Файл: Методология функциональногомоделирования idef0Руководящий документ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семантика: значение синтаксических компонентов языка.
3.30 Синтаксис: Структурные компоненты или характеристики языка и правила, которые определяют отношения между ними.
3.31 Слияние: объединение двух или большего числа сегментов стрелок в один сегмент. Может означать «развязывание пучка» (см. 3.27 )

РД IDEF0 - 2000 11 3.32 С-номер: номер, создаваемый в хронологическом порядке и исполь- зуемый для идентификации диаграммы и прослеживания ее истории; мо- жет быть использован в качестве ссылочного выражения при определении конкретной версии диаграммы.
3.33 Стрелка: направленная линия, состоящая из одного или нескольких сегментов, которая моделирует открытый канал или канал, передающий данные или материальные объекты от источника (начальная точка стрел- ки), к потребителю (конечная точка с «наконечником»). Имеется 4 класса стрелок: входная стрелка, выходная стрелка, управляющая стрелка,
стрелка механизма (включает стрелку вызова). (См.: сегмент стрелки,
граничная стрелка, внутренняя стрелка).
3.34 Стрелка вызова: вид стрелки механизма, который обозначает обраще- ние из блока данной модели (или части модели) к блоку другой модели
( или другой части той же модели) и обеспечивает связь между моделями или между разными частями одной модели.
3.35 Стрелка механизма: класс стрелок, которые отображают механизмы
IDEF0, то есть средства, используемые для выполнения функции; включа- ет специальный случай стрелки вызова. Стрелки механизмов связываются с нижней стороной блока IDEF0.
3.36 Стрелка, помещенная в туннель (туннельная стрелка): стрелка (со специальной нотацией), не удовлетворяющая обычному требованию, со- гласно которому каждая стрелка на дочерней диаграмме должна соответ- ствовать стрелкам на родительской диаграмме.
3.37 Текст: любой текстовый (не графический) комментарий к графической диаграмме IDEF0.
3.38 Тильда: небольшая ломаная (волнистая) линия, используемая для со- единения метки с конкретным сегментом стрелки или примечания модели с компонентом диаграммы.
3.39 Точка зрения: указание на должностное лицо или подразделение орга- низации, с позиции которого разрабатывается модель
3.40 Узел: блок, порождающий дочерние блоки; родительский блок.( См.:
перечень узлов, дерево узлов, узловой номер, узловая ссылка, номер узла
диаграммы).
3.41 Узловая ссылка: код, присвоенный диаграмме, для ее идентификации и определения положения в иерархии модели; формируется из сокращен- ного имени модели и узлового номера диаграммы с дополнительными расширениями.
3.42 Узловой номер диаграммы: часть узловой ссылки диаграммы , которая соответствует номеру родительского блока.
3.43 Узловой номер: код, присвоенный блоку и определяющий его поло- жение в иерархии модели; может быть использован в качестве подробного ссылочного выражения.
3.44 Управляющая стрелка: класс стрелок, которые в IDEF0 отображают


РД IDEF0 - 2000 12
управления, то есть условия, при выполнении которых выход блока будет правильным. Данные или объекты , моделируемые как управления, могут преобразовываться функцией, создающей соответствующий выход.
Управляющие стрелки связываются с верхней стороной блока IDEF0.
3.45 Функция: деятельность, процесс или преобразование (моделируемые блоком IDEF0), идентифицируемое глаголом или глагольной формой, ко- торая описывает, что должно быть выполнено.
3.46 Цель: краткая формулировка причины создания модели.

