Файл: Лекция 1 Предмет и метод философии. Место философии в системе культуры План лекции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мнения - иллюзорного, хотя и общепринятого, знания - «доксы». Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что философствовать - значит сомневаться.
Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).
Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию «стороннего», осмысляющего взгляда выполняет философия. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности. Кроме того, философия представляет науке логическую и гносеологическую базу, необходимую для обеспечения единства исследований как в рамках одной научной дисциплины, так и в сфере междисциплинарных исследований.
В современной культуре философия отошла на второй план, перестала быть тем родом деятельности, который оценивается как необходимый, актуальный, престижный. Для нас стало привычным, что философствование и его результаты имеют частный характер. Тем не менее, как невозможна полноценная личная жизнь без осмысления ее целей и смысла, так невозможна и полноценная жизнь культуры без философии. Отойдя на второй план, философия продолжает выполнять свою работу. Эта работа становится заметной и востребованной в случае конфликтных ситуаций, когда необходимо принимать новые решения и предпринимать невиданные прежде шаги.
Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами духовной культуры необходимо охарактеризовать культуру как способ и результат человеческой деятельности с точки зрения ее оснований. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура – это именно то, что отличает человека от животных. Культура является воплощением человеческих стремлений, переживаний и достижений, а также провалов и разочарований. Создавая новые культурные ценности и смыслы, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. В этом заключается адекватный способ культурного существования человека как личности, т.е. его творчество.
Фундамент культуры как феномена составляют:
Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, поэтому ее часто называют рефлексией над основаниями духовной культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия имеет дело с постоянно меняющейся объективной реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы в этой реальности, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные или смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.д. В рамках философии обсуждаются и другие проблемы, однако она акцентирует свое внимание на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания в культуре.
Философия все свои проблемы черпает из действительности. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за пределы известного в культуре. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с совокупностью простых фактов.
Философское знание не является знанием о фактах. Философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: мифологии, науке, религии, искусстве, праве, политике, морали. Поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.
Философию часто неверно представляют как абстрактное знание, игнорируя ее ценностную природу в культуре. Поэтому представления об абстрактности философского знания порождают в обыденном сознании упрек в его бесполезности. Недаром символом философа являлся медведь, сосущий лапу. Обосновано ли подобное отношение к философии как форме в универсуме духовной культуры? И если нет, то каковы аргументы в ее защиту?
В основном претензии к философии сводятся к следующему:
Очевидно, что первая претензия связана с трудностями окончательного и точного определения предмета философского знания, а вторая порождается тем, что философские утверждения не имеют опытного подтверждения. Тем не менее, каждый
человек рано или поздно задается вопросами, которые называют философскими: возможно ли бессмертие? каков смысл человеческой жизни? как возможна свобода? что такое истина, красота? и т.п. Каждый человек, осуществляя свой жизненный выбор, так или иначе отвечает на эти вопросы. Но всегда ли ответы можно назвать философскими?
Философская деятельность, так же как деятельность экономиста, юриста, математика, инженера и т.д. требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышления. Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которые актуализируются той или иной эпохой. Однако философия - это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм в духовной культуре.
С точки зрения особенностей функционирования в мировоззрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения, которую следует отличать от так называемой «жизненной философии», здравого смысла, соотносимого с жизненно-практическим уровнем. Философия - та форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место в этом мире представлены в рациональной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Если жизненно-практический уровень мировоззрения формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека и принципиально не критичен, то рационально-теоретический уровень в мировоззрении создается сознательно, как результат особой профессиональной духовной деятельности.
Характеристика «рациональный» принципиально важна для понимания природы философского знания. Дело в том, что в культуре существуют и другие мировоззренческие системы, функционирующие в виде доктрин, теорий, однако не соответствующие критерию рациональности. Это, прежде всего, религия и мифология. В отличие от этих внерациональных форм, философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. Философские вопросы всегда формулируются в точных понятиях и суждениях. Такими же явными и строгими являются философские ответы.
Здесь важно отметить, что так называемая «жизненная философия» часто конфликтует с теми культурными ценностями и положениями, которые вырабатываются философией. Это обусловлено тем, что философия, находясь на переднем крае человеческой мысли, всегда опережает свое время. Взгляд философии на мир и человека гораздо шире, чем точка зрения здравого смысла. Кстати, слово «философия» впервые было использовано древнегреческим мыслителем Пифагором как раз для обозначения того типа знания, которое поднялось над повседневным опытом и обыденным сознанием. Буквальный перевод слова «философия» означает «любовь к мудрости».
