Файл: Н. В. Гоголь. Мертвые души. История создания. Особенности жанра. Композиционные особенности поэмы Гоголя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел: Сатира на общество. Уроки 65-66

Школа:




ФИО учителя:

Класс: 9

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Н.В.Гоголь. «Мертвые души». История создания. Особенности жанра. Композиционные особенности поэмы Гоголя.




Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

9.1.1.1 - понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм;

Цели урока

  • Учащийся имеет представление об истории создания, композиционных и жанровых особенностях произведения

  • Учащийся умеет находить жанровые особенности произведения, подкрепляя ответ примерами из произведения

  • Учащийся понимает и применяет термины жанр, роман, поэма, лирическое отступление

Критерии оценивания

ЦО

КО

Дескрипторы

9.1.1.1 - понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм;

Понимает термины жанр, роман, поэма, лирическое отступление

соотносит понятие с его определением

находит признаки романа в произведении

находит признаки поэмы в произведении

подкрепляет ответы примерами из текста произведения




Привитие ценностей



Привитие ценностей осуществляется посредством изучения темы, посредством применяемых методов работы (групповая работа), способов оценивания (взаимооценивание, самооценивание).

Межпредметныесвязи

В разделе прослеживаются межпредметные связи с дисциплиной «Всемирная история».

Навыки использования ИКТ

Использование ИКТ на данном уроке могут развить навыки использования различных словарей и поиска нужной информации в интернете.

Предварительные знания

Это 1-2 урокираздела и основываются на понимании и навыках, разивавшихсяна предыдущих уроках.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы



  1. Подход к теме урока. Эвристическая беседа

-Какими были ваши первые впечатления от прочтения произведения?

-Какие эмоции вызывало у вас произведение на протяжении чтения? Как менялось ваше настроение?

-Какие мысли вызывает у вас произведение и его герои?

-Главный герой поэмы, что о нём можно сказать?

-О каких героях ещё можете вспомнить?

-Какая историческая эпоха отображена в поэме?

-Какие основные социальные слои того времени отражены в поэме?

-Насколько актуально оно для нашего времени? Почему?

-Понравилось или нет это произведение? Почему?

3. Работа с теоретическим материалом по стратегии Джигсо

1-2 группы изучают материал об истории создания произведения

3-4 группы – об особенностях композиции

Далее учащиеся делятся на пары таким образом, чтобы в паре были учащиеся 1 и 3 групп и 2 и 4 групп для того чтобы учащиеся могли коротко передать главную информацию прочитанного.

История создания «Мёртвых душ»

Одним из наиболее известных произведений Николая Васильевича Гоголя принято считать поэму «Мёртвые души». Над этим произведением о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулёзно трудился в течение долгих 17 лет. История создания «Мёртвых душ» Гоголя по-настоящему интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мёртвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь хотел отобразить всю русскую душу с присущими ей пороками и добродетелями, а задуманная трёхчастная структура должна была отсылать читателей к «Божественной комедии» Данте.

Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров».  Кстати, в те времена эта история была не единственной. О героях вроде Чичикова говорилось постоянно, поэтому можно сказать, что в своём произведении Гоголь отразил реальность. Гоголь считал Пушкина своим наставникам в вопросах писательства, поэтому первые главы произведения читал ему, ожидая, что фабула вызовет у Пушкина смех. Однако великий поэт был мрачнее тучи – слишком безнадёжна была Россия.

Творческая история «Мёртвых душ» Гоголя могла бы оборваться на этом моменте, однако писатель с энтузиазмом вносил правки, стараясь убрать тягостное впечатление и добавляя комичные моменты. В дальнейшем Гоголь читал произведение в семье Аскаковых, главой которой был известный театральный критик и общественный деятель. Поэма была высоко оценена. Жуковский тоже был знаком с произведением, а Гоголь несколько раз вносил правки в соответствии с предложениями Василия Андреевича. В конце 1836 года Гоголь пишет Жуковскому: «Всё начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись.… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Николай Васильевич всячески старался показать все стороны русской жизни, а не только негатив, как это было в первых редакциях.

Первые главы Николай Васильевич писал в России. Но в 1837 году Гоголь уезжает в Италию, где продолжает работу над текстом. Рукопись перенесла несколько правок, множество сцен были удалены и переделаны, а автору пришлось идти на уступки, чтобы произведение вышло в печать. Цензура не могла пропустить в печать «Повесть о капитане Копейкине», поскольку в ней сатирически изображалась жизнь столицы: высокие цены, произвол царя и правящей верхушки, злоупотребление властью. Гоголь не хотел убирать историю капитана Копейкина, поэтому ему пришлось «потушить» сатирические мотивы. Автор считал эту часть одной из лучших в поэме, которую легче было переделать, чем убрать вовсе.