РД IDEF0 - 2000 13 4. Синтаксис графического языка IDEF0.
Набор структурных компонентов языка, их характеристики и правила, опре- деляющие связи между компонентами, представляют собой синтаксис языка.
Компоненты синтаксиса IDEF0 – блоки, стрелки, диаграммы и правила..
Блоки представляют функции, определяемые как деятельность, процесс, опе- рация, действие или преобразование (см. ниже). Стрелки представляют дан- ные или материальные объекты, связанные с функциями. Правила опреде- ляют, как следует применять компоненты; диаграммы обеспечивают формат графического и словесного описания моделей. Формат образует основу для управления конфигурацией модели.
4.1 Блок.
Блок описывает функцию. Типичный блок показан на рис. 1. Внутри каждого блока помещается его имя и номер. Имя должно быть активным глаголом или глагольным оборотом, описывающим функцию. Номер блока размещается в правом нижнем углу. Номера блоков используются для их идентификации на диаграмме и в соответствующем тексте.
Рис. 1..
4.2. Стрелка.
Стрелка формируется из одного или более отрезков прямых и наконеч- ника на одном конце. Как показано на рис. 2, сегменты стрелок могут быть прямыми или ломаными; в последнем случае горизонтальные и вертикаль- ные отрезки стрелки сопрягаются дугами, имеющими угол 90
о
. Стрелки не представляют поток или последовательность событий, как в традиционных блок-схемах потоков или процессов. Они лишь показывают, какие данные или материальные объекты должны поступить на вход функции для того,
чтобы эта функция могла выполняться. Рис. 2. Синтаксис стрелок.
• Имя функции –глагол или глагольный оборот
• Показан номер блока
РАЗРАБОТАТЬ
МОДЕЛЬ
1


РД IDEF0 - 2000 14
4.3 Синтаксические правила.
Рис. 2..
4.3.1 Блоки
1.Размеры блоков должны быть достаточными для того, чтобы включить имя блока.
2.Блоки должны быть прямоугольными, с прямыми углами.
3.Блоки должны быть нарисованы сплошными линиями.
4.3.2 Стрелки
1. Ломаные стрелки изменяют направление только под углом 90 град.
2. Стрелки должны быть нарисованы сплошными линиями различной тол- щины.
3. Стрелки могут состоять только из вертикальных или горизонтальных от- резков; отрезки, направленные по диагонали , не допускаются.
4. Концы стрелок должны касаться внешней границы функционального бло- ка, но не должны пересекать ее.
5.Стрелки должны присоединяться к блоку на его сторонах. Присоединение в углах не допускается.
90
o
Прямолинейный отрезок стрелки
• Ломаный сегмент стрелки.
Дуга сопряжения –90 град.
Ветвление стрелок
• Слияние стрелок

РД IDEF0 - 2000 15 5. Семантика языка IDEF0.
Семантика определяет содержание (значение) синтаксических компонентов языка и способствует правильности их интерпретации. Интерпретация уста- навливает соответствие между блоками и стрелками с одной стороны и функциями и их интерфейсами – с другой.
5.1 Семантика блоков и стрелок
Поскольку IDEF0 есть методология функционального моделирования, имя блока, описывающее функцию, должно быть глаголом или глагольным обо- ротом; например, имя блока "Выполнить проверку", означает, что блок с таким именем превращает непроверенные детали в проверенные. После при- сваивания блоку имени, к соответствующим его сторонам присоединяются входные, выходные и управляющие стрелки, а также стрелки механизма, что и определяет наглядность и выразительность изображения блока IDEF0.
Чтобы гарантировать точность модели, следует использовать стандартную терминологию. Блоки именуются глаголами или глагольными оборотами и эти имена сохраняются при декомпозиции Стрелки и их сегменты, как от- дельные, так и связанные в «пучок», помечаются существительными или оборотами существительного. Метки сегментов позволяют конкретизировать данные или материальные объекты, передаваемые этими сегментами, с со- блюдением синтаксиса ветвлений и слияний.
Каждая сторона функционального блока имеет стандартное значение с точки зрения связи блок/стрелки, В свою очередь, сторона блока, к которой при- соединена стрелка, однозначно определяет ее роль. Стрелки, входящие в левую сторону блока - входы. Входы преобразуются или расходуются функцией, чтобы создать то, что появится на ее выходе. Стрелки, входящие в блок сверху - управления. Управления определяют условия, необходимые функции, чтобы произвести правильный выход. Стрелки, покидающие блок справа – выходы, т.е. данные или материальные объекты, произведенные функцией.
Стрелки, подключенные к нижней стороне блока, представляют механизмы.
Стрелки, направленные вверх, идентифицируют средства, поддерживающие выполнение функции. Другие средства могут наследоваться из родительско- го блока. Стрелки механизма, направленные вниз, являются стрелками вызо- ва. Стрелки вызова обозначают обращение из данной модели или из данной части модели к блоку, входящему в состав другой модели или другой части модели, обеспечивая их связь, т.е. разные модели или разные части одной и той же модели могут совместно использовать один и тот же элемент (блок).
Стандартное расположение стрелок показано на рис.3.


