Файл: Программа профессиональной переподготовки Практическая психология и коучинг современные подходы к работе с клиентами (1560) Дисциплина Конфликтология и медиация Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ И ИНЦИДЕНТ.

Конфликт основывается на совокупности противоречий, которые могут носить объективный или субъективный характер, восприниматься участниками конфликта как реальные или надуманные.

Конфликтная ситуация — крайняя степень обострения накопившихся противоречий.

При этом для перехода этих противоречий в конфликтную ситуацию необходим ряд условий:

- Сложившаяся ситуация должна иметь большое значение для конфликтующих сторон.

- Один из участников противостояния создает реальное препятствие для выполнения притязаний другого (даже если это субъективное восприятие, а не реальность).

- Превышение уровня толерантности (индивидуальной или групповой) по отношению к этому препятствию.

Каждый конфликт может играть как положительную, так и отрицательную роль.

Негативные (деструктивные) стороны конфликта для его участников:

Поражение снижает самооценку личности.

Негативные последствия конфликта для группы:

Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом.

При прекращении конфликта с использованием деструктивного решения в 19–30 % случаев серьезно ухудшаются взаимоотношения в коллективе.

При учащении конфликтов снижается групповая сплоченность.

Понятие медиация

В правилах работы должен содержаться ответ на вопрос, могут ли участники процесса общаться с медиатором по отдельности.

Этапы медиации. 2. Анализ фактов и выявление проблем

Этапы медиации. 3. Поиск альтернатив

В случае недостатка конструктивных предложений, полученных методом мозгового штурма, имеет смысл попросить участников еще раз подумать над ними дома или в перерывах между сессиями.

Этапы медиации. 4. Переговоры и принятие решения

Нужно помнить и еще об одном: слишком длинный список предложений для обсуждения в ряде случаев затрудняет принятие решения. Следовательно, его нужно максимально сократить.

Медиатор, продолжая начатые ранее действия, стремится перевести такой торг-конкуренцию в сотрудничество сторон по совместному решению проблем.

Задача этой стадии — оформление документа (плана или соглашения), в котором были бы четко изложены принятые участниками решения, их текущие намерения и варианты поведения в будущем.

Проект плана или соглашения раздается всем участникам, чтобы в преддверии следующей сессии они могли еще раз обдумать его и сделать свои поправки.

При составлении отчета целесообразно ответить на вопросы:

Что способствовало успеху переговоров, какие возникали трудности, как они преодолевались?

Что не было учтено при подготовке к переговорам и почему?

Какие возникли неожиданности в ходе ведения переговоров?

Каково было поведение партнера на переговорах?

Этапы медиации. 6. Правовая процедура и утверждение соглашения

Этапы медиации. 7. Выполнение, пересмотр и коррективы соглашения

Таким образом, медиатор может помочь сторонам:

Организовать процесс переговоров.

Рассмотреть каждый аргумент и найти решение для самых «горящих» проблем.

Разделить людей и проблемы.

Исследовать все перспективы.

«Построить мост» между сторонами.

Увидеть выход из конфликтной ситуации.

Этапы медиации. 3. Поиск альтернатив

На этой стадии нужно найти ответ на вопрос: как можно сделать то, что вы хотите, с наибольшим эффектом? В поиск ответа вовлекаются все участники. Несмотря на обилие проблем, выявленных и зафиксированных медиатором к этому моменту, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких базовых проблемах. Их нужно определить в первую очередь. После обзора всех проблем и выделения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Следующий шаг — анализ предложений на предмет их соответствия установленным критериям. Эти критерии также вырабатываются на сессии. Медиатор и сам может предлагать новые решения, однако не нужно злоупотреблять этим правом, чтобы не ослаблять творческий настрой участников. Свои предложения медиатору следует озвучивать лишь после того, как все участники высказались. Целесообразно делать это так: «Давайте представим, что случится, если...». Тон предложений должен быть таким, чтобы не создавалось впечатление о прессинге со стороны медиатора либо о его симпатиях одной из сторон. Предложения медиатора могут приниматься или отвергаться по усмотрению участников.

В случае недостатка конструктивных предложений, полученных методом мозгового штурма, имеет смысл попросить участников еще раз подумать над ними дома или в перерывах между сессиями.

Этапы медиации. 4. Переговоры и принятие решения

Главная задача этой стадии — кооперация участников, настраивание их на совместную работу. Для реализации этой задачи рационально начать диалог сторон с наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех хотя бы небольших компромиссах, которые были достигнуты в рамках этого диалога. Если разговор все же начинается с крупных проблем и предложений по их разрешению, важно в качестве позитивного фактора обращать внимание на то, что участники согласились обсуждать даже те проблемы, по которым ранее существовала высокая степень непримиримости.