Кто бы мог подумать, что история создания поэмы «Мёртвые души» полна интриг! В 1841 году рукопись была готова к печати, однако цензура в последний момент изменила своё решение. Гоголь был подавлен. В расстроенных чувствах он пишет Белинскому, который соглашается помочь с изданием книги. Через время решение было принято в пользу Гоголя, однако ему было поставлено новое условие: сменить название с «Мёртвые души» на «Похождения Чичикова, или мёртвые души». Это было сделано с целью отвлечь потенциальных читателей от актуальных общественных проблем, сделав акцент на приключениях главного героя.

Весной 1842 года поэма была напечатана, это событие вызвало ожесточённые споры в литературной среде. Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.

Гоголь вновь уезжает за границу, где продолжает работу над вторым томом «Мёртвых душ». Работа шла ещё более тяжело. История написания второй части полна душевных страданий и личной драмы писателя. К тому моменту Гоголь чувствовал внутренний разлад, с которым никак не мог справиться. Реальность не совпадала с христианскими идеалами, на которых был воспитан Николай Васильевич, и эта пропасть с каждым днём становилась всё больше. Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой части, — положительных. А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить. Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы.

К сожалению, Гоголь не воплотил свой изначальный замысел, однако «Мёртвые души» по праву играют свою очень важную роль в истории русской литературы.
Композиционное своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Композиционное своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» определяется творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Первоначально писатель предполагал создать грандиозное произведение, состоящее из трех частей. В первом томе перед читателями предстало бы сатирическое изображение современной автору России, а в следующих томах должны были произойти пробуждение души героя и его нравственное воскрешение. Автор смог завершить лишь первый том поэмы, но общий замысел повлиял на композиционное своеобразие этого единственного тома. В повествовании обнаруживается как бы двойная композиционная логика: «логика обличения» (связанная с идейной задачей первого тома) и «логика проповеди», обусловленная общей задачей «триптиха». 

Вначале рассмотрим, как организовано в поэме «сатирическое пространство». Центральный герой путешествует по губернскому захолустью с целью приобретения «мертвых душ». Вначале предметом сатирического обличения становятся помещики, затем автор рисует коллективный образ губернского чиновничества. Высшую ступень общественного зла олицетворяет столичный чиновник из вставной новеллы «Повесть о капитане Копейкине». 

Последовательность появления помещиков в повествовании соответствует схеме: каждый последующий помещик «мертвее», или, как говорил сам автор, «пошлее» предыдущего. Следуя друг за другом, эти образы-типы (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин) рисуют картину постепенного угасания человеческого в человеке, все более глубокого омертвения человеческой души. 

Гоголь подчеркивает, что сфера обитания коробочек, ноздревых или собакевичей не ограничена губернским захолустьем. Так, коробочки встречаются и среди светских дам, зевающих за книгой и высказывающих «вытверженные мысли» о политических делах во Франции. Ноздревым может оказаться «даже человек в чинах». Собакевич проявил бы себя кулаком и в Петербурге, только под началом у него были бы не крестьяне, а чиновники.

Сюжетно-композиционной доминантой «губернских» глав становится обсуждение жителями города NN вопроса о том, кто такой Чичиков. Разгадывая тайну Чичикова, чиновники и дамы города NN обнажают перед читателем собственные души, свою мелочность, продажность, тупость.

Автор с самого начала строит повествование так, что вплоть до последней главы Чичиков остается загадкой, как для персонажей поэмы, так и для читателя. Герой лишен ярких, запоминающихся черт, а, общаясь с людьми, имеет обыкновение уподобляться своему собеседнику; кроме того, его биография дана лишь в последней главе. 

Появление па балу Ноздрева с его скандальными разоблачениями и прибытие в город Коробочки переводят повествование на новый виток. Город разделяется на «партии» («женская» обсуждает похищение Чичиковым губернаторской дочки, «мужская» пытается объяснить покупку «мертвых душ»), все приходит «в брожение». Появляются все более фантастические версии о Чичикове (фальшивомонетчик, беглый разбойник, Наполеон, капитан Копейкин, Антихрист). В последней главе автор наконец объясняет, кто такой Чичиков, и «припекает подлеца». 

