Файл: Возникновение государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оглавление
Введение

1. Возникновение государства и права

1.1 Характеристика первобытного общества

1.2 Предпосылки к возникновению государства

1.3 Предпосылки к возникновению права

2. Общая характеристика теорий происхождения государства и права

2.1 Основные концепции происхождения государства

2.2 Основные концепции происхождения права

Заключение

Список использованной литературы
Введение
Вопрос о происхождении государства и права еще с древних времен занимал умы великих мыслителей, а в последствии и умы ученых прошлых эпох. Даже по сей день, этот аспект остается одним из самых спорных в науке. Среди современных теоретиков государства и права, впрочем, как и у теоретиков былых времен, отсутствует единое мнение о процессе происхождения государства и права. Данный процесс, является одним из основополагающих звеньев развития социума. Исследование этого процесса имеет коренное значение в науке и общественной практике. Верное понимание причин, условий и закономерностей их происхождения дает возможность вникнуть в суть этих явлений, определить причины и условия их существования, показать основные функции и значение, а также получить представление об исторических рамках их существования.

Актуальность выбранной темы, объясняется тем, что человечество уже на протяжении нескольких тысячелетий проживает в условиях государственно-правовой реальности. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды и суждения всевозможных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. Чтобы глубже и всесторонне понять сущность и особенности существующих ныне государств и правовых систем, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, нужно прежде всего изучить, как эти государства и государственные образования возникают
, какой путь они проходят и чем становятся.

На сегодняшний день мы все чаще возвращаемся к первоисточникам того или иного вопроса, таким образом, и ответы на возникающие вопросы мы находим в прошлом. В общей сложности процесс познания всех составляющих государственно-правового устройства начинается с изучения теорий происхождения государства и права, а также поиска ответа на вопрос всегда ли государство и право существовали, как социальный институт или же их появление стало результатом каких-либо исторических изменений.

Цель работы - изучение мнений приверженцев тех или иных теорий происхождения государства и права, освоение свойственных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.

Задачей работы является:

- Изучение процесса формирования государства и права, а именно что стало причиной возникновения государства (права) как явления.

- Выявить и рассмотреть основные теории происхождения государства и права. право государство происхождение общество

- Определить положительные и отрицательные стороны основных теорий права и происхождения государства, опираясь на сведения из учебных пособий.

Объектом исследования в данной курсовой работе станут - основные теории происхождения государства и права.

Предметом исследования - особенности теорий происхождения государства и права.

1. Возникновение государства и права
1.1 Характеристика первобытного общества
Первоначальным звеном в истории развития государства, было формирование первобытно-общинного строя, поэтому не лишним будет дать краткую характеристику этому социальному явлению.

Ученые солидарны во мнении о том, что экономической основой первобытно-общинного строя была коллективная собственность на средства производства. Этому строю соответствовали конкретные формы человеческого общежития. Наиболее устойчивой формой была родовая община. Она представляла собой объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда.

В первобытном обществе власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода. Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем и в любое время могли быть смещены собранием. Специального аппарата, который занимался бы управлением на профессиональной основе, не было.



В первобытном обществе действовали и определенные правила поведения. К ним прежде всего относились обычаи. Посредством обычаев, тесно связанных с первобытной моралью, религиозными нормами, регулировались производственные, семейные и иные общественные отношения. Крайней мерой наказания было изгнание из рода. В первом приближении характерные признаки первобытных обычаев можно сформулировать следующим образом:

- они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

- исполнялись добровольно в силу привычки, а при необходимости их соблюдение осуществлялось в принудительном порядке;

- специальных органов управления, охраняющих незыблемость обычаев, не было;

- не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право.1

С точки зрения социальной власти и управления, первобытное общество характеризуется следующими признаками:

- полнота социальной власти принадлежит обществу в целом. Жизненно важные для общины решения принимаются на общем собрании путем голосования;

- оперативное руководство общественной деятельностью осуществляет выборный глава рода, власть которого опирается исключительно на личный авторитет (лучшего среди равных) и не несет каких-либо привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» при разделе добычи и т.п.);

