Файл: Характеристика психологического здоровья на разных этапах онтогенеза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»



(наименование института полностью)

Гуманитарно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.04.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Характеристика психологического здоровья на разных этапах онтогенеза.

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №_1
по учебному курс

«Характеристика психологического здоровья на разных этапах онтогенеза»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося










(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХмвд-2204а













Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022



Практическое задание 1.



Тема 2.2. Характеристика психологического здоровья на разных этапах онтогенеза

Цель занятия: изучить характеристику психологического здоровья на разных этапах онтогенеза.

Вопрос: №1


Формулировка задания 1.1. Изучите учебный материал по теме «Характеристика психологического здоровья на разных этапах онтогенеза», проанализируйте материал, выделите этапы, характеристики физического и психического здоровья и заполните табл. 1.1.
Ответ:
Таблица 1.1

Характеристика физического и психического здоровья

на разных этапах онтогенеза




п/п


Этапы онтогенеза

Характеристика

физического здоровья

Характеристика

психического здоровья

1

Новорож денности до 1 месяца

Первый этап приспособления к новым условиям внешней среды (нестерильные условия, более низкой температуре). Отпадает пуповина. Ребенок начинает самостоятельно питаться. Начинается легочное дыхание. Устанавливается внеутробное кровообращение, боталлов проток и овальное отверстие между предсердиями зарастают. Устанавливаются собственные: суточный биоритм и эндогенный цикл сна

Снижены ввиду незрелости иммунной, нервной и других систем. Иммунитет пассивный за счет антител, полученных из материнского организма через плаценту и с молозивом. Нуждается в уходе и защите матери Критический период

2

Младенческий (грудной) до 1года

Интенсивный рост и развитие: длина тела увеличивается в 1,5 раза, масса в 3 раза. Роднички закрываются, появляются изгибы позвоночника. Бурный рост головного мозга, формируется вторая сигнальная система развиваются статические функции. Интенсивное психоэмоциональное развитие. Прорезываются молочные зубы. Пассивный иммунитет постепенно ослабевает, приобретенный слабо выражен, синтезируются антитела

Снижены ввиду бурного роста, морфологической незаконченности строения и функциональным несовершенством систем органов

3

Раннее детство до 4 лет

Продолжается рост и развитие ребенка, интенсивность роста снижается. Прорезываются все 20 зубов

Адаптационные возможности организма повышаются постепенно

4

Первое детство 4-7 лет

Первый ростовой скачок. Прорезываются большие коренные зубы. Появление половых различий в строении скелета, отложении жира, психики

Адаптационные возможности организма повышаются постепенно




5.

Второе детство (предпубер татный) 7-12 лет

Усиленный рост, особенно мышечной системы. Заканчивается развитие дыхательной системы. Начинается смена молочных зубов на постоянные. Повышение секреции половых гормонов. Начало развития вторичных половых признаков (у девочек раньше)

Адаптационные возможности организма повышаются постепенно




6.

Подростковый (пубертатный)

12 - 15-16 лет.

Ростовой скачок. Заканчивается формирование кровеносной системы, желудка и ряда других органов. Постоянные зубы. Интенсивное половое созревание: усиливается выработка гормонов, формируются половые особенности тела, заканчивается развитие вторичных половых признаков, у девочек появляется менархе, у мальчиков поллюции. Половое созревание характеризуется биохимическими, гормональными, физиологическими, морфологическими, нервнопсихологическими перестройками организма

Адаптационные возможности .Снижены. Критический период. Пубертатные поведенческие кризы агрессивность

7.

Юношеский (постпубертат- ный) 15-16 - 18-21 год

К концу периода прекращается рост тела. Заканчивается окончательное формирование всех систем органов. Завершается половое созревание. Активное развитие интеллекта

Адаптационные возможности. Могут быть снижены. Акселерация. Психоневрозы

8.

Первая зрелость 18-21- 35 лет

Развитие взрослого организма. Устойчивый гомеостаз. Способность к воспроизведению полноценного потомства

Адаптационные возможности. Максимальные

9.