В таком построении поэмы обнаруживается глубокий смысл. Помещики и чиновники были «знакомым злом», пороки, характерные для этих сословных групп, были узнаваемы. Чичиков же знаменует собой вторжение в русскую жизнь нового зла, связанного с капиталистическими тенденциями развития страны. Служение «копейке», безудержное стремление к наживе - это и есть «тайна Чичикова», которую автор раскрывает в конце первого тома. 

Сатирическое изображение России писатель рассматривал как задачу, возложенную на него свыше: выставляя на всеобщее обозрение пороки и язвы общества, он должен был, затем открыть пути спасения и для отдельной заблудшей человеческой души, и для общества в целом. Теме омертвения человеческой души в поэме противопоставлена тема естественного человека, идея о первоначально благой и чистой человеческой душе. Антитеза мертвого и живого («естественного») составляет глубинную коллизию поэмы. Это противостояние чаще всего обнаруживается в авторских отступлениях и вставных эпизодах. В первых шести главах автор не устает напоминать о том, что изначальная природа человека светла и гармонична. Благая природа человека - залог его духовного воскрешения. Поэтому во второй части первого тома (начиная с седьмой главы) речь идет уже не столько о мертвой душе, сколько о душе дремлющей, обнаруживающей себя лишь в некие кризисные моменты.

Композиционная роль лирических отступлений в поэме многообразна. Помимо проповедования душевной чистоты и духовного преображения мира в них звучат размышления о самобытности и талантливости русского народа, о назначении писателя, о судьбе России. Благодаря оригинальности и смелости композиционного решения в «Мертвых душах» воистину явлена «вся Русь» - не только как страна, заслуживающая осмеяния, по и как держава, которой предначертано великое будущее.

Рефлексия этапа

-Расскажите о творческой истории "Мертвых душ".

-Как вы думаете, почему Гоголь сжег второй том поэмы?

  1. Работа над терминами в парах

-Установите соответствие между понятиями их толкованиями

Жанр

«форма авторской речи», слово автора-повествователя, отвлекающееся от сюжетного описания событий для их комментирования и  оценки или по иным поводам, прямо не связанным с действием произведения… Они непосредственно связаны с действием произведения… они непосредственно вводят в мир авторского идеала и помогают строить образ автора как живого собеседника читателя

Роман

лиро-эпическое произведение, написанное, как правило, стихами и воспевающее какие-либо знаменательные события, возвышенные характеры, прекрасные человеческие деяния

Поэма

большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

Лирическое отступление

род произведений в области какого-н. искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Самооценивание с экрана

Жанр

род произведений в области какого-н. искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Роман

большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

Поэма

лиро-эпическое произведение, написанное, как правило, стихами и воспевающее какие-либо знаменательные события, возвышенные характеры, прекрасные человеческие деяния

Лирическое отступление

«форма авторской речи», слово автора-повествователя, отвлекающееся от сюжетного описания событий для их комментирования и  оценки или по иным поводам, прямо не связанным с действием произведения… Они непосредственно связаны с действием произведения… они непосредственно вводят в мир авторского идеала и помогают строить образ автора как живого собеседника читателя



  1. Жанровое своеобразие произведения

 Писателю всегда было «тесно» в одной сфере деятельности, в одном направлении творчества, в одном жанре литературы. Жанровое своеобразие этого произведения во многом определилось его идейно-художественным содержанием.

      Работая над ним, Гоголь в письмах к друзьям называл свое новое творение то романом, то поэмой. На сделанном по рисунку автора титульном листе первого издания под заглавием, характерного для плутовского романа: «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (вы уже знаете, что первая половина заглавия была дана по требованию цензуры), крупным шрифтом был выведен подзаголовок «Поэма». Это окончательное определение писателем жанра «Мертвые души» вызывало немало недоумений: слишком не похожа сатира Гоголя на то, что привыкли называть поэмой.

      Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос:

Какой же смысл вкладывал автор в такое обозначение жанра своего романа?

Почему свое прозаическое сатирическое произведение Гоголь назвал поэмой, а не романом?
Задание

Группы 1-2 находят жанровые признаки романа в произведении

Группы 3-4 – находят жанровые признаки поэмы
Оценивание учителем по Листу оценивания
Информация для учителя

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, совершим небольшой экскурс в теорию литературы.

Давайте вспомним, что такое поэма как жанр (вид) лиро-эпических произведений?

(В большинстве случаев поэма представляет собою лиро-эпическое произведение, написанное, как правило, стихами и воспевающее какие-либо знаменательные события, возвышенные характеры, прекрасные человеческие деяния.)

Казалось бы, все в этой формулировке противоречит, на первый взгляд, содержанию прозаического сатирического произведения Гоголя.