Нужно помнить и еще об одном: слишком длинный список предложений для обсуждения в ряде случаев затрудняет принятие решения. Следовательно, его нужно максимально сократить.

Что касается непосредственных переговоров между сторонами, то они часто начинаются с обычного торга по принципу «ты мне, я тебе». «Я дам вам то, что вы больше всего желаете, если вы дадите мне то, чего больше всего хочу я». «Что бы вы могли предложить в обмен на ...» и т. д.

Медиатор, продолжая начатые ранее действия, стремится перевести такой торг-конкуренцию в сотрудничество сторон по совместному решению проблем.

Медиатор дает старт взаимодействию между сторонами и следит за тем, чтобы каждому участнику была предоставлена возможность высказаться, внести свои предложения и оценить предложения других без какого-либо давления, чтобы нить понимания между участниками не терялась и чтобы они не уходили в сторону от обсуждаемой проблемы. Медиатор может также остановить негативные выпады участников в адрес друг друга, напомнив им о правилах поведения на сессии.

Задача этой стадии — оформление документа (плана или соглашения), в котором были бы четко изложены принятые участниками решения, их текущие намерения и варианты поведения в будущем.

Медиатор на этой стадии организует составление плана, уточняет формулировки, записывает принятые решения. Важно внести в итоговый документ пункты, которые допускали бы возможность его корректировки в случае изменений. В процессе выработки приемлемого соглашения стоит помнить, что начинать путь к нему целесообразно с самых легких вопросов. Их решение оказывает положительное психологическое воздействие на участников переговоров и демонстрирует принципиальную возможность достижения договоренностей. Этот прием позитивно действует и на общественное мнение. Для облегчения пути к окончательному решению можно использовать такой метод: подводить промежуточные итоги, подчеркивая положительные достижения, начиная с легких и постепенно продвигаясь к более сложным вопросам. В ходе работы над соглашением рекомендуется использовать принцип: пусть решение будет легким для другой стороны. Легкости принятия решения способствует упоминание прецедента. Например, можно рассказать, что в похожей ситуации уже были случаи, когда стороны приходили к соглашению.

Проект плана или соглашения раздается всем участникам, чтобы в преддверии следующей сессии они могли еще раз обдумать его и сделать свои поправки.

По окончании переговоров их участники обычно готовят отчет. Ведь важно не только достигнутое соглашение, но и то, как проходили переговоры, каковы были высказывания партнеров и их реакция на предложения друг друга, что не вошло в итоговый документ, но может представлять интерес для дальнейшей работы.

При составлении отчета целесообразно ответить на вопросы:


Что способствовало успеху переговоров, какие возникали трудности, как они преодолевались?

Что не было учтено при подготовке к переговорам и почему?

Какие возникли неожиданности в ходе ведения переговоров?

Каково было поведение партнера на переговорах?

Этапы медиации. 6. Правовая процедура и утверждение соглашения

Часто конфликт между сторонами затрагивает их внешнее окружение, а принятое соглашение или план нуждается в институциализации, то есть в официальном закреплении, подтверждении. В этих случаях рекомендуется их правовое сопровождение и утверждение (ратификация) ответственными инстанциями: комитетами и комиссиями представительных органов власти, исполнительными структурами, судами и т. п. На медиаторской сессии следует определить, какие механизмы обеспечат самую быструю и эффективную ратификацию принятого документа, какие представители сторон будут этим заниматься и какие ресурсы для этого потребуются.

Этапы медиации. 7. Выполнение, пересмотр и коррективы соглашения

 В процессе работы с достигнутыми договоренностями ситуация может меняться, а пункты договоренностей — переосмысливаться. Возможно и возникновение непредвиденных (форс-мажорных) обстоятельств. Во всех этих случаях будет лучше, если стороны не ограничатся спонтанной реакцией, а заранее предусмотрят возможность новых встреч, согласований и обсуждений. Это будут мини-сессии с перечисленными выше стадиями. Поскольку стороны уже накопили опыт участия в медиаторском процессе, новые сессии займут значительно меньше времени, чем предыдущие. Следует подчеркнуть, что стадии 6 и 7 могут отсутствовать вообще (если принятое соглашение исчерпывает проблему и касается только участников медиации) либо проводиться сторонами самостоятельно, без участия посредника.

Таким образом, медиатор может помочь сторонам:

Организовать процесс переговоров.

Рассмотреть каждый аргумент и найти решение для самых «горящих» проблем.

Разделить людей и проблемы.

Исследовать все перспективы.

«Построить мост» между сторонами.


Увидеть выход из конфликтной ситуации.