Вторая зрелость до 55-60 лет

Физиологические изменения органов и обмена веществ, предшествующие инволюции. Замедление скорости ответных реакций. Снижение выработки гормонов, особенно половых. Проявляются заметные признаки старения организма в конце периода. Постепенно снижается репродуктивная способность, у женщин прекращаются менструации, теряется способность к деторождению

Повышается pиск развития соматических и психических болезней, возникновения опухолей. Может развиться климактерический синдром, психические расстройства

10.

Пожилой возраст до 75 лет

Постепенная инволюция органов и тканей организма. Скорость старения у разных систем органов неодинакова. Дряблость кожи. Ограничение подвижности суставов, снижение массы и тонуса мышц. Часто ожирение или резкое снижение веса. Снижение физической активности, повышенная утомляемость

Слабая устойчивость и адаптация к факторам среды.

Увеличена частота развития возрастных болезней: атеросклероза и других. Психоневрозы

11.

Старческий возраст до 90 лет

Инволюция всех систем. Снижение слуха, остроты зрения, памяти, воли, эмоций, психических реакций

Могут быть старческие депрессии

12.

Долгожите льство свыше 90 лет

Биологический феномен, обусловленный комплексом различных факторов, как биологических (наследственность, тип телосложения), так и социальных (традиции правильного поведения в стрессовых ситуациях), активным образом жизни и рациональным питанием

Могут быть старческие депрессии




Рекомендации к выполнению задания 1.1. Ознакомьтесь с научной литературой по изучаемой теме, расположенной в свободных источниках и учебниках «Психология здоровья 1», «Психология здоровья 2». Заполните табл. «Характеристика физического и психического здоровья на разных этапах онтогенеза».
Формулировка задания 1.2. Напишите письменную работу на одну произвольно выбранную из предложенного списка тему:

  1. Дайте понятие социально-психологических факторов, как они влияют на здоровье человека. Приведите пример.

  2. Объясните влияние возраста на здоровье и болезни человека. Приведите пример.

  3. Приведите примеры гендерных различий в популяризации здоровья, в возникновении болезней. Приведите пример.

  4. Объясните, как влияют социокультурные условия на здоровье и болезни человека. Приведите пример.

  5. Что такое «качество жизни» и «образ жизни», как они влияют на здоровье и болезни человека. Приведите пример.

  6. Каковы компоненты здорового образа жизни? Способы их формирования. Приведите пример.

  7. Объясните, как личностные особенности человека влияют на состояние его жизни и здоровья. Приведите пример.

Письменная работа должна соответствовать следующим требованиям:

  • соответствие содержания заявленной тематике;

  • отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок;

  • четкая композиция и структура, наличие содержания;

  • логичность и последовательность в изложении материала;

  • представленный в полном объеме список использованной литературы;

  • корректно оформленный список использованной литературы;

  • наличие ссылок на использованную литературу в тексте доклада;

  • способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;

  • обоснованность выводов;

  • самостоятельность изучения материала и анализа;

  • отсутствие фактов плагиата;

  • объемом 3–5 печатных страниц;

  • письменная работа должна быть дополнена примером.


Рекомендации к выполнению задания 1.2. Ознакомьтесь с научной литературой по изучаемой теме, расположенной в свободных источниках и учебниках «Психология здоровья 1», «Психология здоровья 2». Определитесь с выбором темы из предложенного списка, подробно исследуйте выбранную Вами тему.

Вопрос№1.2

2.Объясните влияние возраста на здоровье и болезни человека. Приведите пример.
Ответ:

