методологическая. Основной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия ос­мысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. По­этому философию иногда называют самосознанием культуры.

Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценнос­тей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.

Еще одной важной функцией философии является крити­ческая. Осуществляя рефлексию над предельными основания­ми культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что чело­век способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заг­лядывать за пределы привычных знаний.

Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достовер­ности предлагаемого мифом знания о мире. Вопрос «что та­кое бытие?» невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского знания в античной философии выра­зился в противопоставлении достоверного знания - «эпистемы» и