Файл: Возникновение государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Основные концепции происхождения права
Процесс возникновения и развития права происходит неразрывно с развитием государства. Следовательно, большинство вышеперечисленных теорий, объясняющих происхождение государства, применимы и к вопросу о происхождении права. Поэтому переходя ко второй, заключительной части курсовой работы, автором будут подробно рассмотрены теории касающиеся только возникновения права, как отдельного от государства социального явления. Из таких теорий следует выделить: Нормативистская теория, Историческая школа права, Юридический позитивизм, Социологическая теория. Остальные теории, объясняющие происхождение права, как уже написано выше, применяют к праву то же объяснение, что и к государству.

Нормативисткая теория.

Ее представителем являлся австрийский философ права Г. Кельзен (1881 - 1973 гг.), последние годы жизни, которого прошли в США. Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм в виде "лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется"24.

Основной целью права он считал снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием и описанием позитивного права страны.

Одной из самых трудных задач права он считал определение ее реальности и показ различия между реальностью законов и природы. Свою позицию по отношению к естественно-правовым концепциям он определил следующим образом. Школу естественного права следует воспринимать как носительницу доктрины, предлагающей вариант решения вечной проблемы справедливости посредством определения характера взаимоотношений между людьми. Естественные права законами государства нельзя ни установить, ни отменить. Государство может их только защитить или обеспечить.

Независимость права от политики должна выражаться в том, что ученые не должны заранее склоняться в пользу обозначенной не ими ценности.

Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав, а какие-либо "целесообразности" если и допустимы, то лишь в рамках толкования юридических норм. "Закон суров, но он Закон". Поэтому данный подход называют формально-юридическим25.

Нормативисты и легисты отождествляют право с законом и трактуют его принудительный характер как сущность права. Закон ими понимается как одна из форм права, которое представляет собой совокупность законов. При этом право рассматривается лишь как официально-властное орудие, как средство для осуществления социального управления. Наиболее точно такой подход выражен в трактовке права, сформулированной В.И. Лениным: "Право - это возведенная в закон воля господствующего класса".


Юридический позитивизм.

Возник в первой половине XIX в. Его прародителем считается английский правовед Джон Остин. Впоследствии его основные положения были разработаны в трудах К. Бергбома (Германия), Кабанту (Франция), А. Эсмена (Франция) и других исследователей26.

Именно Джон Остин дал развернутое обоснование формуле: право - это повеление суверена. В своих исследованиях он широко использовал эмпирические особенности права. Такой подход предполагал изучение основных черт права с использованием чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права и его социально-политических характеристик.

В зависимости от обстоятельств сувереном может быть не только отдельно взятое лицо с набором властно-государственных полномочий, но и учреждение, которое в силу своего положения действительно, а не формально является сувереном для подвластных ему лиц. Норма права рассматривалась им "правилом, установленным одним разумным существом, для руководства им". Субъектом властных суверенных отношений рассматривался и бог (божеское право). Устанавливаемые санкции одновременно имели юридический и политический характер.

Приказ суверена, снабженный соответствующей санкцией, рассматривался как норма позитивного закона. Джон Остин считал, что источником права является только суверенная власть. Основной гарантией действия права (позитивного закона) выступает привычка и готовность большинства населения к повиновению. Позитивными законами должны считаться только те, которые предполагают возложение обязанностей и наступление юридической ответственности на легальных (законных) основаниях.

Джон Остин не относил к разряду позитивного закона распоряжения оккупационных властей, даже если они и имели наименование закона. К этому же разряду им относились: правила, устанавливаемые негосударственными структурами (общественным мнением), в том числе и международными организациями; правила моды и этикета; понятия чести. Эти нормы поведения он называл "позитивной моралью". По его мнению, право в широком смысле включало в себя: богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль.

Джон Остин решительно отвергал естественно-правовые принципы и обоснования о признании прав личности. В целом позитивистское правопонимание негативно относилось к теоретико-правовым конструкциям, допускающим помимо издаваемого государством массива законодательства и некое идеальное (эталонное) право, с наличием которого государству надо считаться ("Лучше капля силы, чем мешок права"). Подобное отношение распространялось и на концепции естественных и неотчуждаемых прав личности27.



В наибольшей степени позиция этого ученого на сущность права заключалась в следующей формуле: "закон есть закон". В XX в. теоретические взгляды Джона Остина были широко использованы в практике государственного строительства стран с антидемократическими политическими режимами28.