С точки зрения содержания в структуре мировоззрения в духовной культуре различают следующие компоненты:
Миропонимание, или картина мира, - это интеллектуальная составляющая мировоззрения. Когда говорят о мировоззренческих парадигмах, стилях мышления имеют в виду именно данный компонент мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концептуальном, теоретическом или жизненно-практическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного сознания или здравого смысла основывается на повседневных эмпирических знаниях и порой оказывается неадекватным. Миропонимание на теоретическом уровне представлено научными, философскими, религиозными идеями в духовной жизни.
Мировосприятие- это эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия определяют эмоциональные предпочтения, верования, психологические представления человека о мире и своем месте в нем.
На основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения в духовной культуре - мироотношение. Мироотношение, или концепция практических действий, - это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию по тем или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей в своей жизнедеятельности.
Основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру.Эта тема становится стержнем и философии, вокруг которого формируется развернутая система других вопросов. Исходная точка мировоззрения неотделима от особенностей человеческого сознания и существования. Дело в том, что для человека весь мир расколот на две неравные части: собственное «я» и все остальное - «не-я». К сфере «не-я» относятся природа и культура, социальные группы (враждебные или, напротив, дружественные), собственное тело и даже само человеческое «я», когда оно выступает объектом саморефлексии. Отношение «человек - мир» обнаруживается в любой философской проблеме, поэтому можно утверждать, что философия ориентирована на человека. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему. Философию не интересуют природа сама по себе или культура, «очищенная» от человека, или функции и возможности его сознания и тела. Ее интересует
отношениечеловека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений.
Вопросы для закрепления материала
Рекомендуемая литература
Список дополнительной литературы.
Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).
Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию «стороннего», осмысляющего взгляда выполняет философия. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности. Кроме того, философия представляет науке логическую и гносеологическую базу, необходимую для обеспечения единства исследований как в рамках одной научной дисциплины, так и в сфере междисциплинарных исследований.
В современной культуре философия отошла на второй план, перестала быть тем родом деятельности, который оценивается как необходимый, актуальный, престижный. Для нас стало привычным, что философствование и его результаты имеют частный характер. Тем не менее, как невозможна полноценная личная жизнь без осмысления ее целей и смысла, так невозможна и полноценная жизнь культуры без философии. Отойдя на второй план, философия продолжает выполнять свою работу. Эта работа становится заметной и востребованной в случае конфликтных ситуаций, когда необходимо принимать новые решения и предпринимать невиданные прежде шаги.
-
Место и роль философии в культуре
Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами духовной культуры необходимо охарактеризовать культуру как способ и результат человеческой деятельности с точки зрения ее оснований. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура – это именно то, что отличает человека от животных. Культура является воплощением человеческих стремлений, переживаний и достижений, а также провалов и разочарований. Создавая новые культурные ценности и смыслы, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. В этом заключается адекватный способ культурного существования человека как личности, т.е. его творчество.
Фундамент культуры как феномена составляют:
-
знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке; -
ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.
Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, поэтому ее часто называют рефлексией над основаниями духовной культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия имеет дело с постоянно меняющейся объективной реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы в этой реальности, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные или смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.д. В рамках философии обсуждаются и другие проблемы, однако она акцентирует свое внимание на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания в культуре.
Философия все свои проблемы черпает из действительности. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за пределы известного в культуре. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с совокупностью простых фактов.
Философское знание не является знанием о фактах. Философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: мифологии, науке, религии, искусстве, праве, политике, морали. Поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.
Философию часто неверно представляют как абстрактное знание, игнорируя ее ценностную природу в культуре. Поэтому представления об абстрактности философского знания порождают в обыденном сознании упрек в его бесполезности. Недаром символом философа являлся медведь, сосущий лапу. Обосновано ли подобное отношение к философии как форме в универсуме духовной культуры? И если нет, то каковы аргументы в ее защиту?
В основном претензии к философии сводятся к следующему:
-
философия не имеет собственных реальных проблем; -
философские выводы бездоказательны.
Очевидно, что первая претензия связана с трудностями окончательного и точного определения предмета философского знания, а вторая порождается тем, что философские утверждения не имеют опытного подтверждения. Тем не менее, каждый
человек рано или поздно задается вопросами, которые называют философскими: возможно ли бессмертие? каков смысл человеческой жизни? как возможна свобода? что такое истина, красота? и т.п. Каждый человек, осуществляя свой жизненный выбор, так или иначе отвечает на эти вопросы. Но всегда ли ответы можно назвать философскими?