Но не будем торопиться с выводами, а попробуем разобраться в этом кажущемся противоречии.

- Вспомните и назовите ранее прочитанные вами произведения, относящиеся к жанру поэмы.

(поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»;

-замечательные творения древнерусской литературы – героическая поэма «Слово о полку Игоревом»;

- героическая поэма А. С. Пушкина «Полтава»;

- героическая поэма М. Ю Лермонтова «Песня про купца Калашникова»;

- романтическая поэма А. С. Пушкина «Цыганы»;

- романтические поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри»;

- сатирические поэмы, осмеивающие низкое, пошлое, безобразное в жизни:

А. С Пушкин  «Граф Нулин», М. Ю Лермонтов «Тамбовская казначейша»

- реалистические поэмы, получившие свое развитие в литературе II половины 19 века.

Сюда можно отнести поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо?»)

    Если мы будем анализировать содержание названных вами поэм, то увидим, что соотношение лирического и эпического элементов в различных произведениях, написанных в этом жанре, может быть весьма неодинаковым. Существуют поэмы, в которых преобладает повествование, т. е. эпическое начало (например, поэма А. С. Пушкина «Полтава»), и поэмы, в которых преобладает лирическое начало (например, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»). Но здесь важно не количественное соотношение этих элементов, а тот внутренний напряженный лиризм, который присущ тому и другому типу поэм.

  Таким образом, можно сделать вывод, что в поэме как жанре (виде) лиро-эпических произведений соединяются сюжетность, событийность (что характерно для эпоса) и открытое выражение автором или лирическим героем своих чувств (что характерно для лирики).

   Если мы обратимся к «Словарю литературоведческих терминов», то прочитаем о том, что своеобразие поэмы как жанра «основано на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц… и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя, играющего в поэме активную роль».

 

 - Итак, сначала определим наличие в «Мертвых душах» повествовательного, сюжетного, эпического элемента. В чем он проявляется? С образом какого героя произведения связан?

(Сюжетная, событийная сторона этого произведения связана с путешествием П. И. Чичикова по усадьбам окрестных помещиков с целью покупки у них за незначительную сумму «мертвых душ» для того, чтобы заложить их, как живые, в Опекунский совет и получить изрядную сумму денег).

     Но наличие повествовательного, эпического элемента больше характеризует «Мертвые души» как роман, к чему первоначально склонялся и сам Гоголь.

-Почему же жанровое обозначение «роман» перестало удовлетворять писателя?

- Что дало право Гоголю назвать «Мертвые души» прозаической «поэмой», как он сам определил жанр своего произведения?

   Для этого вновь обратимся к замыслу «Мертвых душ», потому что наименование творения Гоголя поэмой прежде всего связано с неосуществившимся замыслом писателя.

    Первоначальный замысел Гоголя показать Русь «с одного боку» уступает более объемной и сложной задаче: наряду со всем дурным «выставить на всенародные очи» и все хорошее, дающее надежду на будущее национальное возрождение. Это возрождение Гоголь связывает не с социальными переменами, а с духовным преображением русской жизни. Социальные пороки он объясняет духовным омертвлением людей. Название «Мертвые души» приобретает у него символический смысл.

    Таким образом, помимо обличающего начала, по замыслу автора, в его произведении должно было присутствовать начало утверждающее.

     А наличие этого начала является признаком поэмы, жанра «воспевающего». 

    Сложный и оригинальный замысел поэмы требовал для своего воплощения оригинальных художественных решений. Жанровое обозначение «роман» перестает отвечать природе развивающегося замысла, и Гоголь называет теперь «Мертвые души» поэмой. Этот замысел ориентируется уже на «Божественную комедию» Данте, поэта эпохи Возрождения, с ее трехчастным построением: «ад», «чистилище», «рай».

   В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад. Они проходят через все его круги, перед их взором предстает целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины -  Италии, ее судьбы.

     По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы «Мертвые души»

   Идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте «Божественная комедия», которая называется «Ад».

    У Гоголя первый том «Мертвых душ» числится как ад современной, сбившейся с прямого пути русской действительности. Во втором томе намечается выход из ада к ее очищению и возрождению («чистилище»), а третий том должен был показать торжество светлых, жизнеутверждающих начал («рай»).

     И хотя замысел писателя оказался неосуществленным и задуманное трехчастное произведение не было написано, но элементы поэмы как жанра «воспевающего» присутствуют уже в первом томе «Мертвых душ».

