Файл: Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕПЕТИЦИЯ (от лат repetitio - повторение) - осн. форма подготовки спектакля. Проводится театр. коллективом под рук. режиссера. В процессе Р.- чтения, обсуждения пьесы, многократного ее исполнения по отдельным сценам, актам и всей в целом - постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия идейного содержания драма-тургич. произв.,. яркого воплощения образов; они стремятся найти выразит, средства, необходимые для создания целостного по своему идейному и художеств. решению спектакля.

МОНОЛОГ - в драматическом произведении, пространное обращение одного действующего лица к другому или к группе персонажей, размышления героя вслух в моменты, когда он остается один, иногда речь персонажа, непосредственно адресованная к зрителю. М. позволяет исполнителю раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить противоречия его мировоззрения, сложность характера

МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений.

Сюжет (от  — предмет) — в литературе, драматургии, кино и играх — порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет — основа формы произведения.

КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (коллизия художественная) - противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения - один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и "энергией") развивающегося действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них свое сюжетное разрешение.

ФИНАЛ (птал.-final, от лат. finis - конец) - заключит, сцена оперы, балета, оперетты, драм. произв. Часто Ф.- кульминация всего произв. или акта. В оперных Ф. чередуются разл. эпизоды - сольные, ансамблевые, хоровые, причем последние обычно играют важную роль. Особое развитие Ф. получили в итал. опере-буффа 18 в. Каждое из двух ее действий завершалось большим Ф. В первом Ф. комич. интрига нагнеталась и обострялась, во втором - разрешалась. Большое значение в Ф. оперы-буффа имели ансамбли. Эту традицию развивали комич. и лирико-комич. оперы 18-19 вв. ("Свадьба Фигаро", "Севиль-ский цырюльник", "Проданная невеста"). В опере 19 в. сложились разные типы Ф. в зависимости от жанра произв. В декоративной "большой" опере - торжеств.-монументальные Ф. с ансамблями и хором (Ф. в "Гугенотах"); этот тип Ф. воспринят историко-патриотич. и героич. операми и муз. драмами (Ф. "Ивана Сусанина"; "Войны и мира" Прокофьева и др.). В лирико-психологич. опере сложился иной тип Ф.- интимные камерные сцены (дуэты в "Травиате" п "Евгении Онегине", ариозо - в "Отелло" Верди). В произв., сочетающих лирико-психологич. элементы с тенденциями "большой оперы", Ф. пишутся либо камерно-лирические ("Аида" - дуэт, "Мазепа" - колыбельная), либо монументальные (с хором). Иногда Ф. оперы сочетает два контрастных "плана" действия (Ф. "Кармен").

Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

  • Логика чтения. Логические паузы.

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.

  • Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

  • Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;

  • Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;

  • Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):

Громче – тише,

Выше – ниже,

Быстрее – медленнее.

Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.

Волшебный посредник – видение образа.

«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.

Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.



Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:

  1. Образный (сигналы I сигн. системы);

  2. Мыслительный (II сигн. Системы);

  3. Средний.

  • Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.

  • Позиция и поза.

    • Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.

  • Поза – это перенесение , перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.

  • Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.

  • Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.

    • Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.

  • Основой декламационного искусства должен быть ритм.

  • Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.

История возникновения театра в России.

Введение


История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века –«потеха» (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» – «игрище», «игра». В русском средневековье были распространены синомичные им определения – «бесовские», или «сатанические», скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры скоморошеские», «пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, и ряжение. Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины «игрище» и «игра» в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

Народное творчество


Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряжением, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.

Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный
, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались «русалиями». В XV веке содержание понятия «русалии» определялось так: бесы в образе человеческом. А московский «Азбуковник» 1694 года уже определяет русалии как «игры скоморошеские».

Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны «народными массами», а с другой – феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.

В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.

Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.

Скоморошество


Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев – скоморохов. Скоморошество – явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был «глум», т. е. сатира. Скоморохов именуют «глумцами», т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.