Файл: Программа профессиональной переподготовки Практическая психология и коучинг современные подходы к работе с клиентами (1560) Дисциплина Конфликтология и медиация Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ И ИНЦИДЕНТ.
Конфликтная ситуация — крайняя степень обострения накопившихся противоречий.
При этом для перехода этих противоречий в конфликтную ситуацию необходим ряд условий:
- Сложившаяся ситуация должна иметь большое значение для конфликтующих сторон.
- Превышение уровня толерантности (индивидуальной или групповой) по отношению к этому препятствию.
Каждый конфликт может играть как положительную, так и отрицательную роль.
Негативные (деструктивные) стороны конфликта для его участников:
Поражение снижает самооценку личности.
Негативные последствия конфликта для группы:
Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом.
При учащении конфликтов снижается групповая сплоченность.
Этапы медиации. 2. Анализ фактов и выявление проблем
Этапы медиации. 3. Поиск альтернатив
Этапы медиации. 4. Переговоры и принятие решения
При составлении отчета целесообразно ответить на вопросы:
Что способствовало успеху переговоров, какие возникали трудности, как они преодолевались?
Что не было учтено при подготовке к переговорам и почему?
Какие возникли неожиданности в ходе ведения переговоров?
Каково было поведение партнера на переговорах?
Этапы медиации. 6. Правовая процедура и утверждение соглашения
Этапы медиации. 7. Выполнение, пересмотр и коррективы соглашения
Таким образом, медиатор может помочь сторонам:
Организовать процесс переговоров.
Рассмотреть каждый аргумент и найти решение для самых «горящих» проблем.
Модель конфликта включает структурные элементы:
- конфликтную ситуацию,
- источники конфликта,
- возможности экстраполяции конфликта,
- методы управления конфликтом,
- конструктивные и деструктивные последствия.
Основной источник возникновения конфликта — специфическое сочетание целого ряда факторов, как субъективных, так и объективных. Их совокупность — определенный набор обстоятельств, разрушающих равновесие системы взаимодействия противоборствующих сторон.
Началом конфликта можно считать момент, когда один из участников понимает, что претензии противоположной стороны нельзя совместить с его интересами. Степень этого несоответствия определяется тем, в какой мере альтернативные варианты развития событий могут удовлетворить притязания обеих сторон.
Протекание конфликта зависит от параметров внешней среды (условий проживания, социально-экономической обстановки и пр.). При этом важна характеристика социально-психологической среды конфликта, которая формируется в результате взаимодействия разных социальных групп, — важно, в каком коллективе возник конфликт, каковы мотивы людей и пр.
ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ И ИНЦИДЕНТ.
Конфликт основывается на совокупности противоречий, которые могут носить объективный или субъективный характер, восприниматься участниками конфликта как реальные или надуманные.
Конфликтная ситуация — крайняя степень обострения накопившихся противоречий.
При этом для перехода этих противоречий в конфликтную ситуацию необходим ряд условий:
- Сложившаяся ситуация должна иметь большое значение для конфликтующих сторон.
- Один из участников противостояния создает реальное препятствие для выполнения притязаний другого (даже если это субъективное восприятие, а не реальность).
- Превышение уровня толерантности (индивидуальной или групповой) по отношению к этому препятствию.
Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт иногда достаточно незначительного повода. Схема развития конфликта выражается формулой:
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ
Из формулы видно: чтобы конфликт возник, между участниками должна существовать конфликтная ситуация, а также должен появиться инцидент. Конфликтная ситуация и инцидент при этом независимы: они не становятся следствием или проявлением друг друга.
Каждый конфликт может играть как положительную, так и отрицательную роль.
Негативные (деструктивные) стороны конфликта для его участников:
Участие в конфликте в 31 % случаев приводит к серьезному ухудшению настроения сторон. Требуется довольно длительное время, чтобы вернуть стороны в первоначальное состояние или даже в относительное равновесие. Некоторые конфликты могут сопровождаться серьезными психическими, моральными или даже физическими травмами. Так, например, применение физического насилия при эскалации конфликта (его усилении) часто заканчивается смертью одного из оппонентов. Конфликт в обязательном порядке вызывает стресс у каждой из сторон, участвующих в нем. Часто этот стресс настолько силен, что приводит к обострению заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также болезней, связанных с нарушениями работы желудочно-кишечного тракта. Результатом конфликта может стать создание образа врага, который сохраняется на длительное время, даже если конфликт уже завершен. При любых незначительных трениях этот образ моментально восстанавливается, что часто приводит к развитию новых конфликтных ситуаций. Когда одна из сторон прекращает конфликт при помощи силы, в следующий раз в аналогичной ситуации (причем даже без достаточных к тому оснований) она вновь может использоватьметод насилия для разрешения конфликта.
Поражение снижает самооценку личности.
Негативные последствия конфликта для группы:
Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом.
При прекращении конфликта с использованием деструктивного решения в 19–30 % случаев серьезно ухудшаются взаимоотношения в коллективе.
При учащении конфликтов снижается групповая сплоченность.