-  Как вы думаете, какие элементы поэмы как жанра «воспевающего» присутствуют в «Мертвых душах»? назовите эти элементы.

( Конечно, это лирические отступления, которые в обилии присутствуют в тексте «Мертвых душ»)

- Дайте определение понятия «лирические отступления».

(Традиционно лирические отступления трактуются как «форма авторской речи», слово автора-повествователя, отвлекающееся от сюжетного описания событий для их комментирования и  оценки или по иным поводам, прямо не связанным с действием произведения… Они непосредственно связаны с действием произведения… они непосредственно вводят в мир авторского идеала и помогают строить образ автора как живого собеседника читателя» (Литературная энциклопедический словарь)

    Очень часто в силу семантики слова «отступление» (вставное место в каком-либо изложении, повествовании, являющееся отклонением от основной темы) лирические отступления понимаются как нечто второстепенное, не относящееся к сюжету. Однако в поэме «Мертвые души» эти «отрывки», «отступления»структурно необходимы, существенны для понимания любого художественного образа и авторского замысла в целом. Поэтому правильнее говорить в отношении «Мертвых душ» не о лирических отступлениях, а об общем лирическом пафосе, лиризме, которым проникнуто все произведение, который входит в его структуру).

   Чем лирические отступления отличаются от авторских отступлений? Приведите примеры авторских отступлений.

   (Понятие «лирические отступления» отличаются от понятия «авторские отступления» тем, что авторские отступления лишены эмоциональной окраски. Например, рассуждение о «тонких» и «толстых», о «господах средней руки» и т. д.)

   - Какую роль лирические произведения играют в «Мертвых душах»?

   - Чему они посвящены?

- Почему являются главным признаком «Мертвых душ» как поэмы?

   (Возможность лирических отступлений заявлена Гоголем в жанре: его прозаическая «поэма» (именно так определяет Гоголь свое творение) не только история чичиковской авантюры, но и песня о России, глубоко личные размышления и переживания Гоголя. Лирические отступления связаны с тем утверждающим началом, которое вступает в поэме Гоголя наряду с началом отрицания.

    Обличая современное ему состояние российского государства в образах помещиков и чиновников, Гоголь воспевает Русь в ее глубоких народных основах).

    Главная тема поэмы – Русь, ее прошлое, настоящее и будущее, и все лирические отступления хотя бы краешком затрагивают, развивают эту тему.

      Даже так называемые «бытовые» авторские отступления, роль которых у Гоголя играют развернутые сравнения – «лесенки», в которых автор, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета.

    Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного  образаРуси – от бытовых деталей до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица – тройка)

 Тема «дороги» - вторая важнейшая тема 2Мертвых душ», связанная с темой России. Дорога – образ организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути («Прежде, давно, в лета моей юности…»)

   Таким образом, лирические отступления – очень важная часть «Мертвых душ».

   - Каким предстает Гоголь в поэме, благодаря лирическим произведениям? Какова роль автора в «Мертвых душах»?

    (Гоголь в своей поэме выступает прежде всего как мыслитель и созерцатель, пытающийся разгадать таинственную птицу – тройку – Русь.

(«Не так ли и ты Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?... Русь! Куда несешься? Дай ответ. Нет ответа»)

  Лирические отступления в поэме глубокие, философские, серьезные. В них звучат мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа.

   При помощи лирических отступлений автор рисует очень широкую, необъемную картину русской жизни своего времени, дополняя ее собственными суждениями и авторской индивидуальностью.

    В поэме нет героя, близкого автору. Своеобразие «Мертвых душ» заключается в том, что помещикам, чиновникам – взяточникам, аферисту Чичикову противопоставлен сам автор. Поэтому в авторских раздумьях выражается нравственный идеал писателя, его мечта о «высоком достоинстве человека», его «великих и святых обязанностях». Именно с позиции этого идеала Гоголь судит пошлость «прошлого человека», омертвелость человеческих душ. Автор – человек своего времени, потрясенный бедами и страданиями своей Родины. Он мечтает о счастливом будущем, о благополучии своего русского народа.


https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/08/26/literatura-9-klass-seriya-urokov-po-poeme-nvgogolya-mertvye

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/08/21/urok-literatury-v-9-klasse-na-temu-zhanrovoe-sveobrazie-poemy-n

Конец урока

Рефлексия

В течение 1-2 минут каждый из учащихся записывает

  1. Идею, которая, по его мнению, была на уроке очень важной или даже самой главной

  2. Называет самый важный навык, который развивали сегодня на уроке

Учащиеся по желанию делятся рефлексией в классе





Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.


Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.




Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?