РД IDEF0 - 2000 16
Рис.3.
5.2 Имена и метки.
Как указывалось, имена функций – глаголы или глагольные обороты. При- меры таких имен:
производить детали планировать ресурсы наблюдать наблюдать за выполнением проектировать систему эксплуатировать разработать детальные чертежи изготовить компонент проверять деталь
Стрелки идентифицируют данные или материальные объекты, необходимые для выполнения функции или производимые ею. Каждая стрелка должна быть помечена существительным или оборотом существительного, напри- мер:
Спецификации отчет об испытаниях бюджет
Конструкторские требования конструкция детали директива
Инженер-конструктор плата в сборе требования
Пример размещения меток стрелок и имени блока показан на рис. 4.
5.3 Семантические правила блоков и стрелок
1.
Имя блока должно быть активным глаголом или глагольным оборотом.
2.
Каждая сторона функционального блока должна иметь стандартное от- ношение блок/стрелки:
а)
входные стрелки должны связываться с левой стороной блока;
б)
управляющие стрелки должны связываться с верхней стороной блока;
в)
выходные стрелки должны связываться с правой стороной блока;
г) стрелки механизма (кроме стрелок вызова) должны указывать вверх и подключаться к нижней стороне блока.
д) стрелки вызова механизма должны указывать вниз, подключаться к ниж- ней стороне блока, и помечаться ссылкой на вызываемый блок.
ФУНКЦИИ
ИМЯ
Управление
Вход
Механизм
Вызов
Выход

РД IDEF0 - 2000 17
Рис.4.
3.
Сегменты стрелок, за исключением стрелок вызова, должны помечаться существительным или оборотом существительного, если только единствен- ная метка стрелки несомненно не относится к стрелке в целом.
4.
Чтобы связать стрелку с меткой, следует использовать "тильду" ( ) .
5. В метках стрелок не должны использоваться следующие термины:
функция, вход, управление, выход, механизм, вызов.
5.4 Диаграммы IDEF0.
IDEF0-модели состоят из трех типов документов: графических диаграмм,
текста и глоссария. Эти документы имеют перекрестные ссылки друг на друга. Графическая диаграмма – главный компонент IDEF0-модели, содер- жащий блоки, стрелки, соединения блоков и стрелок и ассоциированные с ними отношения. Блоки представляют основные функции моделируемого объекта. Эти функции могут быть разбиты (декомпозированы) на составные части и представлены в виде более подробных диаграмм; процесс декомпо- зиции продолжается до тех пор, пока объект не будет описан на уровне дета- лизации, необходимом для достижения целей конкретного проекта. Диа- грамма верхнего уровня обеспечивает наиболее общее или абстрактное опи- сание объекта моделирования. За этой диаграммой следует серия дочерних диаграмм, дающих более детальное представление об объекте.
ВЫПОЛНИТЬ
ДЕТАЛИРОВКУ
КОНСТРУКЦИИ
Конструкторские требования
Чертеж
Общего вида конструктор
Инженер-
Комплект
Детальных чертежей
MFG/A631