- социальное управление осуществляется при помощи неписаных правил поведения, передаваемых из поколения в поколение с помощью устных мифов. Основной формой выражения этих правил поведения являются запреты (табу), особенность которых заключается в отсутствии какого бы то ни было логического обоснования (нельзя, потому что нельзя);

- в основе правил поведения находятся неразличаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами;

- основным принципом социального регулирования является принцип талиона — равным за равное (око за око, зуб за зуб) Но при этом становятся обязательны два безусловных постулата публичного характера — два древнейших табу, призванных подавить внутри общины зоологические половые побуждения и агрессивность. Эти два императива гласят: 1) не убивай своих сородичей (табу на убийство); 2) не вступай в половую связь со своей матерью, братьями и сестрами (табу на инцест);

- нарушение табу влечет за собой изгнание из рода (остракизм), что, в большинстве случаев, означало смертный приговор.


Окончание первобытного строя ученые традиционно связывают с возникновением первых государств (протогосударств), которые появились в Азии и Африке около 5 тыс. лет назад. Постепенно человеческая организация усложнялась, что, с одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и управления, а с другой, определяло возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий, иными словами в обществе постепенно складываются объективные предпосылки возникновения государства и права.
1.2 Предпосылки к возникновению государства
Прежде чем начать рассмотрение основополагающих причин возникновения государства необходимо четко определить, что же в современном понимании есть само государство.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную, публичную власть и придающая праву общеобязательное значение.2 Итак, дав определение государству, следует перейти к ключевым моментам развития государства.

Процесс возникновения государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии (естественного состояния) к цивилизации, т. е. обретение социумом качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Для того чтобы государство получило свое практическое воплощение в качестве особой формы социально-политической организации общества, были необходимы определенные условия (предпосылки). К таким предпосылкам относятся: три крупных разделения труда и возникновение института частной собственности; изменение социальной структуры общества; выделение из общества аппарата публичной власти; закрепление сообщества за определенной территорией3, которые являются соответственно экономическими, социальными, политические и географические предпосылками возникновения государства. Рассмотрим вышеперечисленные предпосылки более подробно.

- Восточный (азиатский) и западный пути развития государства. Древневосточные государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга, в зонах поливного земледелия, которое позволяло за счет повышения урожайности резко повысить производительность труда.
Основными причинами появления здесь государства были:

потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

необходимость объединения в этих целях значительной массы людей и больших территорий;

необходимость единого централизованного руководства этими массами.

Таким образом, восточный путь формирования государства отличается тем, что политическое господство основывается на отправлении какой-либо общественной функции, общественной должности. В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) – неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) – его ближайшие советники, визири; далее – чиновники более низкого ранга и т. д., а в основании пирамиды – сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически, реально все является государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного бюрократически-чиновничьим аппаратом во главе с абсолютным монархом. Существовала там и частная собственность. Верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако частная собственность не оказывала существенного влияния на экономику. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой. Как итог, в рамках восточного общества человек выступает не в качестве гражданина, обладающего политическими правами, а подданного, имеющего в основном политические обязанности.

Ведущим фактором при образовании государств на территории Европы было классовое разделение общества, оно возникало непосредственно и прежде всего из классовых противоречий (антагонизмов).

Одновременно постепенно и интенсивно формируется частная собственность на землю и средства производства, которая стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. По мере развития института частной собственности растет их влияние и стремление передать власть своим представителям в обход народного собрания. В конечном счете наиболее богатые собственники начали занимать ответственные государственные должности – господство родовой знати было ликвидировано. Аналогичной восточному пути происхождения государства структуры в государствах, развивающихся западным путем, не создается, поскольку каждый ищущий защиты волен самостоятельно выбирать покровителя, обладающего большей властью на данной территории и способного отстоять как свои, так и интересы своих подзащитных. Таким образом, осуществление государственной власти было необходимым условием, которое в конечном итоге позволяло защитить свои, в первую очередь, имущественные интересы. Соответственно, человек в западном обществе по отношению к государству становится его гражданином, что позволяет говорить о наличии у него совокупности политических прав и обязанностей, в целом необходимых для развития всего общества.