Старение и болезни Наука, изучающая болезни людей пожилого возраста, является составной частью геронтологии и называется гериатрией. Она изучает в основном особенности развития и течения заболеваний у людей пожилого и старческого возраста, их лечение и профилактику, а также, выясняет возможности влияния на процесс преждевременного старения, сохранения функциональной активности пожилых людей. Поскольку старение - физиологический процесс, плохое самочувствие у лиц пожилого возраста связывают с какой-либо патологией. Процесс старения тесно взаимосвязан с болезнями, сопровождающими его. Болезнь, но не старение может явиться причиной нарушения гомеостаза в любом возрасте. По мере старения человека, его органы подвергаются определенным изменениям, ни одно из которых само по себе не относится к летальным. Однако эндо- и экзогенные факторы, вызывающие в зрелом возрасте адекватные реакции, у лиц пожилого и старческого возраста могут стать причиной нарушения различных функций организма и многих патологических изменений. С возрастом вероятность появления патологических процессов возрастает; смерть часто наступает в результате болезней в пожилом возрасте. Основные виды патологии в пожилом и старческом возрасте, их морфофункциональные предпосылки Принято различать бессимптомные возрастные изменения, недомогания, не дающие клинических проявлений, часто наблюдающиеся у практически здоровых пожилых и старых людей, и болезни в этом возрасте, отличающиеся хроническим течением, иногда с осложнениями. Процесс "накопления" хронических заболеваний начинается в возрасте 40-49 лет. Недуги в старости - характеризуются прогрессированием, в отличие от недугов возникающих у людей других возрастов, и носящих преходящий характер (например, недуги в период новорожденности, недуги во время беременности и др.). Недуги в старости − закономерное явление, в принципе мало зависимое от внешней среды. Внешняя среда может послужить толчком, поводом для их 33 возникновения: может отяжелять их, влиять на сроки их развития (более ранние или поздние недуги), но не может устранить. К недугам появляющимся к старости относятся: ослабление зрения, слуха, памяти, быстрая утомляемость. Неотделимы от старости старческая катаракта, остеоартроз, гипертрофия простаты, старческое слабоумие и др. От старческих недугов следует отличать болезни, которые могут возникать в любом возрасте (брюшной тиф, туберкулез, рак и др.). Недуги в старости имеют свою морфофункциональную основу. В самой старости, в основе структурных перестроек тканей, органов лежит причина, вызвавшая болезни в этом периоде.
Возрастные изменения порождают симптомы болезни, особенно под воздействием стресса или острого заболевания. Так, изменения функций головного мозга вследствие нейронного апоптоза, нарушения холинергических процессов в ЦНС обусловливают развитие психических болезней, возникающих только в этом периоде, в частности старческого слабоумия, болезни Альцгеймера и др. Болезнь Альцгеймера - заболевание, характеризующееся распадом высших корковых функций, нарушением речи, памяти, расстройством ориентировки в пространстве при сохранении осознания своей психической несостоятельности. Изменения, происходящие в вегетативной нервной системе, предрасполагают к развитию невротических состояний. Ускоренное нарушение обмена моноаминов в черной субстанции мозга ведет к развитию паркинсонизма, характеризующегося повышением тонуса (гипертонией) мышц; избыточными дрожательными непроизвольными движениями (гиперкинезами), сокращениями мышц лица, туловища, конечностей и др., общей замедленностью движений (брадикинезией). Склероз коронарных артерий, ослабление контроля за их тонусом со стороны нервной системы, повышение чувствительности сосудов к вазопрессину, извращенные реакции на катехоламины способствуют развитию ишемической болезни сердца. Срывы гипоталамических механизмов регуляции, ослабление рефлексов механорецепторов сосудов, увеличение содержания вазопрессина в крови и повышение чувствительности к нему сосудов, а также снижение интенсивности почечного кровотока ведут к артериальной гипертензии. Значительная потеря кардиомиоцитов в результате апоптоза, а также снижение интенсивности энергетических процессов и сократительной способности миокарда обусловливают развитие сердечной недостаточности. Уменьшение активности β-клеток поджелудочной железы, их деструкция, появление в крови ингибиторов инсулина, снижение толерантности организма к глюкозе, способствует развитию сахарного диабета. Важную роль в развитии аутоиммунных, инфекционных, злокачественных заболеваний играет повышение чувствительности полиморфноядерных гранулоцитов к апоптической гибели. При активации апоптоза хондроцитов в суставных хрящах и межпозвоночных дисках повышается риск возрастной дегенерации хряща. Возрастзависимый апоптоз клеток внутреннего уха может являться 35 причиной нарушения слуха и равновесия. Одними из факторов, вызывающих снижение плодовитости, является апоптоз ооцитов. Активация аутоиммунных процессов обусловливает развитие недостаточности функции щитовидной железы.