РД IDEF0 - 2000 18
5.5 Контекстная диаграмма верхнего уровня.
Каждая модель должна иметь контекстную диаграмму верхнего уровня, на которой объект моделирования представлен единственным блоком с гранич- ными стрелками. Эта диаграмма называется A-0 (А минус нуль). Стрелки на этой диаграмме отображают связи объекта моделирования с окружающей средой. Поскольку единственный блок представляет весь объект, его имя –
общее для всего проекта. Это же справедливо и для всех стрелок диаграммы,
поскольку они представляют полный комплект внешних интерфейсов объек- та. Диаграмма A-0 устанавливает область моделирования и ее границу. При- мер диаграммы A-0 показан на рис. 5.
Рис.5.
Контекстная диаграмма A-0 также должна содержать краткие утверждения,
определяющие точку зрения должностного лица или подразделения, с пози- ций которого создается модель, и цель, для достижения которой ее разраба- тывают. Эти утверждения помогают руководить разработкой модели и вве- сти этот процесс в определенные рамки. Точка зрения определяет, что и в каком разрезе можно увидеть в пределах контекста модели. Изменение точ- ки зрения, приводит к рассмотрению других аспектов объекта. Аспекты,
важные с одной точки зрения, могут не появиться в модели, разрабатываемой с другой точки зрения на тот же самый объект.
Формулировка цели выражает причину создания модели, т.е. содержит пере- чень вопросов, на которые должна отвечать модель, что в значительной мере
Руководство программиста
Потребности
Бригада программистов
Программа
Проектировать информационную программу
ЦЕЛЬ: оценка трудоемкости, планирование, организация информационного потока, определение функций менеджера проекта.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Служба информационной интеграции
QA/A-0
Управлять информационными ресурсами
Оперативные данные
0

РД IDEF0 - 2000 19
определяет ее структуру. Наиболее важные свойства объекта обычно выяв- ляются на верхних уровнях иерархии; по мере декомпозиции функции верх- него уровня и разбиения ее на подфункции, эти свойства уточняются. Каждая подфункция, в свою очередь, декомпозируется на элементы следующего уровня, и так происходит до тех пор, пока не будет получена релевантная структура, позволяющая ответить на вопросы, сформулированные в цели моделирования. Каждая подфункция моделируется отдельным блоком Каж- дый родительский блок подробно описывается дочерней диаграммой на более низком уровне. Все дочерние диаграммы должны быть в пределах области контекстной диаграммы верхнего уровня.
5.6 Дочерняя диаграмма .
Единственная функция, представленная на контекстной диаграмме верхнего уровня, может быть разложена на основные подфункции посредством созда- ния дочерней диаграммы. В свою очередь, каждая из этих подфункций может быть разложена на составные части посредством создания дочерней диа- граммы следующего, более низкого уровня, на которой некоторые или все функции также могут быть разложены на составные части. Каждая дочерняя диаграмма содержит дочерние блоки и стрелки, обеспечивающие дополни- тельную детализацию родительского блока.
Дочерняя диаграмма, создаваемая при декомпозиции, охватывает ту же об- ласть, что и родительский блок, но описывает ее более подробно. Таким образом, дочерняя диаграмма как бы вложена в свой родительский блок. Эта структура иллюстрируется рис. 6.
5.7 Родительская диаграмма
Родительская диаграмма – та, которая содержит один или более родитель- ских блоков. Каждая обычная (не-контекстная) диаграмма является также дочерней диаграммой, поскольку, по определению, она подробно описывает некоторый родительский блок. Таким образом, любая диаграмма может быть как родительской диаграммой (содержать родительские блоки), так и дочер- ней (подробно описывать собственный родительский блок). Аналогично,
блок может быть как родительским (подробно описываться дочерней диа- граммой) так и дочерним (появляющимся на дочерней диаграмме). Основное иерархическое отношение существует между родительским блоком и дочер- ней диаграммой, которая его подробно описывает (рис.6).