Файл: Лекция 1 Предмет и метод философии. Место философии в системе культуры План лекции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мнения - иллюзорного, хотя и общепринятого, знания - «доксы». Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что философствовать - значит со­мневаться.

Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется кри­тический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не мо­жет начаться. Единственным несомненным для человека фак­том является факт его собственного мышления. Таким обра­зом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положе­ния Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).

Методологическая функция философии заключается в оп­ределении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию «стороннего», осмысляющего взгляда выполняет философия. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности. Кроме того, философия представляет науке ло­гическую и гносеологическую базу, необходимую для обеспе­чения единства исследований как в рамках одной научной дис­циплины, так и в сфере междисциплинарных исследований.

В современной культуре философия отошла на второй план, перестала быть тем родом деятельности, который оценивается как необходимый, актуальный, престижный. Для нас стало привычным, что философствование и его результаты имеют частный характер. Тем не менее, как невозможна полноценная личная жизнь без осмысления ее целей и смысла, так невозможна и полноценная жизнь культуры без философии. Отойдя на второй план, философия продолжает выполнять свою работу. Эта работа становится заметной и востребованной в случае конфликтных ситуаций, когда необходимо принимать новые решения и предпринимать невиданные прежде шаги.


  1. Место и роль философии в культуре

Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами духовной культуры необходимо охарактеризовать культуру как способ и результат человеческой деятельности с точки зрения ее оснований. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура – это именно то, что отличает человека от животных. Культура является воплощением человеческих стремлений, переживаний и достижений, а также провалов и разочарований. Создавая новые культурные ценности и смыслы, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. В этом заключается адекватный способ культурного существования человека как личности, т.е. его творчество.


Фундамент культуры как феномена составляют:

    • знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке;

    • ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.

Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, поэтому ее часто называют рефлексией над основаниями духовной культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия имеет дело с постоянно меняющейся объективной реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы в этой реальности, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные или смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.д. В рамках философии обсуждаются и другие проблемы, однако она акцентирует свое внимание на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания в культуре.

Философия все свои проблемы черпает из действительности. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за пределы известного в культуре. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с совокупностью простых фактов.

Философское знание не является знанием о фактах. Философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: мифологии, науке, религии, искусстве, праве, политике, морали. Поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.

Философию часто неверно представляют как абстрактное знание, игнорируя ее ценностную природу в культуре. Поэтому представ­ления об абстрактности философского знания порождают в обыденном сознании упрек в его бесполезности. Недаром симво­лом философа являлся медведь, сосущий лапу. Обосновано ли по­добное отношение к философии как форме в универсуме духовной культуры? И если нет, то каковы аргу­менты в ее защиту?

В основном претензии к философии сводятся к следую­щему:

  • философия не имеет собственных реальных проблем;

  • философские выводы бездоказательны.

Очевидно, что первая претензия связана с трудностями окончательного и точного определения предмета философско­го знания, а вторая порождается тем, что философские утверж­дения не имеют опытного подтверждения. Тем не менее, каж­дый

человек рано или поздно задается вопросами, которые называют философскими: возможно ли бессмертие? каков смысл человеческой жизни? как возможна свобода? что такое истина, красота? и т.п. Каждый человек, осуществляя свой жиз­ненный выбор, так или иначе отвечает на эти вопросы. Но все­гда ли ответы можно назвать философскими?

Философская деятельность, так же как деятельность экономиста, юриста, математика, инженера и т.д. требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышле­ния. Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которые актуализируются той или иной эпохой. Однако фило­софия - это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм в духовной культуре.

С точки зрения особенностей функционирования в мировоз­зрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой раци­онально-теоретическую форму мировоззрения, которую следу­ет отличать от так называемой «жизненной философии», здраво­го смысла, соотносимого с жизненно-практическим уровнем. Философия - та форма духовной культуры, в которой взгля­ды человека на мир и место в этом мире представлены в рацио­нальной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Если жизненно-практический уровень мировоззрения формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека и принципиально не критичен, то рационально-теоретический уровень в мировоззрении создается сознательно, как резуль­тат особой профессиональной духовной деятельности.