Конфликт может привести к ухудшению группового взаимодействия, результатом чего может стать серьезное снижение качества работы коллектива в целом. Если конфликт то вспыхивает, то погашается, после его завершения качество работы группы будет ухудшаться.Понятие медиация
Медиация — процесс урегулирования спора между двумя конфликтующими сторонами путем вступления в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица — медиатора с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию. Медиация — альтернатива судебной процедуре и другим силовым способам разбирательства. Она обладает целым рядом преимуществ, главное из которых — принятие сторонами на добровольной и равноправной основе того решения, которое устроит всех участников спора и удовлетворит их интересы. Добровольность. В процесс медиации все стороны вступают добровольно, а медиатора выбирают по обоюдному согласию. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Равноправие сторон. Ни одна из них не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т. д. Принцип нейтральности медиатора. Важно, чтобы медиатор сохранял независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивал им равное право участия в переговорах. Естественно, медиатор — человек, и у него могут возникать свои чувства и оценки по поводу правильности или справедливости поведения одной из сторон, симпатии или предубеждения в отношении конфликтующих. Однако все свои чувства и оценки посредник обязан оставить за пределами процесса медиации. У профессионалов есть правило: на медиацию идти «пустым», то есть без каких-либо предубеждений. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность, не удается избавиться от эмоциональных оценок, он должен отказаться от ведения процесса.Конфиденциальность. Следование этому принципу предполагает, что всё, о чем говорится или что обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Этим медиация тоже весьма отличается от суда, где конфиденциальность противоречила бы принципу публичности судебного разбирательства. Медиация особенно эффективна в случаях, когда нужно восстановить отношения между людьми, взаимодействие которых должно быть сохранено в будущем. Например, опека над детьми при разводе, объединение компаний, отношения заказчика и подрядчика и пр. Судебная тяжба или арбитраж могут оставить у каждой стороны незаживающие раны, после чего возобновить необходимые или желательные отношения становится очень трудно. Первая стадия медиации закладывает основу взаимоотношений, которая будет соблюдаться на протяжении всего процесса. Медиатор должен потратить значительное количество времени и усилий, чтобы процесс медиации стал понятным и приемлемым для участников. В первой стадии медиации выделяется несколько последовательных позиций (шагов), которые могут сокращаться или варьироваться в зависимости от специфики ситуации. Каждая из позиций решает свою задачу и рассчитана на определенный эффект. Шаг 1. Расположение участников в пространстве. Целесообразно расположить участников так, чтобы они удобно сидели (в соответствии с их желаниями — полукругом, командами, индивидуально), хорошо слышали и видели друг друга. Нужно принять во внимание три важных аспекта: комфорт, коммуникацию и возможность контроля. Позиция самого медиатора должна подчеркивать его нейтральность по отношению к проблеме и оппонентам. Шаг 2. Ролевое разделение. Медиатор объявляет роли, которые будут выполняться им и участниками в ходе медиаторских сессий. Необходимо сразу же поблагодарить участников за то, что они выбрали именно этот способ урегулирования конфликта и пришли на встречу. Если кто-то из участников опоздал, рекомендуется повторить сказанное еще раз. Это будет свидетельством нейтральной роли медиатора и продемонстрирует: то, что сказано одному участнику, обязательно узнают и все остальные. Шаг 3. Информационный. Медиатор сообщает участникам все, что он знает о них и сложившейся ситуации, вновь демонстрируя, что ни от кого не держит секретов. Основные тезисы этого сообщения фиксируются на бумаге.
Шаг 4. Дискуссионный. В процесс переговоров по сигналу медиатора включаются участники. Например, так: «Должно быть трудно начинать первым, но все же попробуйте, пожалуйста, рассказать нам о своем видении проблемы». Этот шаг направлен на выявление скрытых проблем — айсбергов, которые участники пока понимают поверхностно. Задавая открытые вопросы и слушая молча, медиатор постепенно берет дискуссию в свои руки, начинает управлять ей, распознавать айсберги, интерпретировать и структурировать сказанное участниками. Поскольку большую часть разговора ведут участники, они на этом отрезке обычно начинают сердиться друг на друга, эмоциональный уровень сессии возрастает. Тем не менее каждому участнику процесса нужно предоставить слово для изложения его взгляда на ситуацию. Если участники слишком раздражены, и обстановка становится взрывоопасной, имеет смысл перебить их в определенный момент. Чтобы такое прерывание не выглядело недемократичным, можно заранее договориться о фиксированном времени каждого выступления. Шаг 5. Снижение эмоциональной напряженности. На этом этапе происходит перевод дискуссии в конструктивное русло: изучение ожиданий участников. Выслушивая их пожелания, медиатор в первом приближении делает мысленный прогноз о возможностях удовлетворения ожиданий и необходимых для этого технологиях. Шаг 6. Формирование правил поведения. Медиатор декларирует, выносит на обсуждение и принятие правила поведения на сессии. Участники должны осознать, что их поведение не может быть бесконтрольным и безнаказанным.