Философская деятельность, так же как деятельность экономиста, юриста, математика, инженера и т.д. требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышления. Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которые актуализируются той или иной эпохой. Однако философия - это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм в духовной культуре.
С точки зрения особенностей функционирования в мировоззрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения, которую следует отличать от так называемой «жизненной философии», здравого смысла, соотносимого с жизненно-практическим уровнем. Философия - та форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место в этом мире представлены в рациональной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Если жизненно-практический уровень мировоззрения формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека и принципиально не критичен, то рационально-теоретический уровень в мировоззрении создается сознательно, как результат особой профессиональной духовной деятельности.
Характеристика «рациональный» принципиально важна для понимания природы философского знания. Дело в том, что в культуре существуют и другие мировоззренческие системы, функционирующие в виде доктрин, теорий, однако не соответствующие критерию рациональности. Это, прежде всего, религия и мифология. В отличие от этих внерациональных форм, философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. Философские вопросы всегда формулируются в точных понятиях и суждениях. Такими же явными и строгими являются философские ответы.
Здесь важно отметить, что так называемая «жизненная философия» часто конфликтует с теми культурными ценностями и положениями, которые вырабатываются философией. Это обусловлено тем, что философия, находясь на переднем крае человеческой мысли, всегда опережает свое время. Взгляд философии на мир и человека гораздо шире, чем точка зрения здравого смысла. Кстати, слово «философия» впервые было использовано древнегреческим мыслителем Пифагором как раз для обозначения того типа знания, которое поднялось над повседневным опытом и обыденным сознанием. Буквальный перевод слова «философия» означает «любовь к мудрости».
С точки зрения содержания в структуре мировоззрения в духовной культуре различают следующие компоненты:
-
миропонимание; -
мировосприятие; -
мироотношение;
Миропонимание, или картина мира, - это интеллектуальная составляющая мировоззрения. Когда говорят о мировоззренческих парадигмах, стилях мышления имеют в виду именно данный компонент мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концептуальном, теоретическом или жизненно-практическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного сознания или здравого смысла основывается на повседневных эмпирических знаниях и порой оказывается неадекватным. Миропонимание на теоретическом уровне представлено научными, философскими, религиозными идеями в духовной жизни.
Мировосприятие- это эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия определяют эмоциональные предпочтения, верования, психологические представления человека о мире и своем месте в нем.
На основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения в духовной культуре - мироотношение. Мироотношение, или концепция практических действий, - это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию по тем или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей в своей жизнедеятельности.
Основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру.Эта тема становится стержнем и философии, вокруг которого формируется развернутая система других вопросов. Исходная точка мировоззрения неотделима от особенностей человеческого сознания и существования. Дело в том, что для человека весь мир расколот на две неравные части: собственное «я» и все остальное - «не-я». К сфере «не-я» относятся природа и культура, социальные группы (враждебные или, напротив, дружественные), собственное тело и даже само человеческое «я», когда оно выступает объектом саморефлексии. Отношение «человек - мир» обнаруживается в любой философской проблеме, поэтому можно утверждать, что философия ориентирована на человека. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему. Философию не интересуют природа сама по себе или культура, «очищенная» от человека, или функции и возможности его сознания и тела. Ее интересует
отношениечеловека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений.
Вопросы для закрепления материала
-
Что является предметом философии? -
Как исторически изменялись представления о предмете философии? -
Какими вопросами И. Кант очертил круг философских проблем? -
Как в марксизме понимается основной вопрос философии? -
Что понимается под философским методом? -
Назовите и охарактеризуйте основные функции философии. -
Определите понятие «культура». -
Как соотносятся между собой культура и философия? -
Какие уровни выделяют в мировоззрении? -
Кем было впервые использовано слово «философ»? -
Охарактеризуйте компоненты, различаемые в структуре мировоззрения. -
Что является основной проблемой любого мировоззрения?
Рекомендуемая литература
Список основной литературы
-
Философия: Учебное пособие.- М.: Издательство РДЛ, 2002. -
Философия: Учебное пособие для технических вузов.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. -
Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2002. -
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: ПБОЮЛ, 2002. -
Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002. -
Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2002.
Список дополнительной литературы.
-
История философии. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. -
История философии. Учебник для высших учебных заведений.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -
Современная философия: Словарь и хрестоматия.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. -
Хрестоматия по философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 1997. -
Гильдебранд Д. Что такое философия?.- СПб., 1997. -
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М., 1990. -
Тормасов Б.А. Философы и философия.- М.: Остожье, 1998. -
Хюбшер А. Мыслители нашего времени.- М.: Изд-во ЦТР МГПВОС, 1994.