Характеристика «рациональный» принципиально важна для понимания природы философского знания. Дело в том, что в культуре существуют и другие мировоззренческие системы, функционирующие в виде доктрин, теорий, однако не соответствующие критерию рациональности. Это, прежде всего, рели­гия и мифология. В отличие от этих внерациональных форм, философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. Философские вопросы всегда форму­лируются в точных понятиях и суждениях. Такими же явны­ми и строгими являются философские ответы.

Здесь важно отметить, что так называемая «жизненная философия» часто конфликтует с теми культурными ценностями и положениями, которые вырабатываются философией. Это обусловлено тем, что философия, находясь на переднем крае человеческой мысли, всегда опережает свое вре­мя. Взгляд философии на мир и человека гораздо шире, чем точ­ка зрения здравого смысла. Кстати, слово «философия» впервые было использовано древнегреческим мыслителем Пифагором как раз для обозначения того типа знания, которое поднялось над по­вседневным опытом и обыденным сознанием. Буквальный пе­ревод слова «философия» означает «любовь к мудрости».


С точки зрения содержания в структуре мировоззрения в духовной культуре раз­личают следующие компоненты:

  • миропонимание;

  • мировосприятие;

  • мироотношение;

Миропонимание, или картина мира, - это интеллектуаль­ная составляющая мировоззрения. Когда говорят о мировоз­зренческих парадигмах, стилях мышления имеют в виду именно данный компонент мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концепту­альном, теоретическом или жизненно-практическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного созна­ния или здравого смысла основывается на повседневных эмпирических знаниях и порой оказывается неадекватным. Ми­ропонимание на теоретическом уровне представлено научны­ми, философскими, религиозными идеями в духовной жизни.

Мировосприятие- это эмоционально-чувственная состав­ляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия определяют эмоциональные предпочтения, верования, психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

На основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения в духовной культуре - мироотношение. Мироотношение, или концепция практических действий, - это сово­купность ценностных установок человека, его убеждений, оп­ределяющих позицию по тем или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей в своей жизнедеятельности.

Основной проблемой любого мировоззрения является воп­рос об отношении человека к миру.Эта тема становится стержнем и философии, вокруг которого формируется разверну­тая система других вопросов. Исходная точка ми­ровоззрения неотделима от особенностей человеческого созна­ния и существования. Дело в том, что для человека весь мир расколот на две неравные части: собственное «я» и все осталь­ное - «не-я». К сфере «не-я» относятся природа и культура, социальные группы (враждебные или, напротив, друже­ственные), собственное тело и даже само человеческое «я», когда оно выступает объектом саморефлексии. Отношение «человек - мир» обнаруживается в любой философской проблеме, поэтому можно утверждать, что философия ориентирована на человека. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему. Философию не интересуют природа сама по себе или культу­ра, «очищенная» от человека, или функции и возможности его сознания и тела. Ее интересует
отношениечеловека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений.
Вопросы для закрепления материала


  1. Что является предметом философии?

  2. Как исторически изменялись представления о предмете философии?

  3. Какими вопросами И. Кант очертил круг философских проблем?

  4. Как в марксизме понимается основной вопрос философии?

  5. Что понимается под философским методом?

  6. Назовите и охарактеризуйте основные функции философии.

  7. Определите понятие «культура».

  8. Как соотносятся между собой культура и философия?

  9. Какие уровни выделяют в мировоззрении?

  10. Кем было впервые использовано слово «философ»?

  11. Охарактеризуйте компоненты, различаемые в структуре мировоззрения.

  12. Что является основной проблемой любого мировоззрения?


Рекомендуемая литература

Список основной литературы


  1. Философия: Учебное пособие.- М.: Издательство РДЛ, 2002.

  2. Философия: Учебное пособие для технических вузов.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  3. Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2002.

  4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: ПБОЮЛ, 2002.

  5. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2002.

Список дополнительной литературы.

  1. История философии. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  2. История философии. Учебник для высших учебных заведений.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  3. Современная философия: Словарь и хрестоматия.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

  4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 1997.

  5. Гильдебранд Д. Что такое философия?.- СПб., 1997.

  6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М., 1990.

  7. Тормасов Б.А. Философы и философия.- М.: Остожье, 1998.

  8. Хюбшер А. Мыслители нашего времени.- М.: Изд-во ЦТР МГПВОС, 1994.