Другой представитель юридического позитивизма, немецкий юрист К. Бергбом в своей работе "Юриспруденция и философия права" (1892 г.) отмечал, что "сущность любого права состоит в том, что оно действует. Поэтому идеальное прекраснейшее право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя".

Он считал, что наука должна изучать, а не оценивать или требовать. Она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно и теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основывающимся на правотворческих фактах, т.е. законодательной деятельности государства. Только естественное право обеспечивает "порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопорядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством".

Нельзя решать возникающие в практической деятельности юридически значимые коллизии, исходя из положений естественно-правовых доктрин, подразделяющих право на естественное и положительное. Дуализм в этой ситуации невозможен - считал ученый. Единственно реальным является то право, которое выражено в законе29.

Следует отметить, что представители школы юридического позитивизма довели до совершенства разработку способов толкования законов и особенно таких методов, как логический, грамматический и систематический.

Историческая школа права.

Основными сторонниками данного учения были Ф. Савиньи, Г. Пухта. В качестве основного объекта познания и предмета научного исследования историческая школа права выделила феномен правогенеза и историческое развитие правовых явлений. С точки зрения представителей этого научного направления, право представляет собой продукт исторического развития. Оно возникает, подобно языку общения, стихийно. Так, по мнению основоположника исторической школы Г. Гуго, «большая часть правовых норм, действующих у данного народа, возникли стихийно, подобно тому, как возникли язык и нравы этого народа, или, скорее всего, являясь частью того и другого, возникли в результате привычки». Сходные мотивы в достаточной степени четко просматриваются и у другого теоретика исторической школы — Г.Пухты, по мнению которого «право, создается впервые не государством, напротив, последнее уже предполагает правовое сознание, право, в охранении которого состоит главная задача государства».30 Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права с течением времени, а не законам.


Сторонники данной теории отстаивали необходимость изучения истории права. При этом они защищали устаревшие обычаи, феодально-крепостнические институты.

Социологическая теория.

Возникла в XVIII в. в рамках школы "свободного права". Ее сущность заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества. По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.

В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности.

Согласно социологическому подходу, закон - собрание во многом "волевых", но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное - не "буква", а "дух" закона. Высшее благо - не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных, формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода31.
Заключение
Подводя итог выполнения курсовой работы на тему: «Основные концепции происхождения государства и права», автором были выполнены задачи и достигнута цель, поставленные в начале работы. Результаты закреплены в порядке постановки задач и изложены ниже.

Формированию государства и права поспособствовало множество взаимосвязанных факторов и вытекающих из них последствий: начало всему положила неолитическая революция – переход от экономики присваивающей, к экономике производящей, затем разделение труда и изменения в способах добычи средств к существованию, дали толчок появлению земледелия и скотоводства, взамен собирательству и охоте, далее появление излишка ресурсов, следовательно, появление частной собственности, а из этого прирост численности и формирование поселений.


Изменение в социальной структуре общества, замена полигамных браков моногамными «табу на инцест», укрепление рода, появление классов, что в свою очередь повлекло за собой выделение аппарата публичной власти, на основе имущественного неравенства. Формирование поселений означало переход от кочевого образа жизни к оседлому, что объединило отдельные группы людей по территориальному принципу. Все эти факторы и последствия стали фундаментом для появления первоначальных форм государства и права – протогосударства и обычного права, что и послужило причиной возникновения государства и права.

Рассмотрение основных теорий происхождения государства и права, дало унифицировать, в силу того, что каждая из этих теорий раскрывает только одну из возможных сторон процесса возникновения государства, равно как и права.

Однако, в наиболее общем виде все многообразие взглядов на разнообразие теорий происхождения государства и права может быть сближено к конфронтации двух отправных принципиальных позиций. Первая из них заключается в истолковании государства и права как средств силы, преодоления социальных противоречий и обеспечения порядка преимущественно путем насилия и принуждения. Вторая позиция заключается в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения общественных компромиссов. С этой точки зрения в деятельности государства, функционирование права выражается в общих согласованных интересах различных групп общества. Смысл государства и права составляет общественное согласие, компромисс.

Придерживаясь первой позиции из двух вышеизложенных, автор, руководствуясь принципом историзма в изучении темы и опираясь на авторитетные учебные пособия, а также формирование собственного взгляда, наиболее верным истолкованием процесса возникновения государства и права считает Теорию насилия. Данная теория обосновывается на реальных исторических фактах, например, Римская Империя, древнегерманское государство, Империя Карла Великого, Золотая Орда и другие государства, образование которых подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время.